Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 10:22, реферат
Педагог осуществлял процесс воспитания личности подростков, придавая огромное значение развитию их самосознания. Его педагогическая концепция уникальная и актуальна и в наши дни. На нее накладываются современные психологические концепции личности, такие как структура самосознания личности
Педагог осуществлял
процесс воспитания личности подростков,
придавая огромное значение развитию
их самосознания. Его педагогическая
концепция уникальная и актуальна
и в наши дни. На нее накладываются
современные психологические
В своей педагогической
практике А.С. Макаренко уделял большое
внимание работе со всеми позициями
психологического времени. Он не создал
единой концепции на этот счет, но целостность
его педагогической системы подтверждается
тем, что все позиции
Целостно педагогической
системы, ее непротиворечивость, разработанная
на основе психологии подростков, методология
воспитания являются ценным вкладом
А.С. Макаренко в педагогическую
науку XX века.
Психологический анализ
воспитательной системы А.C. Макаренко.
Формирование самосознания подростков
через психологическое будущее.
(Система перспективных линий.)
Необходимость в
новом тезаурусе для прочтения
старых истин
Автор взял на себя труд
проанализировать воспитательную систему
А.С. Макаренко, в частности, ту ее часть,
которая касается психологического
времени личности, с точки зрения
современного психологического понимания
генезиса самосознания, представленного
в концепции В.С. Мухиной [1].
Согласно этой концепции
среди других значимых звеньев самосознания
выделено звено психологического времени
личности (индивидуального прошлого,
настоящего, будущего), которое определяет
бытие личности и ее перспективы
развития и эмоционального благополучия.
В контексте взятого
нами на вооружение психологического
подхода к анализу системы
А.С. Макаренко его учение представляет
в системе современного научного
тезауруса.
Психологическое будущее
в идентификации с новым
По мнению А.С. Макаренко,
огромное влияние на процесс формирования
личности подростков оказывают позиции
психологического времени, прошлое
формирует сценарии настоящего и
будущего. Представляемые перспективы
направляют деятельность в настоящем,
поэтому только в настоящем возможны
основные изменения личности, влекущие
за собой коррекцию
Эмоции в выборе
перспективы будущей жизни и
в ожидании «завтрашней радости»
Педагог был убежден,
что главная роль в выборе будущей
перспективы принадлежит
Значимость разных
по дальности перспектив для разных
возрастных категорий
А.С. Макаренко отмечал
зависимость значимости разных по своей
дальности перспектив от возраста.
Говоря современным психологическим
языком, он отметил, что в разных
возрастных категориях педагогическая
эффективность равной удаленности
события во времени неодинакова.
Так, в детском и младшем
Значимость близкой
перспективы для младшего подросткового
возраста и дальней — для юношеского
А.С. Макаренко считал,
что в младшем подростковом возрасте
значение близкой перспективы более
весомо, чем в юношеском. Главным психическим
новообразованием юношеского возраста
является формирование целостного мировоззрения,
способствующего рассмотрению своего
жизненного пути в целом и ставящего на
первое место по своему значению дальнюю
перспективу, определяющую весь жизненный
путь личности.
Педагог писал: «Программа
имеет великое значение в жизни
человека. Даже самый никчемный человечишка,
если видит перед собой не простое пространство
земли с холмами, оврагами, болотами и
кочками, а пусть и самую скромную перспективу
— дорожки или дороги с поворотами, мостиками,
посадками и столбиками — начинает и себя
раскладывать по определенным этапикам,
веселее смотрит вперед, и сама природа
в его глазах кажется более упорядоченной:
то — левая сторона, то — правая, то ближе
к дороге, а то дальше» [2].
Временное: близкая,
средняя, дальняя и социальное: личная
и общественная — пространства перспективы
А.С. Макаренко рассматривал
перспективу во временном и социальном
пространстве личности. В первом случае
он разделял ее на близкую, среднюю и дальнюю.
В социальном пространстве им были выделены
личная и коллективная линии.
Гармонизация личной
и общественной перспективы через
возбуждение к жизни
Одной из важнейших
задач воспитательной работы педагог
считал организацию перспективы
и ее претворение с личных форм
на формы общественные. Он писал: «Начинать
можно и с хорошего обеда, и
с похода в цирк, но надо всегда возбуждать
к жизни и постепенно расширять
перспективы целого коллектива...» [3].
Неудачи многих детских учреждений,
детских домов и колоний он
видел в слабости и неясности
перспективы. Он утверждал, что даже
хорошо оборудованные детские дома,
если они не организуют свою будущую
деятельность, не добьются хорошей
работы и дисциплины [4].
Перспективный минимум
и система перспективных линий
А.C. Макаренко считал,
что организация перспективы
должна начинаться с личных линий. По
его мнению, первая стадия этой работы
является необходимо обязательной в
каждом упорядоченном учреждении: «Оборудованные
помещения и классы, теплые комнаты,
удовлетворительная пища, чистая постель,
полная защищенность ребенка от произвола
и самодурства старших, приветливый,
простой тон отношений представляют тот
необходимый перспективный минимум, без
которого вообще трудно представить себе
правильную воспитательную работу» [5].
