Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение методов организации воспитательного процесса, а так же рассмотрение основных принципов воспитания.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Раскрыть определение воспитания, изучить цели воспитания;
Исследовать методы организации воспитательного процесса;
Рассмотреть основные принципы воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Методы организации воспитательного процесса……………………………..4

2.Принципы воспитания………………………………………………………….8

3.Характеристика педагогических понятий…………………………………....10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 33.11 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Методы организации воспитательного процесса……………………………..4

2.Принципы воспитания………………………………………………………….8

3.Характеристика педагогических понятий…………………………………....10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблемы  воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

     В наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

     Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

     Целью контрольной работы является изучение методов организации воспитательного процесса, а так же рассмотрение основных принципов воспитания.

    Исходя  из цели, были поставлены следующие  задачи:

  1. Раскрыть определение воспитания, изучить цели воспитания;
  2. Исследовать методы организации воспитательного процесса;
  3. Рассмотреть основные принципы воспитания.
 
  1. Методы  организации воспитательного  процесса

     Воспитание  – это сложный и противоречивый процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно – производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества.

     С точки зрения педагогической науки  воспитание – это особая целенаправленная организация взаимодействия между  преподавателем и воспитанником  при активной деятельности не только преподавателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом.

     Воспитательный  процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление  личности влияют как факторы макросреды – государство, интернет, средства массовой информации, так и микросреды – семья, учебная группа. Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя:

  1. Определение целей и задач;
  2. Применение действенных методов;
  3. Формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

    Цели  воспитания:

  • Формирование отношения личности к миру и к самому себе – предполагает такое воспитание при котором человек четко представляет характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально – волевые особенности.
  • Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание человека, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества.
  • Приобщение человека к культуре – воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности.

     Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения  образовательно-воспитательных задач. Кроме термина методы в педагогической литературе используются близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Четкого различия этих категорий не существует.

     Классификация методов — это выстроенная  по определенному признаку система  методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной  характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов  воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три  группы методов воспитания:

     1.Метод формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, например, методы убеждения, этическая беседа.

     2.Методы организации деятельности – накопление опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций.

     3. Методы стимулирования – активизация установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

     Рассмотрим  эти методы:

  1. Методы формирования сознания личности.

     Воспитание  должно формировать требуемый тип  поведения. Не понятия, убеждения, а  конкретные дела, поступки характеризуют  воспитанность личности. В этой связи  организация деятельности и формирование опыта общественного поведения  рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

     Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять  этой деятельностью педагоги могут  благодаря тому, что ее удается  разбить на составные части —  конкретные действия и поступки, а  иногда и на более мелкие части  — операции. 

     Убеждение – основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение главной  задачи воспитания – формирование мировоззрения, высоких гражданских  и политических качеств.

     Основные  инструменты метода убеждения –  вербальные (слово, информация), это  может быть лекция, рассказ. Очень  важно сочетание информативности  с эмоциональностью, что многократно  повышает убедительность сообщения. Монологические формы должны сочетаться с диалогическими, например, беседа, которая значительно повышает эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Роль воспитателя состоит в том, чтобы помочь обучаемым придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

     Метод примера. Существенное значение в убеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа, или показа опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельности происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

  1. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

     Упражнения  – система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет накапливать  опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, выработка положительных привычек поведения. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения – качества, которые основаны на сформированных воспитанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнять, чтобы выработать привычку. Успех метода упражнения зависит от всестороннего учета психологических, физических и индивидуальных качеств людей.

  1. Методы стимулирования.

     Психологическая основа этих методов состоит в  том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения  воспитуемого со стороны товарищей  или руководителя.

     Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признание качеств, поведения, действий воспитанника или целой  группы. Поощрение возбуждает положительные  эмоции, порождает оптимистическое  настроение, развивает внутренние творческие силы. Существуют различные формы  поощрений: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей. Но так же этот прием может нанести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива, поэтому следует использовать и коллективный метод, т. е. поощрение группы, коллектива в целом. Подобный подход способствует сплочению группы.

     Наказание – представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно  совершаемой детьми вредной, безнравственной  противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности.

     Наказание используется в форме осуждения  нарушителя норм поведения общественным мнениям, выражение ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в  уважении. Наказание не только восстанавливает  порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей внутренний самоконтроль.

     Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживания, чувства неполноценности, комплекс озлобления.

  1. Принципы воспитания

     Принципы  воспитания – это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов.

     Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляет систему. Существует много систем воспитания. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  1. Принцип единства;
  2. Ведущая роль преподавателя;
  3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых;
  4. Принцип связи воспитания с жизнью;
  5. Принцип гуманизма;
  6. Принцип опоры на коллектив;
  7. Принцип использования самовоспитания.
  8. Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса. Например, нельзя ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения. Данный процесс требует учета всех факторов, участвующих в воспитании – учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности.
  9. Ведущая роль преподавателя, руководителя. Именно преподаватель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Именно руководитель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, устанавливает объем и порядок заданий, сроки их выполнения.
  10. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Данный принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель должен выступать в роли организатора разнообразных видов деятельности, стимулировать, поощрять их творчество. Деятельность должна быть полезной, общественно – значимой, результативной.
  11. Принцип связи воспитания с жизнью. Данный принцип истолковывается как требование оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, в профессиональном и жизненном самоопределении. Создание систем государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, позволяет социальным группам реализовать свои интересы.
  12. Принцип гуманизма. Предполагает опору на положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Прежде всего следует выявить и развивать положительные черты человека. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом не скупиться на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, создают атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания.
  13. Принцип опоры на коллектив. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально – психологический климат.
  14. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Данный принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль.

     Рассмотренные принципы тесно связаны между  собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности. 

  1. Характеристика  педагогических понятий

     Образование личности – воспитательное воздействие на личность с помощью знаний основ наук, умений, навыков.

     Например, среднее образование, полученное выпускниками учебных учреждений различных видов: школ, лицеев, гимназий, позволяет учащимся овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Они позволяют в дальнейшем определить направление последующего образования среднего специального или высшего. В последнее время говорят о компетентностном подходе в образовании. Это предполагает формирование у учащихся в процессе образования коммуникативной, проблемной, культурологической и других компетентностей.

     Развитие  личности – процесс проявления биологических и социальных закономерностей.

     Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

     Биологическое развитие связано с изменениями:

  • морфологическими (роста, веса, объема);
  • биохимическими (состава крови, костей, мышц);

     Социальное  развитие связано с изменениями:

  • психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);
  • духовными (нравственным становлением, изменением сознания);
  • интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

     Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

     В последнее время в педагогике кроме понятий «развитие», личности широкое распространение получило понятие  «социализация» личности. Под социализацией подразумевают  взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Социализацию  определяют также как усвоение человеком  ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному  обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Информация о работе Педагогические технологии