Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:45, реферат
Основная цель работы – подробное изучение материала по теме.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по теме.
К
средствам нравственного
1. удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
2. Определять воспитанника, т. е.
поставить ребенка в такие
условия, при которых он не
только из указаний
3. Устанавливать четкие правила поведения.
4.
Поддерживать в душе
5. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.
В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.
Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение » , а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера теории Гербарта.
А. Дистервег (1790 – 1886 г. г. ) Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в Зигене, в Вестфалии, получил воспитание сперва в Гербронне, (Нассау), затем в Тюбингенском университете, где кончил курс доктором богословия.
Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность
Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении
Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).
Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.
В 1835 был напечатан основной труд Д. «Руководство к образованию немецких учителей» 1-я часть его посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, а 2-я, написанная при участии учителей, — преподаванию отдельных предметов.
В «Руководстве для немецких учителей» Дистервег писал: «Собственно человеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое, свободное, оригинальное исходит из этой самодеятельности... Воспитание простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; только настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими, так и его самообразование. Главной заботой воспитателя, следовательно, должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднее сделаться господином, руководителем своей жизни».
Особенно жизненными и полезными являются его идеи о подготовке народных учителей. В «Руководстве к образованию немецких учителей» (1835 г. ) одно из «Правил обучения, касающихся учителей», звучит так: «Никогда не останавливайся! …лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство. Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их возбуждении, а это возбуждение зависит от самодеятельности возбуждающего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова».
Формально дидактика (от греческого didasko — учить, доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики — теория обучения — также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определении является указание на необходимость организации специальных условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в ходе функционирования системы образования, элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования.
Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.
I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту:
1. Обучай природосообразно,
2.
Руководствуйся при обучении
естественными ступенями
3.
Начинай обучение, исходя из уровня
развития ученика, и продолжай
его последовательно,
4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.
5. Обучай наглядно.
6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.
8.
Преследуй всегда формальную
цель или одновременно
9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.
10.
Заботиться о том, чтобы
11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.
12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.
13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.
II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта:
1.
Распределяй материал каждого
учебного предмета в
2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ.
3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.
4.
Распределяй каждый материал
на известные ступени и
5.
Указывай на каждой ступени
отдельные части последующего
материала и, не допускай
6.
Распределяй и располагай
7.
Связывай родственные по
8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.
9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.
10.
Распределяй учебный материал
не на основе надуманных
11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.
12.
Содержание обучения должно
III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т. д.
1.
Проходи со своими учениками
предметы скорее
2.
Считайся с (предлагаемым) будущим
положением твоего
3. Обучай культуросообразно.
IV. Правила обучения, касающиеся учителя:
1.
Старайся сделать обучение
2. Обучай энергично.
3. Заставляй
ученика правильно устно
4. Никогда не останавливайся.
В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи.
Важно,
чтобы они умели
Дистервег горячо популяризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!»
Строги те требования, с которыми Дистервег обращается к учителю.
Учитель нового времени, прежде всего, должен сам стоять на пути истинного развития. Он должен обладать смелостью мышления, никогда не преступаться против “стремления к истине”, руководиться любовью к человечеству, серьезно и честно содействовать решению задач своего времени в пределах педагогической деятельности, должен, наконец, вдумываться в природу человека, в искусство воспитания и обучения, в котором ведь и мастер всегда остается учеником. Ни к чему другому не должен стремиться учитель, как быть воспитателем и учителем. Он не должен быть политиком, человеком клуба и партий, у которого бушующие в груди страсти затмевают ясность чувства и спокойствие духа. Но это не значит, чтобы учитель имел право отстраняться от интересов “целого”, быть равнодушным к ним. Сознавать свои государственные и гражданские обязанности — его долг. Только сам он не должен “браться за политику”.
Информация о работе Педагогические концепции И. Гербарта и А. Дистервега