Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:50, лекция
Педагогическая деятельность — общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Она протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка-дошкольника. В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса состоит в становлении и развитии личности.
Педагогическая позиция
Внимание к детским играм, творчеству, традициям, поощрение субъектности ребенка, его саморазвития помогают перестроить содержательную характеристику педагогической деятельности. Доверие к взрослому, как базисное свойство личности ребенка, формируется в совместной деятельности, где совмещаются и перекликаются интересы детей и взрослых.
Таким образом, основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей. Ее первостепенная задача — формировать коммунистическое мировоззрение всех членов коллектива. Заведующая непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому очень важна ее высокая теоретическая и практическая подготовка.
Если в детском саду есть лицо, отвечающее за методическую работу среди воспитателей (воспитатель-методист или общественный методист), то и в этом случае руководящая роль принадлежит заведующей. У методиста и заведующей общие задачи, общий план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой весь объем предстоящей методической работы. Конечно, в план заведующей войдут и другие вопросы (кадровые, организационные и т. д.), будет предусмотрена ее роль как председателя педсовета.
Поэтому в дальнейшем разговоре о работе заведующей будут иметься в виду только задачи, аналогичные тем, что решает воспитатель-методист.
Один из разделов общей методической работы заведующей — работа по развитию речи.
Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем:
Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.
Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.
Направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям.
Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.
Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями.
Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства.
Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.
Для успешного решения поставленных задач заведующая должна хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности. Необходимо знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Разделение методических обязанностей, постоянная опора на членов коллектива — важнейшая предпосылка правильной работы заведующей.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, рече-двигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.
Гигиенические условия
Гигиена органов слуха и речи предполагает и обеспечение в детском саду общих гигиенических условий, и специальные профилактические меры по охране этих органов.
Особое внимание, как известно, уделяется охране органов слуха детей, для чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши, разъяснять родителям вред «домашних средств (вливания и т. д.), вслепую применяемых при лечении ушных заболеваний.
Гигиена органов речи включает в себя и заботу о легких и дыхательных путях ребенка, для чего важен правильный вое душный режим в детском саду, развитие емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса. Легко ранимые у ребенка верхние дыхательные Пути нуждаются в специальном закаливании, в своевременном лечении.
Задача заведующей — обеспечить периодическую санацию полости рта детей, лечение зубов. Желательно, чтобы детские сады систематически посещали врачи-специалисты: стоматолог, ларинголог, Они осматривают детей и вносят сведения о состоянии органов слуха и речи в медицинские карты, направляют на лечение (тонзиллит, неправильный прикус и т. д.).
Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.
Систематически вместе с врачом заведующая проверяет гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, достаточную четкость и яркость картин, необходимый размер пособий, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.
Одновременно с созданием гигиенических условий внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов. Воспитатель приучает детей к самостоятельному уходу за полостью рта и носа: полоскать рот после еды, раздувая щеки, омывая водой зубы со всех сторон; с пяти лет правильно чистить зубы, водя щеткой сверху вниз; правильно сморкаться, пользуясь индивидуальным чистым платком. Родителям следует напоминать, что необходимо часто менять носовые платки детей. Предупреждая трещины и другие заболевания губ, воспитатель приучает детей по мере надобности вытирать платком уголки губ, запрещает часто их облизывать. Каждый сотрудник детского сада должен помнить, что следует заботиться о нежных голосовых связках детей: не допускать резких криков, визга, пения на холодном воздухе. Врач или медицинская сестра в беседах с родителями рассказывает о проведении местного закаливания ушных раковин, шеи, что очень важно для предупреждения простудных заболеваний, отрицательно сказывающихся на состоянии речевых органов детей.
Требования к речи взрослых
Заведующая должна быть организатором режима речевой культуры в своем детском саду. В начале года ей необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрослых (для всех сотрудников, включая и обслуживающий персонал). Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Все это непроизвольно и незаметно будет копироваться детьми; Специального внимания требует грамматическая сторона речи сотрудников, борьба с элементами просторечия и местного говора. Заведующая выявляет примеры неправильных выражений, ошибок и при случае очень тактично указывает на них товарищам по работе.
Необходимо, чтобы заведующая уделяла особое внимание речи
воспитателей, умела ее анализировать и, если требуется, оказывать помощь в ее совершенствовании.
Речь воспитателя как фактор развития речи детей
Заведующая должна неустанно подчеркивать роль речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.
При анализе речи воспитателя заведующая оценивает ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам). Заведующая или методист начинают анализировать речь воспитателя с того, что отмечает, о чем полезном, новом, нужном он сообщил детям, что упустил или исказил.
Знакомясь с работой воспитателя, сначала нужно выяснить, какие знания, сведения дает он дошкольникам, как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей, какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических). В этом отношении нужно быть особенно внимательным к речи педагога в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д., так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.
Затем можно переходить к оценке формы речи педагога.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. В предыдущих разделах говорилось об использовании художественного слова, фразеологических оборотов.
Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.
Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.
Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т, п. Образцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (пока, жест, отношение к собеседникам).
В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность, в первую очередь доступность (содержания использования соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональность речи.
Пути совершенствования речи взрослых, работающих с детьми
Прежде всего заведующая и методист должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач. Кроме того, в детских садах наводятся индивидуальные консультации, действуют кружки по технике речи и выразительному чтению. Заведующая рекомендует педагогам взаимопосещения с целью обмена опытом. В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами {произношение, ударение, грамматика), диалектизмами.
Заведующая помогает воспитателям организовать аналогичную работу с родителями, советует, как надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду.
С нянями заведующая также проводит серьезную работу — разъясняет, что няня — помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д.
Каждый дошкольный работник должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
Пособия по развитию речи
В каждом детском саду имеются наглядно-методические пособия общего назначения, которые хранятся в педагогическом кабинете и используются всеми педагогами.
Среди методических пособий выделяются печатные и рукописные. В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика «Методика развития речи». Методист ведет систематический каталог книг, журнальных статей: желательно, чтобы в нем также были разделы, посвященные инструктивно-директивным материалам, основным задачам развития речи, организационным вопросам, проблемам развития речи в ранцем возрасте и др. Из фондов библиотечной литературы методист организует витрину новинок и периодические тематические выставки. Хорошо, если демонстрируемая литература сопровождается краткими аннотациями, рекомендациями отдельным воспитателям по её изучению и использованию.
Информация о работе Педагогическая деятельность как диалог двух культур - ребенка и педагога