Педагогические концепции И. Гербарта и А. Дистервега

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:45, реферат

Описание работы

Основная цель работы – подробное изучение материала по теме.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по теме.

Работа содержит 1 файл

История педагогики.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

     К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:

     1. удерживать воспитанника (этому  служит управление детьми, обучение  их послушанию). Надо устанавливать  границы поведения для детей.

      2. Определять воспитанника, т. е.  поставить ребенка в такие  условия, при которых он не  только из указаний воспитателя,  но и из собственного опыта  поймет, что «непослушание ведет  к тяжелым переживаниям».

     3. Устанавливать четкие правила  поведения.

     4. Поддерживать в душе воспитанника  «спокойствие и ясность», т. е.  не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился  в истине». «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.

     5. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.

     В нравственном воспитании следует прибегать  и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

     Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение » , а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера теории Гербарта.

  1. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег – «Учитель немецких учителей», педагог-гуманист.
 

     А. Дистервег (1790 – 1886 г. г. ) Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в Зигене, в Вестфалии, получил воспитание сперва в Гербронне, (Нассау), затем в Тюбингенском университете, где кончил курс доктором богословия.

     Он  был последователем Песталоцци и  основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

     Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность

     Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении

     Основной  педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных  принципа обучения и воспитания –  природосообразность Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).

     Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.

     В 1835 был напечатан основной труд Д. «Руководство к образованию немецких учителей» 1-я часть его посвящена  общим вопросам педагогики и дидактики, а 2-я, написанная при участии учителей, — преподаванию отдельных предметов.

     В «Руководстве для немецких учителей»  Дистервег писал: «Собственно человеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое, свободное, оригинальное исходит из этой самодеятельности... Воспитание простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; только настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими, так и его самообразование. Главной заботой воспитателя, следовательно, должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднее сделаться господином, руководителем своей жизни».

     Особенно  жизненными и полезными являются его идеи о подготовке народных учителей. В «Руководстве к образованию  немецких учителей» (1835 г. ) одно из «Правил обучения, касающихся учителей», звучит так: «Никогда не останавливайся! …лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство. Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их возбуждении, а это возбуждение зависит от самодеятельности возбуждающего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова».

    1. Дидактические правила.
 

     Формально дидактика (от греческого didasko — учить, доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики — теория обучения — также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определении является указание на необходимость организации специальных условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в ходе функционирования системы образования, элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования.

     Одна  из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.

     I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту:

     1. Обучай природосообразно,

     2. Руководствуйся при обучении  естественными ступенями развития  подрастающего человека

     3. Начинай обучение, исходя из уровня  развития ученика, и продолжай  его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

     4. Не учи тому, что для ученика,  пока он это учит, еще не  нужно, и не учи тому, что  для ученика впоследствии не  будет более нужно.

     5. Обучай наглядно.

     6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

     7. Веди обучение не научным, а  элементарным способом.

     8. Преследуй всегда формальную  цель или одновременно формальную  и материальную; возбуждай ум  ученика посредством одного и  того же предмета, по возможности  разносторонне, и именно: связывай  знание с умением и заставляй  его упражняться до тех пор,  пока выученное не сделается  достоянием подсознательного течения  его мыслей.

     9. Никогда не учи тому, чего ученик  еще не в состоянии усвоить.

     10. Заботиться о том, чтобы ученики  не забывали того, что выучили.

     11. Не муштровать, не воспитывать  и образовывать для данного  случая, а заложить общие основы  человеческого, гражданского и  национального образования.

     12. Приучай ученика работать, заставь  его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй  натурой.

     13. Считайся с индивидуальностью  твоих учеников.

     II. Правила обучения, касающиеся учебного  материала, объекта:

     1. Распределяй материал каждого  учебного предмета в соответствии  с уровнем развития и законами  развития ученика.

     2. Задерживайся, главным образом, на  изучении основ.

     3. При обосновании производных  положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

     4. Распределяй каждый материал  на известные ступени и небольшие  законченные части.

     5. Указывай на каждой ступени  отдельные части последующего  материала и, не допускай существенных  перерывов, приводи из него  отдельные данные, чтобы возбудить  любознательность ученика, не  удовлетворяя ее, однако, в полной  мере.

     6. Распределяй и располагай материал  таким образом, чтобы (где только  возможно) на следующей ступени  при изучении нового снова  повторялось предыдущее.

     7. Связывай родственные по содержанию  предметы.

     8. Переходи от предмета к его  обозначению, а не наоборот.

     9. Считайся при выборе метода  обучения с природой предмета.

     10. Распределяй учебный материал  не на основе надуманных понятий,  общих схем, а всегда рассматривай  его всесторонне.

     11. Выводи последующие положения  не посредством общих действий, но развивай их из природы  предмета.

     12. Содержание обучения должно соответствовать  уровню современной науки.

     III. Правила обучения  в соответствии  с внешними условиями,  временем, местом, положением  и т. д.

     1. Проходи со своими учениками  предметы скорее последовательно,  чем одновременно.

     2. Считайся с (предлагаемым) будущим  положением твоего воспитанника.

     3. Обучай культуросообразно.

     IV. Правила обучения, касающиеся учителя:

     1. Старайся сделать обучение увлекательным  (интересным).

     2. Обучай энергично.

    3. Заставляй  ученика правильно устно излагать  учебный материал. Следи всегда  за хорошим выговором, отчетливым  ударением, ясным изложением и  логическим построением речи.

     4. Никогда не останавливайся.

     В развитии умственных сил, логического  мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи.

     Важно, чтобы они умели последовательно  изложить ход мыслей, обосновать основные положения. Учитель должен наблюдать  за ясностью их изложения и логичностью  его построения, за отчетливостью  их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем  говорить самому учителю). Вредная привычка — превращать уроки в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем  говорить.

     Дистервег горячо популяризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!»

     Строги  те требования, с  которыми Дистервег обращается к учителю.

     Учитель нового времени, прежде всего, должен сам  стоять на пути истинного развития. Он должен обладать смелостью мышления, никогда не преступаться против “стремления  к истине”, руководиться любовью  к человечеству, серьезно и честно содействовать решению задач  своего времени в пределах педагогической деятельности, должен, наконец, вдумываться  в природу человека, в искусство  воспитания и обучения, в котором  ведь и мастер всегда остается учеником. Ни к чему другому не должен стремиться учитель, как быть воспитателем и  учителем. Он не должен быть политиком, человеком клуба и партий, у  которого бушующие в груди страсти  затмевают ясность чувства и  спокойствие духа. Но это не значит, чтобы учитель имел право отстраняться от интересов “целого”, быть равнодушным  к ним. Сознавать свои государственные  и гражданские обязанности —  его долг. Только сам он не должен “браться за политику”.

Информация о работе Педагогические концепции И. Гербарта и А. Дистервега