Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:24, реферат
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4 вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография педагога и рассмотрены ведущие направления партийно-государственной образовательной политики 50 – 70 гг.
Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
Введение 3
I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А. Сухомлинского 4
II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского 8
1. Отношение к ребенку 8
2. К прекрасному через прекрасное 13
3. Научные знания и знания человеческие 18
4. Трудовое воспитание 21
Заключение 24
Список литературы 26
Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».
Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания.
Сухомлинский считал, что коллектив – это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”. [3, стр. - 190].
Как
видно из этого высказывания Сухомлинского,
он справедливо опасался силы общественного
мнения в осуждении личности коллективом,
противопоставлял коллективному осуждению,
тем более наказанию - проявления
чуткости, заботливости, чтобы ребенок
переживал чувство
“Воздействие
на не устоявшуюся, легко ранимую
психику ребенка силой
На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.”[4, стр. 15].
Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива зиждилась не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении. Как закономерность воспитания личности в коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора: «Чем выше интеллектуальный уровень и глубже, чище нравственные убеждения воспитанника, тем... богаче должна быть духовная жизнь коллектива, чтобы личность нашла в нем источник своего дальнейшего развития».[4, стр. - 17].
«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А. Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений” [3,стр. - 196].
И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. “Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей”. [3, стр. - 202].
Василий
Александрович писал: «Меня удивил
взгляд моего оппонента на наказание
как на необходимую, неизбежную вещь
в системе воспитательной работы...
Я не из пальца высосал ту истину,
что наших детей можно
2. К
прекрасному через прекрасное.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...».[3, стр. - 165] Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека.
Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает “ толстокожесть”, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит становится воспитываемым. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога.
“Привести детей на луг, сказать им: “Посмотрите, как красиво!” дети могут ответить, что да, красиво, но это вовсе не означает, что их тронула эта красота. Сухомлинский рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при каких-то стеченьях обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем…Надо ждать, верить в ребенка и тогда он полюбит прекрасное.”[3, стр. -153].
Известно присловье: “Учение и труд рядом идут”, но и учение, и труд недалеко уйдут – и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека, - если рядом с ними не идет красота – третий из важнейших элементов воспитания.
От красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга – главное средство эстетического воспитания в школе.
Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет.
Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
Вхождение
искусства в духовный мир ребенка
начинается с познания красоты слова.
Познание красоты слова является
важнейшим шагом в мир
Сухомлинский вспоминал: ”С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, что бы проникнуть в богатейший, доступный мир – мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу”.[5, стр. - 208]
Красота слова ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного слова.
“…
В эти минуты, когда в душу ребенка
охватывает поэтическое вдохновенье,
слово – живое, полнокровное, играющее
всеми цветами радуги,.
Благоухающее ароматом полей и лугов,
- входит в духовную жизнь ребенка; дети
ищут и находят в нем средство выражения
своих чувств, мыслей, переживаний.” [5,
стр. – 216]
Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи.
В.А.
Сухомлинский разделял мнение о том,
что успех воспитания во многом определяется
развитием эмоционально-
“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.” [3, стр. - 171].
В
школе Сухомлинского очень
Искусство, открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А. Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».[4, стр. - 499].
Приобщая
детей к миру прекрасного, Сухомлинский
всегда использовал ряд
Мир
прекрасного для ребенка
Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
Человек,
который любит Пушкина и Гейне,
человек, которому хочется сказать
красиво о красоте, окружающей его,
человек, для которого поиски нужного
слова стали такой же потребностью,
как потребность созерцать
Информация о работе Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского