Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:24, реферат
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4 вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография педагога и рассмотрены ведущие направления партийно-государственной образовательной политики 50 – 70 гг.
Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
Введение 3
I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность
В.А. Сухомлинского 4
II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского 8
1. Отношение к ребенку 8
2. К прекрасному через прекрасное 13
3. Научные знания и знания человеческие 18
4. Трудовое воспитание 21
Заключение 24
Список литературы 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Дальневосточный Федеральный Университет
(ДВФУ)
Школа педагогики
Кафедра
педагогической психологии
Педагогическая
деятельность В.А. Сухомлинского
Студент: заочное отделение
Руководитель:
Владивосток
2012
Введение 3
I.
Жизнь, педагогическая и
В.А. Сухомлинского 4
II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского 8
Заключение 24
Список
литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”. “Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу. “[4 стр. - 16]
В реферате на тему “Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы: что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну крестьянина, рядовому сельскому учителю подняться к вершинам педагогической науки? И многие другие.
Данная
работа состоит из введения, основной
части, включающей 4 вопроса и заключения.
В первом вопросе описана биография
педагога и рассмотрены ведущие
направления партийно-
Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
В
заключении сделаны выводы.
Школьная
система, которая функционировала
в то время, приспосабливалась к
современным социально-
Одним
из ведущих направлений партийно-
Однако,
отдельные педагогические коллективы,
благодаря все более
Внешне
биография В.А. Сухомлинского мало
чем отличается от биографий многих
его сверстников и
В.А.
Сухомлинский – педагог, полностью
сформировавшийся в условиях советской
действительности - ему не пришлось,
как известным советским
Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 году окончил семилетку.
Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический путь В.А. Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1938 году.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим РАЙНО.
Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный учитель УССР. В
1968
году ему было присвоено
Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.
1. Отношение к ребенку.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.
Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь к детям!”
Искренняя
любовь к детям и подлинная
педагогическая культура, по
Сухомлинскому, понятия нерасторжимые.
Он считал, что учитель обязан уметь дорожить
детским доверием, щадить беззащитность
детей, быть для него воплощением добра
и справедливости. Без этих качеств не
может быть учителя.
“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.”[3, стр. - 21]
В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя.
Наказание
Сухомлинский в отличие от его
предшественников понимал гораздо
глубже. «В среде педагогов, - отмечал
Сухомлинский, - можно нередко услышать
разговоры о поощрении и
“Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки”. [5, стр. 9].
В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.
Информация о работе Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского