Автор: Ольга Бондаренко, 05 Декабря 2010 в 09:36, доклад
Педагогические технологии имеют два источника. Первый — производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека и составляющие систему «человек — техника — цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология — категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.
Что такое педагогическая
технология // Школьные технологии 01.2004
Поиски ответов
не только на вопросы «чему учить?»,
«зачем учить?», «как учить?», но и на
вопрос «как учить результативно?»
привели учёных и практиков к
попытке «технологизировать» учебный
процесс, т.е. превратить обучение в своего
рода производственно-
Педагогические
технологии имеют два источника.
Первый — производственные процессы
и конструкторские дисциплины, связывающие
тем или иным способом технику
и человека и составляющие систему
«человек — техника — цель». В
этом смысле технология определяется
как совокупность методов обработки,
изготовления, изменения состояния,
свойства, формы сырья, материала
в процессе производства продукции.
Можно привести и другие определения
этого понятия, но, в сущности, все
они отражают основные характерные
признаки технологии: технология —
категория процессуальная; она может
быть представлена как совокупность
методов изменения состояния
объекта; технология направлена на проектирование
и использование эффективных
экономических процессов.
Второй источник
— сама педагогика. Ещё А. Макаренко
называл педагогический процесс
особым образом организованным «педагогическим
производством», ставил проблемы разработки
«педагогической техники». Он отмечал:
«Наше педагогическое производство
никогда не строилось по технологической
логике, а всегда по логике моральной
проповеди... Именно поэтому у нас
просто отсутствуют все важные отделы
производства: технологический процесс,
учёт операций, конструкторская работа,
применение конструкторов и
Массовую разработку
и внедрение педагогических технологий
исследователи этой проблемы относят
к середине 50-х годов XX века и связывают
с возникновением технологического
подхода к построению обучения вначале
в американской, а затем и в
европейской школе. Первоначально
под педагогической технологией
понималась попытка технизации учебного
процесса; первым детищем этого направления
и одновременно фундаментом, на котором
выстраивались последующие этажи педагогической
технологии, было программированное обучение.
Дальнейшее развитие исследований в области
педагогической технологии расширило
её понимание, что отразилось в различных
определениях этого понятия известными
педагогами и методистами (например, акад.
В. Монахов приводит 10 определений, проф.
В. Башарин — 8 и т.д.). С точки зрения В.
Бесалько, Б. Блума, В. Журавлёва, М. Кларина,
Г. Моревой, В. Монахова и других, педагогическая
технология (или более узко — технология
обучения) — составная (процессуальная)
часть системы обучения, связанная с дидактическими
процессами, средствами и организационными
формами обучения. Именно эта часть системы
обучения отвечает на традиционный вопрос
«как учить?» с одним существенным дополнением
«как учить результативно?».
Таким образом,
педагогическая технология есть продуманная
во всех деталях модель совместной
учебной и педагогической деятельности
по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для
учащихся и учителя. Педагогическая
технология предполагает реализацию идеи
полной управляемости учебным
Анализируя результативные
исследования в области образовательных
технологий, докт. пед. наук В.В. Гузеев
выделяет четыре основные идеи, вокруг
которых они концентрируются: «1) укрупнение
дидактических единиц, 2) планирование
результатов обучения и дифференциация
образования, 3) психологизация образовательного
процесса, 4) компьютеризация».
Наш анализ теоретических
подходов к понятию педагогической
технологии с позиций деятельностного
подхода позволяет выделить общие
характерные признаки основных технологий
обучения, отличающие их от традиционной
дидактики, и систематизировать
следующим образом.
1.Теория учебной
деятельности как
2.Диагностическое
целеполагание. Деятельностный подход
и способ проектирования целей обучения,
который предлагает педагогическая технология,
состоит в том, что они формулируются через
результаты обучения, выраженные в действиях
учащихся (причём таких, которые можно
надёжно опознать).
3.Направленность
технологии обучения на
4.Наиболее оптимальная
организация учебного
5.Ориентация
учащихся, цель которой — разъяснить
основные принципы и способы
обучения, контроля и оценки результатов,
6.Организация
хода учебного занятия в
7.Контроль усвоения
знаний и способов
8.Оценка уровня
усвоения знаний и способов
деятельности: наряду с традиционными
контрольными работами (в том
числе разноуровневого характера) проводится
тестирование, и используются более гибкие
рейтинговые шкалы оценки.
9.Стандартизация,
унификация процесса обучения
и вытекающая отсюда
Можно заметить,
что все новые технологии обучения
«рассчитаны» на умение учащихся учиться
самостоятельно; но как традиционная
дидактика не ставила задачи научить
учащихся учиться и использовала
элементы деятельностного подхода
для решения лишь частных задач
обучения, так и технологии обучения
сохраняют этот недостаток. Дидактическая
сущность основных известных технологий
обучения часто представляет собой
развитие не более одного-двух из отмеченных
выше параметров. Существующие в настоящее
время общедидактические технологии (около
50 по подсчётам Г. Селевко [7]) отличаются
друг от друга принципами, особенностями
средств и способов организации учебного
материала и учебного процесса, а также
акцентом на определённые компоненты
методической системы обучения. Выделим
основные из них.
