Педагогическая практика А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 10:22, реферат

Описание работы

Педагог осуществлял процесс воспитания личности подростков, придавая огромное значение развитию их самосознания. Его педагогическая концепция уникальная и актуальна и в наши дни. На нее накладываются современные психологические концепции личности, такие как структура самосознания личности

Работа содержит 1 файл

Макаренко.docx

— 26.00 Кб (Скачать)

Очень важным также  представлялось А.С. Макаренко разнообразие целей, недаром он говорит о системе  перспектив. 

Одной из основных задач  педагогической деятельности А.С. Макаренко  считал гармонирование личных и коллективных перспективных линий с таким расчетом, чтобы у воспитанников не возникало никаких противоречий между ними. 

Близкая перспектива  — основное эмоциональное звено  между настоящим и будущим 

Близкая перспектива, по мнению педагога, является основным эмоциональным звеном между настоящим  и будущим. Возрастные особенности  психологического времени личности заключаются, по мнению педагога в значении уровня перспективы (близкой, средней, дальней) для данной возрастной категории: «Чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей оптимистической  перспективы. У юноши 15—16 лет близкая  перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка  в 12—13 лет. У взрослого человека вполне достаточным бывает наличие  только далекой перспективы...» [13]. 

Связь позиций временного континуума осуществляется через эмоциональную  сферу. Потребность двигаться в  направлении определенной перспективной  линии зависит от характера эмоций, испытываемых подростком по отношению  к данной перспективе. 

Значение средней  перспективы в процессе воспитания в педагогической практике А.С. Макаренко 

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, есть коллективное событие, несколько отодвинутое  во времени. Педагог считал совершенно необходимым наличие в коллективе подобной перспективы: «Даже взрослый человек всегда имеет в некотором  отдалении группы более или менее  приятных событий: отпуск, поездка на курорт, повышение в звании и т. д. Для детей это еще более  необходимо» [14]. Как мы можем видеть из высказываний педагога средняя перспектива  также как и ближайшая должна быть связана с положительными эмоциями. Особенность средней перспективы  заключается в дистанции во времени  от настоящего момента, что делает процесс  ожидания также приятным, связанным  с постоянным чувством предвкушения событий, а процесс достижения приносит чувство удовлетворения по мере участия  в приближении к цели. «Средняя перспектива будет иметь значение только в том случае, если к этим дням готовиться задолго, если им придается  особенное значение, если к их основному  содержанию присоединяются самые разнообразные  темы: отчеты, прием гостей, премирование, новые помещения и оборудование, результаты годового соревнования» [15]. 

Возможные события  средней перспективы 

По мнению А.С.Макаренко  на линии средней перспективы  могут располагаться: участие в  праздничных демонстрациях и  всенародных кампаниях, празднование годовщины открытия детского учреждения и юбилейных дат почетного  шефа, окончание и начало учебного года, выпуск, выход учреждения на первое место, открытие нового цеха, производственные достижения, летний отпуск. Тем не менее, он утверждал, что для эффективности  воздействия средней перспективы  таких событий должно быть немного. Подготовка к такому дню должна сначала  существовать только в форме коллективной мысли, бесед, соображений. 

«Задолго нужно  приступить к выбору различных комиссий, в которые привлечь как можно  больше воспитанников. Эти комиссии чаще должны делать отчеты перед общим  собранием. Полезно, если по поводу проведения такого праздника возникает в  коллективе два проекта и весь коллектив занимается решением вопроса, какой проект лучше» [16]. Вообще, как  нами уже было отмечено ранее, А.С. Макаренко  широко использовал спорные моменты  и соревновательные ситуации в своей  педагогической деятельности для более  активного личного эмоционального включения воспитанников в процесс. 

Примеры использования  средней перспективы 

Примером использования  педагогом средней перспективы  может служить следующая ситуация: «Первое Мая коммунары начинают ждать с ноября, как только отпразднуют  Октябрь. Уже в феврале предлагает ССК на общем собрании избрать  первомайскую комиссию. Все приятно  удивлены: 

— Как, уже первомайскую?.. 

...Нужно пересмотреть, купить и заготовить коммунарскую  одежду, чтобы потом не о чем  было беспокоиться. Обыкновенно  к весеннему празднику производится  ревизия всего гардероба коммунаров, и выпадает это на долю первомайской  комиссии. Нужно приготовить меню  и запастись продуктами на  несколько дней, пока коммунары  будут в городе... Обеспечить коммуну  подходящим помещением, наметить  план посещений театров, кино, смычек. Наконец, необходимо коммуну  упорядочить в маршевом отношении,  т.е. приучить новеньких к строю.  Нужно не забыть мельчайших  деталей, чтобы в майские дни  не зачем не нужно было бегать»  [17]. 

