Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:21, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение методов организации воспитательного процесса, а так же рассмотрение основных принципов воспитания.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Раскрыть определение воспитания, изучить цели воспитания;
Исследовать методы организации воспитательного процесса;
Рассмотреть основные принципы воспитания.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Методы организации воспитательного процесса……………………………..4
2.Принципы воспитания………………………………………………………….8
3.Характеристика педагогических понятий…………………………………....10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Методы организации воспитательного процесса……………………………..4
2.Принципы воспитания……………………………………………………
3.Характеристика педагогических понятий…………………………………....10
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
В наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.
Целью контрольной работы является изучение методов организации воспитательного процесса, а так же рассмотрение основных принципов воспитания.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Воспитание – это сложный и противоречивый процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно – производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества.
С точки зрения педагогической науки воспитание – это особая целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только преподавателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды – государство, интернет, средства массовой информации, так и микросреды – семья, учебная группа. Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя:
Цели воспитания:
Под
методами воспитания следует понимать
способы профессионального
Классификация
методов — это выстроенная
по определенному признаку система
методов. В настоящее время наиболее
объективной и удобной
1.Метод формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, например, методы убеждения, этическая беседа.
2.Методы организации деятельности – накопление опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования – активизация установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.
Рассмотрим эти методы:
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции.
Убеждение – основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение главной задачи воспитания – формирование мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств.
Основные
инструменты метода убеждения –
вербальные (слово, информация), это
может быть лекция, рассказ. Очень
важно сочетание
Метод примера. Существенное значение в убеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа, или показа опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельности происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.
Упражнения
– система организации
Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя.
Поощрение
– выражение положительной
Наказание – представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности.
Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнениям, выражение ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей внутренний самоконтроль.
Злоупотребление
наказаниями, использование
Принципы воспитания – это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов.
Принципы,
на которые опирается
Рассмотренные
принципы тесно связаны между
собой, они обнаруживают целостность,
единство процесса воспитания и помогают
лучше понять пути повышения его эффективности.
Образование личности – воспитательное воздействие на личность с помощью знаний основ наук, умений, навыков.
Например, среднее образование, полученное выпускниками учебных учреждений различных видов: школ, лицеев, гимназий, позволяет учащимся овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Они позволяют в дальнейшем определить направление последующего образования среднего специального или высшего. В последнее время говорят о компетентностном подходе в образовании. Это предполагает формирование у учащихся в процессе образования коммуникативной, проблемной, культурологической и других компетентностей.
Развитие личности – процесс проявления биологических и социальных закономерностей.
Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Биологическое развитие связано с изменениями:
Социальное развитие связано с изменениями:
Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
В
последнее время в педагогике
кроме понятий «развитие», личности
широкое распространение