Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:25, реферат

Описание работы

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

Работа содержит 1 файл

итог.docx

— 45.53 Кб (Скачать)
  1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры
  

  Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались  учеными разных научных направлений  на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках  появления игры очень широк.  

       Проблема  игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием  общественной жизни, им придавалось  религиозно-политическое значение. Древние  греки считали, что боги покровительствуют  игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к  примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить  идеалом любых последующих видов  досуга человека. В Древнем Китае  праздничные игры открывал император  и сам в них участвовал.  

       В советское время сохранение и  развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое  богатство общества. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие.  

       В мировой педагогике игра рассматривается  как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых  ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).   

       Прежде  всего следует учитывать, что  игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.   

       Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров  и алгоритмами проведения игры. Социокультурная  природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь";
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
 
  1. Игра  как метод обучения
  

  Значение игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

       В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

       В структуру игры как процесса входят:

         а) роли, взятые на себя играющими;

         б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

        в) игровые употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

        г) реальные отношения  между играющими;

        д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.  

       Игру  как метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое  применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных  учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и  интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих  случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.
 

  Понятие "игровые  педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов  и приемов организации педагогического  процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим  ей педагогическим результатом, которые  могут быть обоснованны в явном  виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма  занятий создается на уроках при  помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.   

       Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в. качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

       Место и роль игровой  технологии  в учебном процессе, сочетание элементов  игры  и учения во многом зависят от понимания учителем функций и квалификации педагогических игр.

       В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

       По  характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные,  развивающие ;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

       Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

       И, наконец, специфику игровой  технологии  в значительной степени определяет игровая среда: различают  игры  с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.  

       Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что  чему-то учится. В обычной школе  нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. 
 

       3. Функции педагогических игр   

       Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания  учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная  полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического  феномена культуры.  

       Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.   

       Функция межнациональной  коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.  

       Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.  

       Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.   

       Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое  игровое общество - коллектив, выступающий  применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное  начало, имеющее множество коммуникативных  связей. Если игра есть форма общения  людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой  игры между ними быть не может.  

       Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".   

       Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.   

       Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.  

       Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность. 

4. Игровые мотивы и организация игр   

       Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию  различных способов мотивации:

  1. Мотивы общения:
    • Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре. учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
    • При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
    • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
  2. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
  3. Познавательные мотивы:
    • Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
    • В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
    • Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
    • Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
    • Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
    • В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
    • В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Информация о работе Педагогические технологии