Педагогическая технология как система способов управления педагогическим процессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3с
Понятие педагогической технологии…………………………………...4с
Сущность и структура педагогической технологии……………………8с
Особенности технологии обучения……………………………………..13с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..19с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….20с

Работа содержит 1 файл

пед 2 Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.45 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3с

Понятие педагогической технологии…………………………………...4с

Сущность и структура  педагогической технологии……………………8с

Особенности технологии обучения……………………………………..13с

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..19с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….20с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая  технология как система способов управления педагогическим процессом

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  России идёт становление новой системы  образования, ориентированной на вхождение в мировое  образовательное  пространство.  Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической  теории  и практике    учебно-воспитательного    процесса.    Содержание    образования обогащается  новыми   процессуальными   умениями,   развитием   способностей оперировать  информацией,  творчески  решать   педагогические   проблемы   с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные  способы информации – устная и письменная  речь,  телефонная  и  радиосвязь  уступают место компьютерным средствам  обучения,  использованию  телекоммуникационных сетей    глобального    масштаба.    Намечается    дальнейшая     интеграция образовательных факторов: школы, семьи,  микро  и макросоциума.  Важнейшей составляющей педагогического процесса  становится  личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят  духовному  воспитанию личности,   становлению   нравственного   облика    человека.    В    основу образовательной   системы   в    качестве    генеральной    идеи    положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких  качеств личности,  как  осознание  природы  и  человека  в  их  единстве,  отказ  от авторитарного, мифологического  стиля  мышления,  терпимость,  склонность  к компромиссу,  уважительное  отношение  к  чужому  мнению,  иным   культурам, ценностям и верованиям.  Решение  этой  задачи  тесно  связано  с  проблемой технологизации   образования.   Увеличивается   роль   науки   в    создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.  Вводится новое понимание "педагогической технологии" как  не  просто  исследования  в сфере использования ТСО (технических средств обучения  или  компьютеров),  а исследования с целью  выявить  принципы  и  разработать  приемы  оптимизации образовательного    процесса    путем    анализа    факторов,     повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов  и материалов, а также посредством  оценки  применяемых  методов.  Речь,  таким образом,  идет  об  управляемости  педагогического   процесса   и   создании инструментария  для  работы  учителя  –  о   педагогической   технологии   в педагогическом процессе.

 

Понятие педагогической технологии

      Категория  педагогическая технология существует  в отечественной науке недавно  и не имеет однозначного толкования. В западной педагогике с середины 20 в. развивается научное направление  технология обучения или педагогическая  технология, что обозначает проектирование, разработку процессов обучения, шире педагогических процессов, назначенных для решения заданных дидактических (педагогических) задач. По мнению В.П.Беспалько, задачу образуют компоненты педагогической системы: цель, содержание, состояние ученика, а технологию - процессы, формы, учитель или ТСО

      В основе  технологического подхода к разработке  педагогических процессов лежит  теория систем, идеи кибернетики  об управлении сложными процессами. Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения плани-руемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов  обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения - это  составная процессуальная часть  дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и  проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для  учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и  порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено тремя аспектами.

научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в  каче-стве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая  технология» в образовательной  практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагоическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный)  уровень: локальная технология  представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические  микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто  применяется как синоним понятия  педагогическая система. Как уже  отмечалось выше, понятие системы  шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих  субъектов и объектов деятельности.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.

Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод  Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается.

 

 

 

Сущность и  структура педагогической технологии

В основе педагогической технологии  лежит  идея  полной  управляемости педагогическим процессом, его проектирование  и  возможность  анализа  путем поэтапного воспроизведения. Сущность  педагогической  технологии  состоит  в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать  достижение четко поставленных целей. Поэтому  технология  постановки  целей  становится важнейшим исходным условием педагогической технологии.

Педагогическая технология  предполагает  точность  и  предсказуемость результата,  осознание  путей  его  достижения.  Ясно,  что  педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем  другие технологии.  Как  и  любые  иные,  они  имеют  свои  отраслевые  (клановые, профессиональные)  особенности  и  в  том,  какими  методами  и  средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.

Их специфика проявляется  и в  наличии  воспитательного  компонента  (а отсюда  их  отчасти  вероятностный  характер),  и  в   необходимости   учета философского,  психологического,  медицинского  и  экологического   аспектов проблемы.

Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:

1.  Технология  разрабатывается   под   конкретный   педагогический замысел,  в  основе  ее  лежит  определенная   методологическая, философская позиция автора.

2.  Технологическая   цепочка  педагогических  действий,   операций, коммуникаций выстраивается   строго  в  соответствии  с   целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

3. Технология предусматривает  взаимосвязанную деятельность  учителя и  учащихся  (на   договорной   основе)   с   учетом   принципов индивидуализации  и   дифференциации,   оптимальной   реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.

4. Элементы педагогической  технологии должны, с одной стороны,  быть воспроизводимы  любым  учителем,  а  с  другой  —  гарантировать достижение планируемых результатов (государственного  стандарта) всеми школьниками.

5.   Органической   частью   педагогической   технологии   являются диагностические процедуры,  содержащие  критерии,  показатели  и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Подобно тому, что в педагогической теории не  существует  единого  и устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет  общепринятого понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и  структуры педагогической технологии. Разные  авторы  по-своему  рассматривают  данную проблему,  поэтому  и  изучать  ее  следует  в  соответствии  с  различными мнениями. Автор  данной  работы  рассматривает  точки  зрения  на  проблему ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.

Итак, Г.К. Селевко1 полагает, что педагогическая  технология  в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика  и учителя, её структурой, средствами, методами и формами.  Поэтому,  согласно  его теории, в структуру педагогической технологии входят:

1. Концептуальная основа;

2.  Содержательная  часть  (цели  обучения  –  общие   и   конкретные,  содержание учебного материала);

3.  Процессуальная  часть   –  технологический  процесс   (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по  управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).

Информация о работе Педагогическая технология как система способов управления педагогическим процессом