Педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

Цель: изучив социально-педагогическую литературу, выявить особенности работы социального педагога с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста .
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми будет эффективна, если:
- в начальной школе будет установлена взаимосвязь субъектов образовательного процесса по решению проблемы педагогической запущенности младших школьников;
- будет разработана и реализована комплексная программа «…».
- будет проведен мониторинг реализации программы «…».

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 17.59 Кб (Скачать)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ЗАПУЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

     Тема  педагогической запущенности приобретает  в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его личности.

     В направлении изучения педагогической запущенности школьника как объекта  деятельности социального педагога проводились исследования С.А. Беличевой, П.П. Блонским, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, и другими.

     Тема  педагогической запущенности как объекта  деятельности социального педагога в средней общеобразовательной  школе является сегодня актуальной, т.к. растет число неблагополучных  семей, повышается уровень требований младшим школьникам, что влечет за собой перегрузку учебными заданиями  и снижает уровень адаптации  к школе и содействует возникновению  педагогической запущенности.

     Проблема  исследования заключается в выявлении мер позволяющих снизить уровень социально-педагогической запущенности детей в условиях средней общеобразовательной школы.

     Объект  исследования: социально-педагогическая деятельность в начальной школе.

     Предмет исследования: работа социального педагога с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.

     Цель: изучив социально-педагогическую литературу, выявить особенности работы социального педагога с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста .

     Гипотеза  исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми будет эффективна, если:

     - в начальной школе будет установлена  взаимосвязь субъектов образовательного  процесса по решению проблемы  педагогической запущенности младших  школьников;

     - будет разработана и реализована  комплексная программа «…».

     - будет проведен мониторинг реализации  программы «…».

Глава 1. Теоретический анализ понятия педагогическая запущенность

1.1.  Понятие педагогическая запущенность

как социально-педагогическая проблема

     рассмотрев  теоретические аспекты характеристики педагогической запущенности детей  младшего школьного возраста я пришла к мнению, что прежде всего педагогическая запущенность является недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе, психологической и нравственной неподготовленностью к обучению; неуспешностью, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных интересов, несформированностью общественно значимых мотивов учения; нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами в учении, со слабыми представлениями ребенка об окружающем мире, о нравственных правилах жизни коллектива, с неадекватной самооценкой, где социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально - значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.

1.2. Причины возникновения  педагогической запущенности

           К числу причин, способствующих  педагогической запущенности, в  первую очередь следует отнести  несоответствие материальных возможностей  и нравственного сознания членов  семьи. Неблагоприятный психологический  микроклимат таких семей нередко  усугубляется особенностями социально-  демографического характера. Неблагополучная  семья чаще всего  является  малочисленной или неполной. В  этих условиях значительно быстрее  проявляется тенденция « парной  педагогики», ограничиваются возможности  опоследовательного влияния на ребёнка через семейный микроколлектив, суживается поле игровой деятельности, межличностного общения, что также отрицательно сказывается на нравственном формировании ребёнка.

     1.3 Анализ опыта работы  социального педагога  с педагогически  запущенными детьми

     Деятельность  социального педагога по организации  работы с педагогически запущенными  детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному ребенку  управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически  запущенных детей в зоне ближайшего социального окружения, с тем  чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются  элементы педагогического диагностики, прогнозирования, моделирования, организации  жизни детей, контроля и самоанализа  результатов воспитательной работы.

     Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха школьников в семье, поощрение за успехи в учебе.

     1.4. Профилактика педагогической  запущенности

         Для предупреждения отклоняющегося  поведения наиболее эффективной  является методика, при которой  процесс перевоспитания сочетается  с профилактическими мероприятиями.  Организация такой работы достаточно  сложна. Поэтому к профилактической  деятельности школа должна привлечь  родительскую и профилактическую  общественность, чтобы эта работа  приобрела коллективный характер. Кроме того, необходимо сформировать  правильное отношение к профилактической  работе у всех членов профилактического  коллектива школы, поскольку отдельные  учителя работу с педагогически  запущенными школьниками и правонарушителями  считают обязанностью только  работников милиции, общественных  воспитателей.

         Нельзя забывать, что объектом  воспитательно-профилактического воздействия  должна стать личность педагогически  запущенных учащихся. Профилактические  мероприятия должны отличаться  гуманистической направленностью.  Методы убеждения и приучения  должны преобладать над мероприятиями  наказания и административно-  уголовного принуждения. Особое  внимание необходимо обратить  на предупреждение отрицательных  тенденций в сфере морали.

     Заключение

     Целью моей работы было: изучить социально-педагогическую литературу, выявить особенности работы социального педагога с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста .

     В ходе работы я проанализировала существующие подходы к понятию педагогической запущенности. Мной установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, учебной деятельности, отставании его развития от собственных возможностей. Эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Информация о работе Педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема