Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа
Целью является Провести диагностику и выявить наиболее эффективные методы коррекции самооценки старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей подготовительной к школе группы
1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………. 6
1. 2. Психологические предпосылки самооценки у детей подготовительной к школе группы…………………………………………………………………… 10
1.3.Педагогические условия развития самооценки детей ………………………………..........................................................18
Рег №__________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность: 050703
дошкольная педагогика
и психология
с доп. специальностью
050707
Форма обучения: очная
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ »
ИРКУТСК 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей подготовительной к школе группы
1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………
1. 2. Психологические предпосылки самооценки у детей подготовительной к школе группы………………………………………………………………
1.3.Педагогические условия развития самооценки детей ………………………………..................
Введение
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности самооценки детей подготовительной к школе группы».
Целью является Провести диагностику и выявить наиболее эффективные методы коррекции самооценки старших дошкольников.
Объектом исследования является самооценка детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – Диагностика и коррекция самооценки старших дошкольников.
Гипотеза: мы предполагаем, что адекватную самооценку возможно развить за счет соблюдения следующих условий:
- общение со взрослыми
Поддержка проявлений самостоятельности
отметка успехов и неудач и, их оценивание
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую, литературу по проблемам, развитие самооценки старших дошкольников.
2. Рассмотреть роль самооценки старшего дошкольника в его развитии и формировании личности.
3. Подобрать методики и провести эксперимент по выявлению развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести коррекционную работу, направленную на коррекцию самооценки старших дошкольников.
5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
Методологической основой являются положения учёных о том, что:
Этапы:
1.Теоретический метод: метод анализа литературных данных
2.Эмпирический метод: констатирующий эксперимент, обработка результатов
Экспериментальная база:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей подготовительной к школе группы
1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Ими предложены определения, понятия, предложен ряд теорий, концепций, взглядов на проблему возникновения и проблему самооценки.
Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Каково мнение исследователей на понятие cамооценка?
Представлен анализ отечественных и зарубежных ученых:
Отечественные ученые | Зарубежные ученые | |
С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности.
| А. Бандура рассматривает самооценку как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики. | |
По А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» | Н. Бранден определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и отвечают требованиям реальности. | |
в чем же отличие самооценки у отечественных и зарубежных ученых? | ||
Вывод: В исследованиях отечественных психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. | Вывод: Зарубежные ученые рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями. Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». |
Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение».
Основными характеристиками самооценки, как указывают исследователи, являются: компонент , структурное образование, форма, механизм, процесс , стержневое образование, центральное ядерное образование, аспект.
Функции:
-оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним
-оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т. п.
-регуляторную и защитную функции в жизни человека, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.
-создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности.
-осознания индивидом моральных качеств личности
-формирует потребность соответствовать уровню требований окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок.
Виды самооценки:
1 Адекватная- позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
2 Неадекватно завышенная – переоценку себя субъектом
3 Неадекватно заниженная – недооценку себя
Авторы определяют самооценку как многомерное образование.
В структуре самооценки нет единого подхода. Так В.В. Столин выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного – воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.
B.C. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре компонента, отождествляемые им с фазами развития самосознания: сознание тождественности; сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности; осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Информация о работе Педагогические условия развития самооценки детей подготовительной к школе группы