Педагогические взгляды Демокрита

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству,.. “Первый энциклопедический ум среди греков - так назвал его К. Маркс.

Работа содержит 1 файл

4.docx

— 27.18 Кб (Скачать)

Педагогические  взгляды Демокрита

Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству,.. “Первый энциклопедический  ум среди греков - так назвал его  К. Маркс.

Мысли Демокрита  о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга  по форме,. порядку и положению. Жизнь  и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов. Душа также  состоит из атомов и есть их временное  соединение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных  религиозных представлений: греческие  боги лишались сверхъестественных свойств  и силы.

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что  обучение, упражнение. Вот фрагменты  из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”, “Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”, “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”.

Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых (“Благомыслие отца - лучшее наставление  детям”), словесному воздействию, воспитанию “убеждением и “доводами”, приучению  к труду, без которого дети не могут  “обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться”. Идеолог  рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и  политической жизни.

В дошедших до нас  фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей  с малых лет Марруа А.И. История  воспитания в античности. - М., 1998. - С. 80..

Материалистическая  теория познания Демокрита, согласно которой  началом знания являются ощущения (“темное  познание”), а истина постигается  разумом (теоретическое мышление), который  свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: “Многие многознайки не имеют ума”.

Педагогические  идеи Платона

Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической  семье и получил блестящее  для того времени образование.

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них  говорил о воспитании. Свою систему  взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений  Платона и подчинены общим  задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и  формирования рабовладельца Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 2005. - С. 88..

Совершенное государство  Платона зиждется на разделении труда  между четырьмя разрядами свободных  граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности  и не вмешиваться в функции  других. В учении о делении граждан  на разряди Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир. единым и материальным, Платон выступил с учением о делении  мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека - душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это  зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у  Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в  тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его  место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части  станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный  порядок; функция же ремесленников  и земледельцев - материальное обеспечение  привилегированных. В государстве  Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие  каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые  моменты воспитательного опыта  Спарты и Афин Сластёнин В.А. Педагогика. - М., 1997. - С. 71-75..

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение  он включал приобретение знаний посредством  изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что  внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это  наслаждение и страдание и  что они окрашивают детские представления  о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию  детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно  читать и рассказывать маленьким  детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять  правила игры, не вносить в них  каких-либо новшеств; иначе, приучившись  к этому в игре, они захотят  внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить  нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать  детям не насильно, играючи”, ибо  “свободный человек никакой науке  не должен учиться рабски”. Большое  место в воспитании он отводил  песням и танцам.

В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему  ее организации. С 3 до 6 лет всех детей  всех жителей города или поселка  нужно собирать в особых местах для  игр. При этом специально назначенные  стражами закона женщины должны следить  за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной  школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных  инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется  разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно  с практическими целями (предвоенная  подготовка). С 18 до 20 лет они в  эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается  образование тех, кто по своим  возможностям должен остаться в разряде  воинов, ремесленников, земледельцев и  купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся  к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые  сильные в интеллектуальном отношении  продолжают свои занятия и, овладев  философией, становятся правителями  государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как  было в Спарте. Дети рабов к образованию  не допускаются.

Как видим, Платон заботился  прежде всего о правильном, с его  точки зрения, воспитании и образовании  детей рабовладельцев и свободных  граждан. Воспитание должно подготовить  их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей  в системе, что было очень важно  для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. - М., 2003. - С. 37..

Педагогическая  теория Аристотеля

Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся  во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись  на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.

Аристотель признавал  единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и  формы: так, медь - вещество, а медный шар - предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся  друг к другу, как материя и  форма. Аристотель считал мир постоянно  развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается  не под влиянием внешних сил, а  как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил  о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании  и размножении; животной, проявляющейся  в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и  познание, а также способность  подчинять себе растительное и животное начала Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 33..

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует  особого воздействия, Аристотель выделил  три стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.

Аристотель видел  цель воспитания в гармоническом  развитии всех сторон души, тесно связанных  природой, но особенно важным считал развитие высших сторон - разумной и волевой. При этом он полагал необходимым  следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать  возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое . в народе деление времени  соответственно, лунному календарю  “по седмицам”, он разделил время  воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности  каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в  каждый период. Это была первая в  истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно  с пеленок”,- говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться  в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь  развивать их организм. Главное для  маленьких - питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими  их возрасту играми, им полезно слушать  рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать  речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят  в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан - забота государственная: “Не следует... думать, будто каждый гражданин - сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о  каждой частице, естественно, должна иметь  в виду попечение о всем целом, вместе взятом. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе  дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более  старшем возрасте юноши изучают  литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и  нравственногоБабишин С.Д. История  школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических  материалов. - М., 1999. - С. 102..

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое  уравновешенное поведение можно  считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей  должны главным образом родители.

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой  аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных  граждан, о процветании рабовладельческого государства Джуринский А.Н. История  педагогики. - М., 2003. - С. 67..

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась  своеобразная практика семейного и  школьного воспитания и образования.

Длительное время  в римской семье сохранялись  воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего  воспитания зависел в первую очередь  от того, какое положение семья  занимала на социальной лестнице римского общества.

Женщина в Риме обладала известными правами (например, в области  наследования), но мужчина был полным властелином и над детьми, и  над женой.

До 4-5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались  вместе, затем их разделяли. Девочки  находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они  оставались в кругу женщин родительского  дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также  учили музыке, танцам, в богатых  семьях - греческому языку. Воспитанием  мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к  мужским занятиям, и прежде всего  учили их владеть оружием. Начальное  образование дети небогатых свободнорожденных  граждан получали в элементарных школах, которые были платными и  частными, в них допускались и  девочки. Детей знатных родителей  учили, как правило, домашние учителя, и прежде всего греческому языку  и литературе.

Информация о работе Педагогические взгляды Демокрита