Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4 вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография педагога и рассмотрены ведущие направления партийно-государственной образовательной политики 50 – 70 гг.
Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

Содержание

Введение 3
I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А. Сухомлинского 4
II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского 8
1. Отношение к ребенку 8
2. К прекрасному через прекрасное 13
3. Научные знания и знания человеческие 18
4. Трудовое воспитание 21
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Педагогическая деятельность сухомлинского.docx

— 45.03 Кб (Скачать)

     Оценка  у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у  ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».

     Сознание  ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

     Сухомлинский  рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает  что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно  похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

     Система воспитания, в основе которой лежит  оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к  психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

     В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко  и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания.

     Сухомлинский  считал, что коллектив – это  всегда идейное объединение, которое  имеет определенную организационную  структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого  за всех и всех за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко  возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них  не крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать  из – под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”. [3, стр. - 190].

     Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного  мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок  переживал чувство благодарности  коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто  в них нуждается.

     “Воздействие  на не устоявшуюся, легко ранимую  психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего  приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.” [3, стр. - 199]

На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.”[4, стр. 15].

     Рожденная в живом опыте Павлышской школы  методика воспитания коллектива зиждилась  не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды  своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении. Как закономерность воспитания личности в коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора: «Чем выше интеллектуальный уровень и глубже, чище нравственные убеждения воспитанника, тем... богаче должна быть духовная жизнь коллектива, чтобы личность нашла в нем источник своего дальнейшего развития».[4, стр. - 17].

     «Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А. Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений” [3,стр. - 196].

     И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского  не было дилеммы: личность или коллектив. “Это две грани, две стороны единого  человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне  коллектива, точно так же, как  не может быть «абстрактного» коллектива без личностей”. [3, стр. - 202].

     Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание  как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать  только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний  невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать  без наказаний. Если вы хотите, чтобы  в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний». 
 
 
 
 

2. К  прекрасному через прекрасное. 

     «В  мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как  человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться  в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...».[3, стр. - 165] Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека.

     Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает “ толстокожесть”, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит становится воспитываемым. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога.

     “Привести детей на луг, сказать им: “Посмотрите, как красиво!” дети могут ответить, что да, красиво, но это вовсе не означает, что их тронула эта красота. Сухомлинский рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при  каких-то стеченьях обстоятельств  и настроений сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем…Надо ждать, верить в ребенка и тогда он полюбит прекрасное.”[3, стр. -153].

     Известно  присловье: “Учение и труд рядом  идут”, но и учение, и труд недалеко уйдут – и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека, - если рядом с ними не идет красота  – третий из важнейших элементов  воспитания.

     От  красоты природы – к красоте  слова, музыки и живописи. Слово и  книга – главное средство эстетического воспитания в школе.

     Сухомлинский  не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического  воспитания вообще никакого воспитания нет.

     Свой  идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним  в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи  с его созданием обогащают  человека, умножают его силы, цементируют  мировоззрение. Ведь мировоззрение  базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том  числе и на чувстве прекрасного.

     Вхождение искусства в духовный мир ребенка  начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово – могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств.

     Сухомлинский  вспоминал: ”С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли  смотреть утреннюю зарю, слушать песню  жаворонка и гудение пчел, что  бы проникнуть в богатейший, доступный  мир – мир слова. И тогда  слово становилось в моих руках  орудием, с помощью которого я  открывал детям глаза на богатство  окружающего мира. Чувствуя, переживая  красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки  слова, и через слово красота  входила в их душу”.[5, стр. - 208]

     Красота слова ярче всего воплощена в  поэзии. Восхищаясь стихотворением или  песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое  слово раскрывает тончайшие эмоциональные  оттенки родного слова.

     “…  В эти минуты, когда в душу ребенка  охватывает поэтическое вдохновенье, слово – живое, полнокровное, играющее всеми цветами радуги,. 
Благоухающее ароматом полей и лугов, - входит в духовную жизнь ребенка; дети ищут и находят в нем средство выражения своих чувств, мыслей, переживаний.” [5, стр. – 216]

     Дать  ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой  родник поэтического творчества –  это такое же важное дело, как  научить читать и решать задачи.

     В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной  сферы. Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

     “Музыка является самым чудодейственным, самым  тонким средством привлечения к  добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает  прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом  себе и помогает музыка.” [3, стр. - 171].

     В школе Сухомлинского очень много  внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

     Искусство, открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая  чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове  родной речи, так и в музыкальной  мелодии перед ребенком открывается  красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А. Сухомлинский, - доносит  до детской души не только красоту  мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой  ребенок чувствует, что он настоящий  человек».[4, стр. - 499].

     Приобщая  детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических  моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где  начинается хоть малейшее принуждение  детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный  ребенок или расстроенный чем- то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое  его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок  эмоционально подготовлен к этому  с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

     Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение  в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего  в семье.

Для ребенка  наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это  не только тепло, уют, внимание. Это - мир  солнца, любви, добра, ласки, весь мир  в руках матери. И от того, каков  он, этот мир, зависит, каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, которому хочется сказать  красиво о красоте, окружающей его, человек, для которого поиски нужного  слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное, человек, для которого понятие о  красоте человеческой выражается, прежде всего, в уважении человеческого  достоинства, в утверждении самых  справедливых отношений между людьми, - такой человек не может стать  грубияном, циником.

Информация о работе Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского