Автор: Ольга Бондаренко, 05 Декабря 2010 в 09:36, доклад
Педагогические технологии имеют два источника. Первый — производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека и составляющие систему «человек — техника — цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология — категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.
Основные известные
сего дня частнопедагогические техно
логии обучения математике на методическом
уровне решаю проблему конструирования
процесса обучения, направленного на достижение
запланированных результатов. Отметим
некоторые из них.
Технология «Укрупнение
дидактических единиц — УДЕ» (П.
Эрдниев) представляет собой интеграцию
таких подходов к обучению, как:
а) совместное и
одновременное изучение взаимосвязанных
действий, операций (в частности, взаимно
обратных), функций, теорем и т.п.;
б) обеспечение
единства процессов составления
и решения задач;
в) рассмотрение
во взаимопереходах определённых и неопределённых
заданий;
г) обращение
структуры упражнения;
д) выявление сложной
природы математического знания, достижение
системности знаний;
е) дополнительность
в системе упражнений. Ключевой элемент
технологии — упражнение-триада, элементы
которого рассматриваются на одном занятии:
а) исходная задача, б) её обращение, в)
обобщение; при этом в работе над математической
задачей выделяются четыре последовательных
и взаимосвязанных этапа: составление
упражнения, выполнение упражнения, проверка
ответа (контроль), переход к родственному,
но более сложному упражнению.
Технология, направленная
к тому, чтобы формировать общие
подходы к организации усвоения
вычислительных правил, определений
и теорем через алгоритмизацию учебных
действий учащихся (М. Волович), реализует
теорию поэтапного формирования умственных
действий П. Гальперина. При этом материальной
основой алгоритмизации действий для
организации ориентировочной
Технология обучения
математике на основе решения задач
(Р. Хазанкин) основана на следующих концептуальных
положениях:
1) личностный
подход, педагогика успеха, педагогика
сотрудничества;
2) обучать математике
= обучать решению задач;
3) обучать решению
задач = обучать умениям типизации + умение
решать типовые задачи;
4)индивидуализация
обучения «трудных» и «
5)органическая
связь индивидуальной и
6)управление
общением старших и младших
школьников;
7)сочетание урочной
и внеурочной работы.
В системе учебных
занятий особое значение имеют нетрадиционно
построенные урок-лекция, уроки решения
«ключевых задач» (вычленение минимального
числа основных задач по теме, решение
каждой задачи различными методами, решение
системы задач, проверка решения
задач соучениками, самостоятельное
составление задач, участие в
конкурсах и олимпиадах), уроки-консультации
(вопросы учащихся по заранее заготовленным
карточкам, работа с карточками: анализ,
обобщение, дополнение карточек), зачётные
уроки (выполнение индивидуального
задания, устный отчёт старшекласснику,
коррекция при работе в паре до полного
понимания, выставление трёх оценок —
за ответ по теории, за решение задачи
с карточки, за ведение тетради; мотивация
оценок).
Технология на
основе системы эффективных уроков
(А. Окунев) решает задачи: создать и
поддерживать высокий уровень
1) уроки, где
ученики учатся припоминать
2)урок поиска
рациональных решений,
3)урок проверки
результатов путём
4)урок одной
задачи (удовольствие от того, что
они думают),
5)урок самостоятельной
работы, требующий творческого подхода,
6)урок самостоятельной
работы по материалу, который
объясняли,
7)урок возвращения
к ранее изученному под другим углом
зрения,
8)урок-«бенефис»,
9)лабораторные
работы по геометрическому
10)урок — устная
контрольная работа,
11)урок-зачёт
(тематический и итоговый).
В парковой технологии
обучения математике (А. Гольдин) изучение
каждой темы состоит из четырёх этапов:
1)вводная лекция,
2)запуск в
разновозрастных парах и
3)взаимообмен
учебным материалом в
4) контрольное
занятие.
В технологии мастерских
построения знаний по математике (А. Окунев)
знания не даются, а выстраиваются
самим учеником (в паре или группе)
с опорой на свой личный опыт; учитель
(мастер) лишь предоставляет ему
необходимый материал в виде заданий
для размышления. Мастерские конструируются
по определённому алгоритму. Так, мастерские
по геометрии 7-го класса построены на
алгоритме: индивидуальная работа (использование
личного жизненного опыта), работа в парах
(обмен информацией, основанной на личном
опыте), работа в группах (выполнение заданий),
разговор в классе (группы представляют
свою работу), коррекция (группы вносят
исправления, дополнения в свой вариант
выполнения задания), слово учителя (выделение
важных моментов, находок, ошибок групп),
обсуждение мастерской (осознание сделанного,
формулирование нерешённых проблем). Для
мастерских выбираются трудные и в то
же время важные для понимания курса темы;
в данном случае — «Признаки», «Условие
задачи», «Поиск решения задачи», «Я делаю
домашнее задание» и другие.
Тенденция интегрированного
подхода к обучению вызвала к
жизни технологию интеграции математики
как базового школьного предмета
с информатикой, физикой, историей,
литературой, английским языком и т.д.
Цели интегрированных курсов — формировать
целостное и гармоничное