Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:59, реферат
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству,.. “Первый энциклопедический ум среди греков - так назвал его К. Маркс.
Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся
древнегреческим философом-
Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме,. порядку и положению. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов. Душа также состоит из атомов и есть их временное соединение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы.
Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”, “Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”, “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”.
Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых (“Благомыслие отца - лучшее наставление детям”), словесному воздействию, воспитанию “убеждением и “доводами”, приучению к труду, без которого дети не могут “обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться”. Идеолог рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.
В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет Марруа А.И. История воспитания в античности. - М., 1998. - С. 80..
Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения (“темное познание”), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: “Многие многознайки не имеют ума”.
Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист,
идеолог рабовладельческой
Автор многочисленных
сочинений, Платон во многих из них
говорил о воспитании. Свою систему
взглядов на организацию воспитания
он изложил в трактатах “
Совершенное государство
Платона зиждется на разделении труда
между четырьмя разрядами свободных
граждан: философами, воинами, ремесленниками
и земледельцами. Каждый разряд должен
выполнять только свои обязанности
и не вмешиваться в функции
других. В учении о делении граждан
на разряди Платон руководствовался
своей классификацией частей души.
В противоположность Демокриту,
считавшему мир. единым и материальным,
Платон выступил с учением о делении
мира на мир идей и мир вещей. По
его идеалистическому учению, духовная
часть человека - душа живет до своего
вселения в телесную оболочку в мире
идей. Душе свойственны три части:
разумная, волевая и чувственная,
но одна из них преобладающая, и это
зависит от того, среди каких идей
обитала душа. Трем частям души у
Платона соответствуют три
В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин Сластёнин В.А. Педагогика. - М., 1997. - С. 71-75..
Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.
Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.
В “Государстве Платон
выдвинул идею общественного воспитания
детей с самого младшего возраста
и предложил определенную систему
ее организации. С 3 до 6 лет всех детей
всех жителей города или поселка
нужно собирать в особых местах для
игр. При этом специально назначенные
стражами закона женщины должны следить
за порядком и руководить играми. С
6 до 12 лет дети в государственной
школе учатся читать, писать, считать,
а также петь и играть на музыкальных
инструментах. С 12 до 16 лет они посещают
палестру, где главное внимание уделяется
разностороннему физическому
Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.
Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.
Необходимо отметить,
что Платон впервые рассматривал
вопросы воспитания маленьких детей
в системе, что было очень важно
для дальнейшего развития теории
дошкольного воспитания Коджаспирова
Г.М. История образования и
Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.
Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь - вещество, а медный шар - предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 33..
Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.
Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон - разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.
Большое внимание Аристотель
уделял воспитанию в дошкольном возрасте.
“Ко всему, к чему можно приучить
ребенка, лучше приучить его непосредственно
с пеленок”,- говорил он, причем утверждал,
что до 7 лет дети должны воспитываться
в семье. Следуя своему принципу природосообразности,
Аристотель дал общую характеристику
дошкольного возраста. До 7 лет, считал
он, в детях преобладает
В 7 лет мальчики переходят
в государственные школы (женщинам,
считал философ, не нужно давать такого
образования, как мужчинам). Аристотель
подчеркивал, что школы должны быть
именно государственные, а не частные,
потому что воспитание граждан - забота
государственная: “Не следует... думать,
будто каждый гражданин - сам по себе;
нет, все граждане принадлежат государству,
потому что каждый из них является
частицей государства. А забота о
каждой частице, естественно, должна иметь
в виду попечение о всем целом,
вместе взятом. В школах дети прежде
всего попадают к учителям гимнастики,
которые заботятся об их физическом
воспитании. Кроме того, в школе
дети обучаются чтению, письму, счету,
рисованию и музыке.. В более
старшем возрасте юноши изучают
литературу, историю, философию, математику,
астрономию. Музыке Аристотель придавал
очень большое значение как средству
воспитания и эстетического и
нравственногоБабишин С.Д. История
школы и народных педагогических
воззрений в свете фольклорных,
этнографических и
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.
Характерно, что, развивая
свою педагогическую теорию, Аристотель
как представитель
Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.
На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования.
Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества.
Женщина в Риме обладала известными правами (например, в области наследования), но мужчина был полным властелином и над детьми, и над женой.
До 4-5 лет мальчики
и девочки в семье