Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4 вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография педагога и рассмотрены ведущие направления партийно-государственной образовательной политики 50 – 70 гг.
Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

Содержание

Введение 3
I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А. Сухомлинского 4
II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского 8
1. Отношение к ребенку 8
2. К прекрасному через прекрасное 13
3. Научные знания и знания человеческие 18
4. Трудовое воспитание 21
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Педагогическая деятельность сухомлинского.docx

— 45.03 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

Дальневосточный Федеральный Университет

(ДВФУ) 

Школа педагогики

Кафедра педагогической психологии 

Педагогическая  деятельность В.А. Сухомлинского 
 
 

Студент: заочное отделение

                                  Руководитель:  
         
         
         
         

Владивосток

2012

     Введение            3

     I. Жизнь, педагогическая и общественная  деятельность 

В.А. Сухомлинского           4

   II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского      8

  1. Отношение к ребенку         8
  2. К прекрасному через прекрасное     13
  3. Научные знания и знания человеческие    18
  4. Трудовое воспитание        21

     Заключение         24

     Список  литературы        26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”. “Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу. “[4 стр. - 16]

     В реферате на тему “Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы: что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну крестьянина, рядовому сельскому учителю подняться к вершинам педагогической науки? И многие другие.

     Данная  работа состоит из введения, основной части, включающей 4 вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография  педагога и рассмотрены ведущие  направления партийно-государственной  образовательной политики 50 – 70 гг.

     Во  втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

     В заключении сделаны выводы. 
 
 
 
 

  1. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А. Сухомлинского.
 

   Школьная  система, которая функционировала  в то время, приспосабливалась к  современным социально-политическим, экономическим, идеологическим реалиям. Направления образовательной политики определялись партийными съездами и постановлениями ЦК КПСС. Каждый из «государственных планов», согласно которым жила страна, включал систему мероприятий в сфере образования, «увязанных» с решением народнохозяйственных и культурных задач очередного «этапа строительства социализма и коммунизма».

   Одним из ведущих направлений партийно-государственной  образовательной политики оставалась «борьба за всеобуч». Полвека осуществления  всеобуча это, действительно, борьба: за финансирование образовательной системы, строительство школьных зданий, подготовка педагогических кадров, выпуск учебной  и методической литературы и т.д. Создание системы учебных заведений, которая гарантировала конституционное право гражданина на получение среднего образования — большое достижение советского общества. В официальной идеологии оно связывалось с руководящей ролью коммунистической партии, с ее заботой о подрастающем поколении и молодежи. В обосновании очередного «социального заказа» к образовательной сфере на «данном этапе строительства социализма (коммунизма)», включая всеобуч, неизменным оставался тезис о «воспитании нового человека» как цели партийно- государственной политики. При этом в «модели» «нового человека» акцентировалась официальная установка на формирование единой идеологии («основ марксизма-ленинизма», «диалектико-материалистического мировоззрения», «научного мировоззрения»), которая обеспечивала бы «морально-политическое единство советского народа». Под таким углом зрения происходил отбор знаний из отечественной и мировой культуры, осуществлялось конструирование содержания общего образования, содержание учебных дисциплин «достраивалось» задачами «текущего момента»: планами «коммунистического строительства». Таким образом, каждый из этапов осуществления всеобуча был вместе с тем этапом дальнейшей идеологизации и политизации сознания подрастающего поколения и школьной молодежи. Следующая реформа готовилась по указанию брежневского ЦК не только Академией педагогических наук, были подключены ведущие ученые Академии наук, возглавившие предметные комиссии по естественным и гуманитарным учебным дисциплинам, которые разрабатывали новые учебные программы. Концепция Центральной Комиссии по подготовке реформы предполагала, наряду с существенными принципиальными изменениями научного содержания учебных предметов, сохранение того ценного, что удалось достигнуть на предыдущем этапе реформирования школы. Однако трудный переход на новые учебные программы (1966-1975 гг.) вытеснил проблемы связи обучения с жизнью, с производительным трудом новыми актуальными задачами переобучения сотен тысяч учителей-предметников, подготовки и издания миллионов новых учебников, методической литературы и мн. др. Идеал школы, где труд и обучение соединены, признавался и обосновывался идеологически и тогда, когда принимался Закон 1958 г., и тогда, когда реформировалось содержание общего образования — школы в массе своей возвращались к типичной школе «книжного обучения», а значит и к хроническим ее проблемам неуспеваемости, второгодничества, перегрузки обязательным для усвоения материалом, в конечном итоге, к тому, что задачи «воспитания нового человека», «подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой на «качество знаний, умений, навыков».

   Однако, отдельные педагогические коллективы, благодаря все более последовательному  и многоаспектному осмыслению особенностей «природного материала», с которым работает педагог, сумели создать школы — истинные образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, — приобрела не только всесоюзную, но и мировую известность.

   Внешне  биография В.А. Сухомлинского мало чем отличается от биографий многих его сверстников и современников.

   В.А. Сухомлинский – педагог, полностью  сформировавшийся в условиях советской  действительности - ему не пришлось, как известным советским педагогам  старшего поколения, перестраивать  свое мировоззрение. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность.

   Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 году окончил семилетку.

   Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический путь В.А. Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1938 году.

   Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим РАЙНО.

Однако  уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней  школы и бессменно руководит  ею в течение 22 лет до конца своих  дней. В 1948 году это была обычная, рядовая  школа, к тому же еще и почти  разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

     Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие  принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это  и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден  двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный учитель УССР. В

     1968 году ему было присвоено звание  Героя Социалистического труда.  В том же году он был избран  членом-корреспондентом Академии  педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.

     Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его  педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

  1. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
 

1. Отношение  к ребенку.

     Педагогическое  наследие В.А. Сухомлинского разносторонне  и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами коммунистического  гуманизма, глубоким уважением к  личности ребенка.

     Когда его спрашивали: ”Что самое главное  было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь  к детям!”

     Искренняя любовь к детям и подлинная  педагогическая культура, по 
Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

     “Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным  влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда  не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.”[3, стр. - 21]

     В.А. Сухомлинский - достойный наследник  гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя.

Наказание Сухомлинский в отличие от его  предшественников понимал гораздо  глубже. «В среде педагогов, - отмечал  Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное  поощрение и самое сильное  наказание в педагогическом труде - это оценка». [5, стр. - 12]

     “Беда многих учителей в том, что они  измеряют и оценивают духовный мир  ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории  в зависимости от того, учат или  не учат дети уроки”. [5, стр. 9].

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот  педагог, который любит детей. Учитель  должен быть для ребенка таким  же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие  между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем  наставнике. Одно из самых ценных его  качеств - человечность, в которой  сочетается сердечная доброта с  мудрой строгостью родителей. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

Информация о работе Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского