Педагогическая система, ее элементы и их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогическая система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчинённое целям воспитания и обучения. Особенностью современной педагогической науки является всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, с учетом широкого круга как внутренних отношений, так и внешних сопряженных систем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие педагогической системы, ее свойства……………………………………………………………..4
2. Виды педагогической системы……………………………………………………………………………………….9
3. Структура педагогической системы……………………………………………………………………………….11
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная по педагогике..docx

— 43.09 Кб (Скачать)

Министерство общего и  профессионального образования  Свердловской области ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

 

Контрольная работа по Педагогики.

 

Тема:  Педагогическая система, ее элементы и их взаимосвязь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: Кожаева Надежда.

                                                                            Студентка группы: 144 заочного отделения.

                                                                            Специальность:   воспитатель. 

                                                                            Проверила: Сильвестрова  Т.И

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..3

  1. Понятие педагогической системы, ее свойства……………………………………………………………..4
  2. Виды педагогической системы……………………………………………………………………………………….9
  3. Структура педагогической системы……………………………………………………………………………….11

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образование представляет собой социальный институт, в наибольшей степени определяющий пути развития общества. Будучи связанным  с другими социальными институтами  и подверженным влиянию со стороны  базисных социальных структур и надстройки, он в значительной степени отражает все их социально-политические и  экономические противоречия, несмотря на свою относительную автономность. Кроме того, образование, в силу специфических  особенностей своего становления и  функционирования, оказывается достаточно инертным в условиях реформирования, что приводит к определенным, порой  негативным социальным последствиям. Доказательством этого могут  служить результаты школьных реформ в России, предпринимаемых на разных этапах развития системы школьного  образования. Причины неудач реформаторов кроются в недостаточном прогнозировании  результатов, в игнорировании системного характера института образования, его связей с другими социальными  институтами, в недостаточном учете  специфики образования как процесса.

В последние  годы появились работы, посвященные  анализу функционирования и структурных  особенностей отдельных видов образования, исследования, посвященные различным  сторонам жизнедеятельности субъектов  образования, проектированию модели специалиста, проблемам эффективности управления образованием и обучением. Как свидетельствуют  результаты многочисленных исследований, в процессе развития система образования  регулярно приходит в противоречие с потребностями развития науки  и производства. Переход к новым  технологиям, к новым средствам  коммуникации, системам управления людьми требует коренных преобразований и  в подходах к обучению новым знаниям.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие педагогической системы, ее свойства.

В научной  литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

2) понимание  системы как множества элементов  вместе с отношениями между  ними.

Под системой понимается «целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой».

В специальной  литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии.

Среди многих видов социальных систем выделяют педагогические системы. По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы.

Многие видные ученые посвятили свои работы системному подходу, в которых в разной степени  полноты рассматривается такое  явление, как педагогическая система. Разные авторы дают следующие формулировки понятия «система»:

1) множество  взаимосвязанных компонентов, составляющих  определенное целое в своем  строении и функционировании. (С.И. Архангельский).

2) определенная  общность элементов, функционирующих  по внутренне присущим ей целям. (Ю.К. Бабанский).

3) выделенное  на основе определенных признаков  упорядоченное множество взаимосвязанных  элементов, объединенных общей  целью функционирования и единством  управления и выступающих во  взаимодействии со средой как  целостное единство (Т.А. Ильина). В качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, организационные формы обучения;

4) любой процесс,  проходящий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями  (В.П. Беспалько). Системы, в которых  протекают педагогические процессы, определяются как педагогические  системы, обладающие определенными  элементами или объектами и  их взаимосвязями или структурами  и функциями. В качестве системы  может выступить вуз, техникум  и т.д., в составе которых подразделяются  административная, хозяйственная и другие подсистемы. Но ведущим элементом в них является педагогическая подсистема, она же одновременно и система. Педагогическая система, как и любая другая система, имеет свою структуру (дидактическая задача, технология обучения, общественно-государственный заказ, субъекты образовательного процесса). Также под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Педагогическая  система есть «социально обусловленная  целостность взаимодействующих  на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными  и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности». Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека».

 
Педагогическая деятельность по Б.Т. Лихачеву – особый вид общественно  полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни  в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими  и другими целями общества. Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличкова, В.П. Симонов. Их взгляды позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узкопрофессиональном ее понимании. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей. Цель этого вмешательства – преобразование человеческой природы в «развитую специфическую рабочую силу», подготовка члена общества. 
Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она вооружена: 

  • педагогической теорией (теоретическими знаниями); 
  • педагогическим опытом (практическим опытом); 
  • системой специальных учреждений. 

 
Педагогическая деятельность опирается  на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением: законов  воспитания; воспитательного влияния  жизненных условий; их требований к  человеку. Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать  глубоко осознанной, эффективной, способной  к разрешению возникающих противоречий. 
Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).

Второй компонент  педагогической деятельности – многообразные  научные знания, умения, навыки, накопленные  человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые  в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется  осознанное отношение к жизни  – мировоззрение.  

Третий компонент  педагогической деятельности – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. 
 
Четвертый компонент педагогической деятельности – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя. 
 
Профессор Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты, рассматривая педагогическую деятельность как цикл этапов педагогического управления: 

  • гностический; 
  • проектировочно-целевой; 
  • конструктивный; 
  • организационный; 
  • коммуникативный.

 
Функциями педагогической деятельности являются: 

  1. Передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников. 
  2. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. 
  3. Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе. 
  4. Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное). 
  5. Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

 
Все эти функции педагогической деятельности взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений, навыков, организация  его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции педагогической деятельности направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся. Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды педагогической системы. 
Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад», а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п. В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полу-интернат (школы с продленным днем), интернат (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.  
Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.). В специальной литературе термин «педагогическая система» употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские общественные организации. Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием «педагогическая система» в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия «воспитательная система» и «дидактическая система». При этом традиционные понятия «система воспитания» и «система обучения» не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если «система воспитания» и «система обучения» относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины «воспитательная система» и «дидактическая система» выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения. Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Информация о работе Педагогическая система, ее элементы и их взаимосвязь