Другим примером средней перспективы является организация  похода на юг: «Коммунары долго собирались в Крым... Это было венцом нашего трудового  года, это было непривычно восхитительно  — всей коммуной в Крым» [18]. «Для меня этот поход имел огромное значение, потому что в течение всего  этого года я мобилизовал вокруг похода и каждого человека и весь коллектив, и материальные условия, и вел культурную и всякую другую подготовку» [19]. 

Летний отпуск и  основы его организации 

А.С. Макаренко утверждал, что летний отпуск по своему характеру  должен соответствовать заслугам коллектива и развитию производства, организации  быта и культурной работы. Чем дальше коллектив ушел в организованности и дисциплине, чем больше достижений в работе, тем более ценный отпуск должен быть ему предоставлен. Педагог считал, что каждый коллектив должен стремиться к тому, чтобы «его заслуги были настолько значительны и единодушны, чтобы он в целом заслужил лучшие условия отдыха» [20]. Возможность участвовать в приближении и усилении эмоционального удовлетворения средней перспективой, т. е. контролировать процесс ее осуществления мотивировала подростков улучшать свою деятельность. 

Значение дальней перспективы в процессе формирования личности подростков 

Совершенно особо, по мнению А.С. Макаренко, в представлении  воспитателя должна стоять дальняя перспектива воспитанника. «Воспитатель должен знать, чем хочет и надеется быть воспитанник, какие для этого он прилагает усилия, насколько реальны его стремления, по силам ли они ему» [21]. 

Формообразующие параметры  дальней перспективы 

Говоря психологическим  языком, дальняя перспектива связана, по А.С. Макаренко с такими новообразованиями юношеского возраста, как самосознание и мировоззрение. Она зависит от следующих параметров личности: зрелость и интегрированность. Механизмом формирования дальней перспективы является идентификация с идеальным «Я» личности, с представляемой будущей профессией. 

Одним из основных мотивов, осуществляющим выбор направления  дальней перспективы являлась в колонии А.С. Макаренко потребность подростков в притязании на признание, т. е. мотивация достижения. 

Изменение значимости дальней перспективы в зависимости от возраста 

Новаторский подход педагога к проблеме перспективы  заключается в том, что он отметил  ее изменение по возрастам. А.С. Макаренко  писал: «Чем старше возраст, тем дальше отодвигается грань ближайшей оптимистической  перспективы. У юноши 15—16 лет близкая  перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка  в 12—13 лет. У взрослого человека вполне допустимо наличие только далекой перспективы, в зависимости  от сознания и политического развития данной личности» [22]. 

Значение мечты  для формирования психологического будущего подростков 

В отношении дальней перспективы им было отмечено, что в детском возрасте она представляется в виде пока абстрактной, но связанной с приятными переживаниями мечты. Педагог уделял большое внимание работе с этой мечтой. Он был убежден, что «если хлопцы не мечтают, то они ничего не стоят» [23]. А.С. Макаренко рассматривал мечту как способ увлечь, мобилизовать энергию подростков. Несмотря на это, основная роль мечты рассматривалась педагогом как реальность перспективы и возможность выбора профессии только в соответствии с собственными склонностями и желаниями, а потому вызывало стремление к этой свободе и мобилизовало силы и волю для достижения заветной мечты. Педагог считал совсем неважным, станет ли впоследствии ребенок тем, кем хотел, главное, что он испытал чувство свободы выбора, где все зависит лишь от собственных усилий. «Кондуктор может прекрасно работать, но все-таки неплохо, если мальчик помечтает в юности о том, что он станет летчиком, может быть, на самом деле он станет прекрасным кондуктором» [24]. 

Выбор будущей профессии  — один извидов дальней перспективы 

Дальняя перспектива в любом возрасте оказывает влияние на процесс формирования личности. Роль дальней перспективы заключается, по мнению А.С. Макаренко, в том, что возможность и реальность огромного выбора будущей профессии во многом сказывается на эмоциональном тонусе подростков их деятельности и жизни в учреждении. «Но я терпеливо приучал их к труду и школе, вокруг себя они видели новое, …, новые пути человека. Перед их глазами, как и перед глазами всех советских юношей, открылись широкие дороги. Сначала осторожно, потом все смелее и смелее мои воспитанники вступали на них, захватывали новые области, открывали новые перспективы...» [25]. 

Система перспективных  линий 

Одной из особенностей учения А.С. Макаренко о психологическом  будущем личности является то, что  он говорит о системе перспектив называя их «системой перспективных линий». В данном случае речь идет не только о дифференциации последних во времени и межличностном пространстве (близкая, средняя, дальняя и личная, и коллективная), но и о многообразии человеческой деятельности в профессии, личной и общественной жизни. Основной задачей на этом фоне предстает гармонизация перспективных линий у подростков с тем, чтобы между ними не возникало никаких противоречий [26]. 

Таким образом, мы можем  видеть, что формирование самосознания подростков осуществлялось А.С. Макаренко  через психологическое будущее  подростков с помощью разработанной им системы перспективных линий.

Информация о работе Педагогическая практика А.С. Макаренко