Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:58, курсовая работа
В настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением значительно возросли требования к совершенствованию содержательной стороны деятельности современной системы дошкольного образования.
Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Документация, регламентирующая деятельность
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Историко-педагогический анализ проблемы деятельности
педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14
2.1. Психологическая служба как условие организации
деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14
2.2. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ
на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………….... 23
Список литературы ……………….………………………………………….. 26
Приложение 1 ………………………………………………………………… 28
Приложение 2 ………………………………………………………………… 29
Приложение 3 ………………………………………………………………… 30
Итоговый отчет - совокупность результатов профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности педагога-психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научно-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.
В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается [1].
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы деятельности
педагога-психолога в ДОУ
Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста и до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера мы можем рассмотреть опыт психологической службы ДОУ ряда стран.
Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800 годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей - отбор детей для обучения по специальным программам.
Интересен опыт развития психологической службы образования во Франции. В 1905 году Министерство образования Франции попросило исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате исследования открылась первая во Франции профессиональная психологическая служба. В последующее время в Париже обсуждается проект реорганизации существующей практики работы педагогов-психологов и создания единой системы психологической службы образования, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям.
Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность педагогов-психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.
В России первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 веков и связаны с так называемой педологией, которую И.А.Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности и в которой М.Я.Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека…»
И только в конце 60-х годов у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе образовательных учреждений. Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного дохода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявления некоторых общих закономерностей психического развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др.
С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.
Существенным этапом развития психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в образовательные учреждения г. Москвы должности педагога-психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в образовательные учреждения должности педагога-психолога, создание структуры психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования [19].
В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки «психолога» во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности педагога-психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. Основной целью как педагога-психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства [11]. И.В. Дубровина понимает под психологическим здоровьем смыслообразующую и системообразующую категорию профессионализма психологов образования [18]. Существует несколько концепций деятельности педагога-психолога. Наиболее известны концепции Л.М.Фридмана, И.В.Дубровиной, М.Р.Битяновой, С.Н.Кривцовой. В названных концепциях уделено серьезное внимание работе педагогов-психологов в дошкольных образовательных учреждениях[2].
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ
2.1. Психологическая служба как условие организации
деятельности педагога-психолога в ДОУ
В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение, которое рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Психологическая служба
ДОУ призвана содействовать:
- созданию условий для всестороннего развития
каждого ребенка;
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
- повышению психологической компетентности педагогов;
- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.
Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными задачами психологической
службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного
процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.
Функции психологической службы ДОУ:
· Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
· Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
· Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
· Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
· Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
· Участие в создании оптимальных условий
для развития и жизнедеятельности детей
в моменты инновационных изменений работы
ДОУ.
· Профилактическая и пропедевтическая
работа с педагогами и родителями по развитию
у детей личностных новообразований дошкольного
возраста.
· Обучение сотрудников ДОУ и родителей
полноценному развивающему общению с
детьми.
· Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания [3].
Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка педагогов-психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения.
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ:
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для
проведения психодиагностики осуществляется педагогом-психологом самостоятельно
в зависимости от уровня профессиональной
компетентности и круга решаемых развивающих
задач.
Обязательно:
· Обследование детей второй младшей группы
(3 года) для определения уровня психического
развития и выстраивания индивидуальной
траектории развития ребенка.
· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
· Диагностика воспитанников
в рамках психолого-медико-
· Диагностика психологической готовности
к обучению в школе детей подготовительной
группы.
Дополнительно:
· По запросам родителей, воспитателей,
администрации ДОУ и личным наблюдениям
психолог проводит углубленную диагностику
развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов
с целью выявления и конкретизации проблем
участников воспитательно-образовательного
процесса.
2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием
количества детей с пограничными
и ярко выраженными проблемами в
психическом развитии, перед психологической
службой стоит задача в рамках
психопрофилактического направления
содействовать первичной
Обязательно:
· Работа по адаптации субъектов образовательного
процесса (детей, педагогов, родителей)
к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История
развития ребенка») вновь поступающих
детей для получения информации о развитии
и здоровье ребенка, выявление детей группы
риска, требующих повышенного внимания
педагога-психолога;
- групповые и индивидуальные консультации
для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
· Отслеживание динамики социально-эмоционального
развития детей.
· Содействие благоприятному социально-психологическому
климату в ДОУ.
· Профилактика профессионального выгорания
у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ педагог-психолог
может выступать помощником администрации
в планировании, организации и преодолении
психологического сопротивления инновациям.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий
для раскрытия потенциальных во
Если в коррекционной
работе педагог-психолог имеет определенный
эталон психического развития, к которому
стремится приблизить ребенка, то в развивающей
работе он ориентируется на средневозрастные
нормы развития для создания таких условий,
в которых ребенок сможет подняться на
оптимальный для него уровень развития.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную
и развивающую работу в пределах своей
профессиональной компетентности, работая
с детьми, имеющими уровень психического
развития, соответствующий возрастной
норме. Важно помнить, что в том случае,
если отклонения выражены в значительной
степени, ребенка необходимо направить
на консультацию к специалистам психолого-медико-
Обязательно:
· Выстраивание индивидуальной траектории
развития ребенка в процессе консультирования.
· Проведение коррекционно-развивающих
занятий с детьми подготовительной группы,
с целью формирования учебно–важных качеств
(с учетом полученных диагностических
данных старшей группы).
Дополнительно:
· Проведение занятий с детьми других
возрастных групп.
· При изменении статуса учреждения, программы
развития, образовательной программы
учреждения (выборе комплексной программы)
- участие в экспертной оценке проектируемой
социально-образовательной среды.
Информация о работе Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