Педагогическая технология как система способов управления педагогическим процессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3с
Понятие педагогической технологии…………………………………...4с
Сущность и структура педагогической технологии……………………8с
Особенности технологии обучения……………………………………..13с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..19с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….20с

Работа содержит 1 файл

пед 2 Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.45 Кб (Скачать)

Ориентация на  цель,  диагностическая  проверка  текущих  результатов, разбивка обучения  на  отдельные  обучающие  эпизоды  -  в  итоге  создается воспроизводимый обучающий цикл, состоящий из следующих моментов:

1) планирование обучения  на основе точного определения   его  желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;

2) предварительная оценка  обученности учащихся;

3) обучающая фаза - совокупность  учебных  процедур,  сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи;

4) оценка результатов.

Описанная  последовательность  этапов  (фаз)  фактически  представляет собой циклический алгоритм  деятельности  учителя,  повторение  которого  (с соответствующими вариациями целей, конкретных процедур обучения  и  способов контроля) исчерпывает весь учебный процесс.

Логика вопроизводимого обучающего цикла предполагает  преимущественно репродуктивное обучение: предъявление ученикам образцов действий  с  учебным материалом и организация их отработки учащимися.

Однако,   как   известно,   результат   обучения   не   исчерпывается совокупностью  репродуктивно  усвоенных  знаний,  умений   и   навыков,   но предполагает формирование опыта поисковой (творческой) деятельности.

Репродуктивную  направленность  воспроизводимого   обучающего   цикла восполняет схема английского дидакта А.Д. Ромишовски :

1)    сообщение новых  знаний;

2)    формирование  умений на репродуктивном уровне:

а) демонстрация деятельности в целом и по элементам;

б) отработка умения в  упрощенных условиях (по операциям);

в) организация самостоятельной  практики с  непременной  обратной связью и положительным эмоциональным подкреплением;

3)    переход к  поисковой творческой деятельности:

а) организация проблемных ситуаций, решение нестандартных  задач, имитационное моделирование реальности; б) анализ учащимися своей деятельности и обсуждение.

В отечественной педагогике  есть  некоторые  ответы  на  нерешенные  в рамках  технологического  подхода  вопросы.  Так,  творческая   деятельность учащихся может стать предметом эффективного  руководства.  В  технологически же  организованном  учебном  процессе  акцент  делается  на  воспроизводимых моментах обучения.

Признаки технологически организованного учебного процесса:

1. Постановка диагностичных целей.

2.  Планирование  обучения  на  основе  точного  определения   желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся.

3. Предварительное тестирование  учащихся и конкретизация учебных   целей с учетом реальных возможностей школьников.

4. Последовательная ориентация  всего хода  обучения  на  цели,  которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и  сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения

5. Разбивка обучения на  отдельные воспроизводимые обучающие  циклы.

6. Полная управляемость  процессом обучения.

7. Гарантированность конечного  результата.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В педагогической  теории  сложилось объективно  существующее  противоречие:  требования  к   качеству   массовой подготовки  учеников  растут,  диапазон  индивидуальных  различий  широк,  а обучение остаётся усреднённым и, в связи  с  недостаточной  разработанностью проблемы педагогический технологий, они не могут в полной мере  повлиять  на качество обучения и сам ход педагогического процесса.

Современные   социально-экономические   условия   требуют   разработки наукоемких социальных  технологий,  которые  обеспечат  передачу  социальной информации в результате социального  наследования  не  на  уровне  интуиции, прошлого  опыта,  а  на   прочной   основе   современных   научных   данных, технологизации и информатизации социального пространства.

Смысл  и  назначение  любой  социальной  технологии  –  оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и  операции, которые не  являются  необходимыми  для  получения  социального  результата. Использование технологий – это главный ресурс, позволяющий  снизить  затраты на управление, повысить эффективность  управленческого  воздействия.  Анализ образовательных  процессов  показывает,   что   педагогические    технологии являются составной  частью  социальных  технологий,  поскольку  протекают  в системе  образования,  которая,  в  свою  очередь,   являющейся   социальной системой. В настоящее время, несмотря на различные подходы  к  этому  явлению, педагогические   технологии   рассматриваются    как    один    из    видов человековедческих  технологий  и базируются  на  теориях   психодидактики, социальной  психологии,  кибернетики,  управления  и   менеджмента.   Таким образом, зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений  научно-технического  прогресса  в  различные области теоретической и практической деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж,  Юнеско, 1986.
  2. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1996.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:  Учеб.  пособие. М.: Народное образование., 1998, 286 с.
  5. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в ВУЗе.  М.,  2000, 220 с.
  6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика, N2, 1993. - с. 66-70.

1Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:  Учеб.  пособие. М.: Народное образование., 1998.

2 Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в ВУЗе.  М.,  2000, 220 с.

3 Глоссарий терминов по технологии образования. Париж,  Юнеско, 1986.

4 Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1996.

 


Информация о работе Педагогическая технология как система способов управления педагогическим процессом