Так, существует
группа предметно-ориентированных
технологий, построенных на основе
дидактического усовершенствования и
реконструирования учебного материала
(в первую очередь в учебниках). В модульно-рейтинговой
технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И.
Прокопенко и др.) основной акцент сделан
на виды и структуру модульных программ
(укрупнение блоков теоретического материала
с постепенным переводом циклов познания
в циклы деятельности), рейтинговые шкалы
оценки усвоения. В технологиях «Экология
и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур»
(В. Библер, С. Курганов) — на переконструирование
содержания образования в направлениях
диалектизации, культорологизации и интеграции.
В технологиях
дифференцированного обучения (Н. Гузик,
И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанных с
ним групповых технологиях основной акцент
сделан на дифференциацию постановки
целей обучения, на групповое обучение
и его различные формы, обеспечивающие
специализацию учебного процесса для
различных групп обучаемых.
В технологиях
развивающего обучения ребёнку отводится
роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего
с окружающей средой. Это взаимодействие
включает все этапы деятельности,
каждый из которых вносит свой специфический
вклад в развитие личности. При
этом важен мотивационный этап, по
способу организации которого выделяются
подгруппы технологий развивающего
обучения, опирающиеся на: познавательный
интерес (Л. Занков, Д. Эльконин — В. Давыдов),
индивидуальный опыт личности (И. Якиманская),
творческие потребности (Г. Альтшуллер,
И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования
(Т. Селевко). К этой же группе можно отнести
так называемые природасообразные технологии
(воспитания грамотности — А. Кушнир, саморазвития
— М. Монтессори); их основная идея — в
опоре на заложенные в ребёнке силы развития,
которые могут не реализоваться, если
не будет подготовленной среды, и при создании
этой среды необходимо учитывать прежде
всего сенситивность — наивысшую восприимчивость
к тем или иным внешним явлениям.
В технологиях,
основанных на коллективном способе
обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин,
Н. Суртаева и др.), обучение происходит
путём общения в динамических парах, когда
каждый учит каждого, особое внимание
обращается на варианты организации рабочих
мест учащихся и используемые при этом
средства обучения.
К педагогическим
технологиям на основе личностной ориентации
учебного процесса относят технологию
развивающего обучения, педагогику сотрудничества,
технологию индивидуализации обучения
(А. Границкая, И. Унт, В. Шадри-ков); на основе
активизации и интенсификации деятельности
учащихся — игровые технологии, проблемное
обучение, программированное обучение,
использование схемных и знаковых моделей
учебного материала (В. Шаталов), компьютерные
(новые информационные) технологии (И.
Роберт и др.). Последние с использованием
для предъявления информации языков программирования
транслируют её на машинный язык.
Технология совершенствования
общеучебных умений в начальной школе
(В.Н. Зайцев) основывается на следующих
положениях: главная причина неуспеваемости
детей в школе — плохое чтение; психологическая
причина плохого чтения и счёта — недостаточность
оперативной памяти; основой технологии
развития общеучебных умений должна служить
диагностика и самодиагностика; важна
преемственность и постоянное поддержание
достигнутого уровня умений.
Большинство так
называемых альтернативных технологий
— Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер),
технология свободного труда (С. Френе),
технология вероятностного образования
(А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен,
А. Окунев) представляют собой альтернативу
классно-урочной организации учебного
процесса. Эти технологии используют педагогику
отношений (а не требований), природосообразный
учебный процесс (отличающийся от урока
и по конструкции, и по расстановке образовательных
и воспитывающих акцентов), всестороннее
воспитание, обучение без жёстких программ
и учебников, метод проектов и методы погружения,
безоценочную творческую деятельность
учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести
и технологию интеграции различных школьных
дисциплин, цель которых — создать у учащихся
в результате образования более отчётливую
единую картину мира и мироощущения.
Технологии авторских
(инновационных) школ построены на оригинальных
(авторских) идеях, которые, как правило,
понятны из их названия. Это — школа
адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б.
Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский),
«Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина),
школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков).
Технологический
подход к обучению математике развивается
в этих же направлениях и имеет
свою специфику.
Так, дифференцированное
обучение математике связывается, в
первую очередь, с совершенствованием
постановки целей обучения математике.
Различные способы
С точки зрения
технологического подхода цели обучения
математике должны состоять в том, чтобы
научить учащихся выполнять некоторые
действия (наблюдаемые или