Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:58, курсовая работа
В настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением значительно возросли требования к совершенствованию содержательной стороны деятельности современной системы дошкольного образования.
Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Документация, регламентирующая деятельность
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Историко-педагогический анализ проблемы деятельности
педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14
2.1. Психологическая служба как условие организации
деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14
2.2. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ
на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………….... 23
Список литературы ……………….………………………………………….. 26
Приложение 1 ………………………………………………………………… 28
Приложение 2 ………………………………………………………………… 29
Приложение 3 ………………………………………………………………… 30
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Кафедра педагогики
Курсовая работа
Педагогические условия организации деятельности
педагога-психолога в ДОУ
Выполнила:
студентка ОЗО 2 курса «Г» группы
Шихова Светлана Ивановна
Научный руководитель:
Черствая Ольга Евгеньевна
к.п.н. доцент кафедры педагогики
Вологда
2009
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14
2.1. Психологическая служба как условие организации
деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14
2.2. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ
на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………….………………………………………….. 26
Приложение 1 ………………………………………………………………… 28
Приложение 2 ………………………………………………………………… 29
Приложение 3 ………………………………………………………………… 30
Введение
В настоящее время
в связи с тяжелым
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Основные функции педагога-
В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому педагогу-психологу важно повышать уровень психологической культуры педагогов и родителей [14].
Основная сложность, с
которой может встретиться педа
В свое время замечательный советский психолог Л.С. Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. Искусство педагога-психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную [12].
Следует всегда помнить, что современные подходы и знания вырастают, по образному выражению В.П. Зинченко, «на плечах наших великих предшественников». Никем не оспаривается роль Л.С. Выготского как «первого из первых» специалистов отечественной психологии. Огромный вклад в развитие детской практической психологии внесли П.П. Блонский, А.Ф. Лазурский.
Значение психологической службы в детских дошкольных учреждениях неоднократно подчеркивала И.В. Дубровина. Доктор психологических наук профессор Т.Д. Марцинковская в своих трудах отражала разные стороны деятельности педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях [1].
Последнее время рынок переполнен учебно-методической и научной литературой. Молодому специалисту часто трудно сориентироваться, отделить главное от второстепенного. С чего же начинать, как правильно организовать свою работу? Для начала мы предлагаем выявить педагогические условия организации деятельности педагога-психолога.
Объект исследования – организация деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Предмет - педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Цель – выявить педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Задачи:
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности
педагога-психолога в ДОУ
педагога-психолога в ДОУ
Важным компонентом
профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях детского
дошкольного учреждения является оформление
разного рода документации. Документация
сопровождает каждое направление работы
педагога-психолога от просветительско-
Комплект (пакет) документации педагога-психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:
Данная документация
является нормативной базой
При оформлении специалиста на основе договора или контракта педагог-психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.
Специальная документация - это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида - свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Психологическое заключение
является основной рабочей документацией педагога
Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в дошкольном учреждении; график работы педагога-психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы педагога-психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы педагога-психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет педагога-психолога о проделанной работе (по итогам за год).
Хронометраж - совокупность
временных норм, регламентирующих выполнение
различных видов
График — распределение видов профессиональной деятельности педагога-психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу.
Годовой план - документ,
определяющий цели и задачи профессиональной деятельности педагога-психолога
дошкольного учреждения на учебный год
(стратегию профессиональной деятельности).
Поскольку одной из ведущих целей профессиональной
деятельности педагога-психолога является
психологизация педагогического (воспитательно-
Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.
Журнал психологических запросов - документ, фиксирующий "заказ", т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.
В случае необходимости
сохранения конфиденциальности запроса
дополнительно к журналу
Информация о работе Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