Значимость труда
для перестроения с близкой перспективы
на более дальнюю
Тем не менее, А.С.Макаренко
был убежден в том, что уже
с самых первых дней близкая перспектива
должна строится по коллективному плану.
Инструментом изменения перспективы с
личной на общественную служил совместный
труд.
Идентификация и
обособление — основные механизмы
образования перспективы
Говоря психологическим
языком, процесс перехода от личной
перспективы к коллективной осуществляется
на основе механизмов идентификации
и обособления, которые, согласно В.С.
Мухиной, являются основными механизмами
развития личности [6]. В процессе совместной
деятельности человек идентифицируется
с коллективными целями, у него
вырабатываются общественные установки.
Это приводит к образованию в
сознании человека коллективных линий
перспективы. Не труд сам по себе, а
совместная трудовая деятельность являются
по А.С. Макаренко необходимым
Значимость притязаний
на признание на психологическое
будущее личности
Еще одним мощным
фактором воздействия на психологическое
будущее развивающейся личности
является потребность подростков в
притязании на признание. В колонии
подросток, противопоставляющий себя
коллективу, игнорировался последним
и не имел возможности утвердить свое
«Я» среди группы значимых других. Подростку
необходимо было сначала, идентифицироваться
с группой значимых личностей, а затем
обособиться от нее для выделения и утверждения
своего «Я». Идентифицируясь с коллективом,
подросток принимает совместную деятельность
и в ее процессе у него вырабатывается
общественная линия перспективы.
Значимость соревнования
для сплочения коллектива
Особое значение
для сплочения коллектива педагог
придавал соревнованию. В своем произведении
«Флаги на башнях» он описывает ситуацию
соревнования между различными трудовыми
бригадами колонии в процессе
зарабатывания денег для открытия нового
завода. В основе соревнования групп между
собой лежит механизм идентификации индивида
с группой, к которой он принадлежит и
механизм обособления от других групп,
отличающихся от первой по признаку участия
в соревновании. Но сплоченность всего
коллектива достигалась путем организации
этой борьбы против общего «врага»: лени,
воровства, прочего вредительства, а также
медленное течение времени. Иначе говоря,
колонисты идентифицировались с работой
колонии, друг с другом отчуждались от
ее «врагов»: «Далеко-далеко отошла синяя
линия врагов. У девочек она уже приближается
к чудесному городу. Ваня Гальченко сегодня
не может гордиться только своим «центром».
Его захватывает общий успех колонии и
красота кровопролитного боя у столяров»
[7]. Ведущей мотивацией у подростков становится
мотивация достижения.
Метод усложнения цели
Здесь нельзя не сказать
о технике работы А.С.Макаренко
с перспективами. Она заключается
в следующем: для поддержания
и усиления напряженности ожидания
какого-либо события и направленности
мотивов педагогом применялся метод
усложнения цели. В процессе преодоления
все более сложных целей
Пример метода усложнения
цели
Из письма А.С. Макаренко
к Максиму Горькому: «Дело поднимаем
трудное. Я не сентиментальный человек,
но меня до слез трогает моя шайка.
Казалось бы чего нужно. Четыре года мы
восстанавливали руины здесь. На
половину ходили зимой босые и раздетые.
Теперь у нас все в порядке, чистота и уют,
свое электричество и даже прибыль — 120
английских свиней и пр. А вот все же бросают
это и едут на новые места в разваленный
дворец, в опустошенную степь.
Но зато 1200 десятин.
Какой там размах будет, дорогой
Алексей Максимович! Хлопцы знают, что
будет трудно... И все же они все как будто
начинены ракетами и выстрелами и нас,
педагогов, увлекают за собой» [8].
Высокий уровень
притязаний подростков и характерная
для данного возрастного
— Милый, родненький
Наркомпрос! Нам здесь тесно и все сделано.
Мы запсихуем здесь через полгода. Дайте
нам что-нибудь большое, чтобы голова закружилась
от работы» [11].
Метод взрыва в применении
к психологическому будущему
Другим методом
работы А.С. Макаренко с перспективными
линиями воспитанников является
уже описанный нами в предыдущих
параграфах метод взрыва. Примером
использования данного метода по
отношению к психологическому будущему
подростков является случай с воспитанником
Васей Корнеевым: «... в августе
снова привели Ваську Корнеева. Теперь
в моей душе и капельки не осталось
«педагогического подхода» и не боялся
я Васькиной хмурости.
— Можешь уходить
на все четыре стороны. Пожалуйста!
— Я широко открыл дверь кабинета,
выходящую прямо во двор... Уходи,
— повторил я, — уходи!
Он протянул вперед
поставленную ковшиком просительную руку.
— Товарищ заведующий!
Куда же я пойду?
— Куда хочешь!.. Я
закрыл дверь. Через полчаса она
потихоньку открылась, и Васька влез
в кабинет... — Товарищ заведующий!
Будь я гад, на части разорвусь... Что
хотите! Я понимаю: вам, конечно, не мед,
если вот такие, как я... с кузницей! А только...
землю буду есть, а доктором буду! Вот увидите!
Я прислушался. В
его голосе ничего не было блатного,
никакой романтики. На меня смотрели
жадные человеческие глаза... С тех
пор прошло много лет. Васька Корнеев
давно окончил медицинский