Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:58, реферат
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться иобучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.
Введение
1.Истоки возникновения метода Монтессори.
2. Распространение Монтессори педагогики.
3. Методика Монтессори.
4. Монтессори - класс.
5.Монтессори в России.
6. Монтессори в Германии.
Список использованной литературы.
Реферат по сравнительной педагогике на тему:
« Педагогическая система Монтессори в России и Германии».
Введение
1.Истоки возникновения метода Монтессори.
2. Распространение Монтессори педагогики.
3. Методика Монтессори.
4. Монтессори - класс.
5.Монтессори в России.
6. Монтессори в Германии.
Список использованной литературы.
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться иобучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.
Мария Монтессори (1870 – 1952) - итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла «методом научной педагогики». Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, была испробована в дальнейшем автором при воспитании детей, не имеющих ограничений жизнедеятельности и на детях, чье развитие протекает с опережением сверстников.
1. Истоки возникновения метода Монтессори.
Истоками возникновения метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными возможностями, работы известного французского психиатра Эдуарда Сегена, опубликованные в Париже в середине XIX века и экспериментальные исследования врача-отоляринголога Жана-Гаспара Итара, в частности, его известный труд «О речевом развитии Дикого из Аверона», рассказывающего о воспитании ребенка-маугли. Наибольшее влияние имели работы Эдуарда Сегена, который предложил ряд теоретических принципов воспитания, успешно применяемых в современной педагогике, получивших распространение, во многом, благодаря Монтессори. Мария изучила педагогическую систему, разработанную Сегеном и уже в 1898 году начала экспериментальную работу по воспитанию умственно отсталых детей. Монтессори применила основную идею Эдуарда Сегена - использование дидактического материала в целях развития восприятия путем тренировки. При этом ею использовались как предложенные Сегеном, так и разработанные ею самостоятельно упражнения. Успех от ее занятий с детьми невозможно было не заметить. Во время открытого экзамена по орфографии и письму ее выпускники, несомненно, имеющие признаки умственной отсталости, демонстрировали успехи, равные сверстникам, посещающим начальную школу. Сама Монтессори, однако, писала: «В то время, когда все удивляются успехам моих, идиотов, я размышляю о причинах, ограничивших развитие детей наших обычных школ». В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. В начале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан Лоренцо в Риме «Дома ребенка», а затем, когда там стали, находится дети, более старшего, вплоть до двенадцатилетнего возраста, и для школьников. Оформление педагогических идей Марии Монтессори в виде педагогической системы, собственно того, что мы называем сегодня Монтессори - педагогикой, следует отнести к периоду начала первой мировой войны.
2. Распространение педагогики Монтессори .
В это время произошло быстрое распространение педагогики Марии Монтессори и соответствующей литературы по этому вопросу во многие страны мира, в том числе и в Россию. Татьяна Львовна Толстая, дочь писателя, разделяла педагогические воззрения Монтессори и выписывала отдельные упражнения для занятия детей в Ясной Поляне. С 1911 года работала в Петербурге педагог Юлия Фаусек, применяя метод Марии Монтессори. Ею опубликовано несколько книг на русском языке, в которых предложены интересные варианты использования, развития и адаптации упражнений Монтессори, особенно из области освоения родного языка, школьных навыков; предложены пособия для школьников, занимающихся по системе Монтессори. В дневниковых записях Фаусек, датированных 1941 годом, сделанных в блокадном Ленинграде, есть фрагменты, воспроизводящие наблюдения Марии Монтессори, которые описывают удивительную способность детей к самоконцентрации. Ребята, посещавшие Монтессори-группу, часами могли заниматься упражнениями, забывая о чувстве голода.
Юлия Фаусек, обучала по системе Монтессори около 30 лет, несмотря на правительственные постановления 1936 года, которые признавали педагогику Монтессори «не нашей» и значительно ограничили ее распространение. Имя автора с тех пор длительное время не называлось, отрицались предложенные, ею принципы воспитания. Однако, упражнения, разработанные Монтессори, использовались, особенно – в лечебной педагогике. И сегодня в каждом логопедическом и почти в каждом обычном детском саду можно встретить отдельные упражнения, впервые предложенные для воспитания детей Марией Монтессори. Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка составляют одну из сильных сторон Монтессори-педагогики.
Пособия.
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.
Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори - среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори -педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
И все же, даже все упражнения по Монтессори, собранные в одном детском саду, не сделают его автоматически Монтессори-детским садом. Педагогическая практика по Марии Монтессори, основанная на собственной философской концепции развития ребенка проявляется в особой организации группы детского сада, в принципах ее работы. В Монтессори-группе детского сада воспитываются дети разного возраста. В одну группу объединяют детей от нескольких месяцев до трех лет, от 3 до 6 лет. В этом случае между детьми складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи. Уменьшается конкуренция между ними. По мнению Марии Монтессори, в каждом ребенке заложен потенциал, который при благоприятных условиях – при наличии развивающей среды и грамотного педагога делает возможным чудо саморазвития. Ребенок большую часть времени именно этим и занят в Монтессори-группе детского сада, поэтому эта деятельность уважительно называется не «игрой», а – работой. Благодаря выполнению упражнений и их повторению, ребенок приобретает уверенность в себе. Предоставление свободы выбора занятий и времени для завершения работы ведет к внутренней дисциплине, работа приводит к «нормализации» ребенка. Вначале, до 3-летнего возраста, ребенок бессознательно, «как губка» впитывает из окружающей среды разнообразные впечатления, в том числе и упражнения, смысл которых осознает лишь на следующей ступени своего развития. Опытный педагог должен предоставлять своему воспитаннику большую степень свободы, доверяя его внутренним ресурсам, возможностям саморегуляции. В соответствии с этими теоретическими представлениями, Монтессори предлагала определенную воспитательную позицию для родителя и педагога,
которую, можно было бы назвать «активным наблюдением». Прежде всего, родитель должен «не мешать» ребенку, бессознательно реализующему внутренний план развития, не считать, что содержание духовной жизни ребенка определяется родительской волей и что из ребенка можно «лепить как из воска».
Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори-группе есть и жестко регламентированные правила поведения; необходимо соблюдение дисциплины. Нельзя, например, мешать другому ребенку, если он занят работой, необходимо при выборе места для работы учитывать интересы других детей. Младшие дети учатся правилам группы, уважению, к старшим. Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя при этом более самостоятельно.
В группе Монтессори -детского сада большое внимание уделено созданию развивающей среды, которая в терминологии Монтессори- педагогики называется «подготовленной средой». Это – упражнения для детей, которые способны вызвать у них интерес и привести к освоению практической деятельности, изучению навыков, умений или углублению знаний на основании взаимодействия с конкретным
Собираем бусы.
материалом. Условно Монтессори - группа, разделена на части, в каждой из которой представлен однородный «материал»
Учимся расстегивать ремень.
Эти области (зоны) соответствуют направлениям развития, которые выделила Монтессори и содержат упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, развития родного языка, математические, упражнения для «космического воспитания».
Хотелось бы более подробно рассказать о группе упражнений, называемых «упражнениями практической жизни», не только потому, что это – группа Монтессори - материала с которой ребенок начинает знакомство в Монтессори -детском саду, но и вследствие их значения для развития, а также потому, что при желании, подобные упражнения родители могут проводить для своих детей дома.
При соблюдении требований к проведению упражнения и материалу, его составляющему, оно будет иметь глубокое влияние на развитие ребенка.
Упражнения содержат виды деятельности, которые встречаются в повседневной человеческой жизни и являются для взрослого человека рутинными процессами – глаженье, сервировка стола, мытье рук, застегивание пуговиц и т.п. Сюда относятся виды деятельности, связанные с заботой, уходом за собой и окружающей средой, заботой о других, украшением быта и поддержанием социальных контактов. Термин упражнения «практической жизни» - означает, что деятельность, лежащая в основе упражнения, выполняется человеком в его повседневной практике. Данные упражнения позволяют ребенку освоить действия, привычно выполняемые взрослыми и которые будут использоваться им всю жизнь. Ребенок изучает «как живут» взрослые. Упражнения помогают выполнять эти действия с радостью, ответственностью и любовью.
В Монтессори - группе все как во взрослой жизни
Может возникнуть вопрос, для чего необходимо представление этих видов деятельности в виде упражнений, в группе детского сада, если ребенок так или иначе освоит их в ходе своей жизни, научится им у взрослых? Необходимо отметить, что в современных семьях у взрослых членов семьи остается не так много времени для совместной деятельности и обучения. В обстановке Монтессори-группы ребенок может обучаться в покое, самостоятельно выбирая упражнение для работы и время, которое он на него затратит, при желании, ребенок может повторить его столько раз, сколько ему потребуется. Дома ребенок не увидит отработанных до совершенства «презентаций» - демонстраций упражнений, выполняемых педагогом. В них движения воспитателя продуманны, красивы и элегантны (этому Мария Монтессори уделяла большое значение), кроме того, они предлагают оптимальный способ взаимодействия с предметами, выработанный на основании длительной практики тренировки собственных движений и изучения аналогичных действий, принятых в других культурах. Упражнения практической жизни помогают ребенку освоить смысл заботы об окружающей среде и привить ответственность за свое окружение. Значение этих упражнений велико. Они являются как бы мостиком между родительским домом и группой. В родном доме ребенок испытывает потребность активного участия в тех процессах, которые он наблюдает в мире взрослых, вне зависимости от того, сложно (опасно) или же легко и просто их выполнение. Упражнения навыков практической жизни содержат элементы культурной среды, выполнение их помогает ребенку осваивать свою культуру. Ребенок испытывает чувство принадлежности к обществу, увеличивается его внимание к миру вещей и миру людей. Совершая даже элементарные действия, ребенок совершенствует не только движения и их координацию, но и развивает концентрацию внимания, волевые процессы, самостоятельность и саморегуляцию. Кроме этого, в упражнениях «навыков практической жизни» есть особая группа упражнений движения, которые целенаправленно учат ребенка самоконтролю, вниманию.
Монтессори -педагогические приемы и принципы составления подготовленной среды позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями.
Счетные шнурки. Учебный материал в системе Монтессори.
5. Монтессори в России.
В Россию педагогика Монтессори возвращается в 1992 году. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори - классов. Но только Московскому Центру Монтессори удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори -тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Центром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Центра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с генеральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и получила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных классов. Так российские, Монтессори - педагоги окончательно вошли в европейское сообщество.
Информация о работе Педагогическая система Монтессори в России и Германии