Педагогические принципы воспитания в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение.

Содержание

Введение: 3
Важнейшие принципы современного семейного воспитания: 4
Принцип целенаправленности. 4
Принцип научности. 5
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. 6
Принцип комплексности и систематичности. 12
Принцип согласованности в воспитании. 13
Вывод: 14

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 40.46 Кб (Скачать)

Последовательность  и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с  ребенком в тех или иных ситуациях  сходным образом, одинаково ровно  по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается.

Благодаря этому он начинает осознавать границы  своей свободы, а значит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода  других. Не будет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня  в день приучают его к самостоятельности. Прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоциируется со строгостью, однако, это не одно и то же. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельности, но и организационной. Иными словами, при последовательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.

Родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть продукт своей деятельности здесь и сейчас. Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом, действует так называемая двойная мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае, учитывая, что для маленького ребенка всегда актуальнее непосредственный раздражитель, чем словесный, не следует рассчитывать на успех в воспитании. Дезорганизуют ребенка, вредно действуют на его психику воспитательные атаки взрослых.

Например, приехавшая погостить к детям  бабушка стремится наверстать за короткий срок все, что упущено, с  ее точки зрения, в воспитании внука. Или папа после родительского  собрания в детском саду начинает усиленно развивать логическое мышление пятилетнего сына, давая ему задания, обучая игре в шахматы, вовлекая в  решение головоломок. Сама по себе такая  работа заслуживает положительной  оценки, если не «выливается» в кратковременное  массированное воздействие на ребенка.

Принцип комплексности и  систематичности.

Суть  принципа заключается в том, что  в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему  целей, содержания, средств и методов  воспитания, при этом учитываются  все факторы и стороны педагогического  процесса. Известно, что современный  ребенок растет в многоплановой  социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками  семьи. С малых лет ребенок  слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в  той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные  стороны. Наши дети смотрят телевизор  и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под  влиянием того же телевизора для них  стали привычными картины убийства, смерти, жестокости, пошлости и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. Можно  ли усилить развивающее влияние  одних факторов воспитания и снизить  разрушающее влияние других? Да, можно, но приоритет в этом принадлежит  семье, поскольку она имеет возможность  исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, изменить содержание третьих.

Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания. Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Но, к сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстетическое воспитание ребенка. В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому основное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблюдается тенденция освободить ребенка первых лет жизни от обязанностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полноценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, желания трудиться, формирования трудовых навыков, привычек.

Принцип согласованности  в воспитании.

Одна  из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что  оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными  педагогами образовательных учреждений. «Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления.

В противном  случае получится, как в известной  басне И.А. Крылова «Лебедь, рак  да щука»»5. Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются значительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с возрастом все само наладится. Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Вывод:

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие  слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Воспитание  детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться  предельная правда вашей жизни. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна  семейного воспитания в том и  состоит, чтобы дать ребенку возможность  самому развертываться, делать все  самому; взрослые не должны забегать и  ничего не делать для своего личного  удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого  дня появления его на свет, как  к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям  рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие  и с ними легко оттого, что им рады. 

1.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999.

2.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью/ Пер. с англ - М.: Педагогика-пресс, 1992.


Информация о работе Педагогические принципы воспитания в семье