Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:50, лекция
Педагогическая деятельность — общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Она протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка-дошкольника. В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса состоит в становлении и развитии личности.
§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДИАЛОГ ДВУХ КУЛЬТУР — РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА
Педагогическая деятельность — общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Она протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка-дошкольника. В Законе РФ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса состоит в становлении и развитии личности. Организованная педагогическая деятельность позволяет не только дать ребенку определенный запас знаний и умений, но и развить у него способность пользоваться усвоенным опытом в жизни. Таким образом, педагог является посредником между социальной культурой общества и ребенком. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (ТА Куликова).
Педагог формирует первые взгляды ребенка, культурно-социальные способы поведения, приобщает его к миру человеческих ценностей. В Концепции дошкольного воспитания определяется цель и задачи воспитания детей как творческих, самобытных личностей.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В ней субъектом выступает педагог, который все свои усилия, талант, мастерство направляет на воспитуемого. Признание самобытности, самоценности дошкольного периода, уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как маленького, но полноправного человека позволяет выстраивать новые отношения: из субъектно-объектных они становятся субъектно-субъектными.
Способы осуществления педагогической деятельности предполагают использование педагогической инструментовки. А.С. Макаренко включал в это понятие голос (темп, громкость, интонация, выразительность), мимику, жесты, пластику.
Педагогическая инструментовка заключается не столько в технологическом умении, сколько в целесообразности ее применения в тех или иных педагогических ситуациях. Выступая «культурным фоном», педагогическая инструментовка служит образцом для детей.
Мотивы педагогической
деятельности проявляются на этапе
профессионального
Результат педагогической деятельности — воспитанник, имеющий определенный уровень образованности, развития — отсрочен по времени, поскольку достижения ребенка, его индивидуальность проявляются на последующих периодах жизненного пути.
В ходе деятельности изменяется и сама личность педагога, возрастают его мастерство, профессиональная компетентность, способности и умения, творческая индивидуальность.
Характер педагогической деятельности, ее специфика определяют требования к личным качествам педагога. Выделяются общие и специальные качества. К общим относятся направленность на развитие других людей, наличие гуманистических, нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровень образованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т.п.
Специальные качества включают педагогические способности, индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстро овладеть методами и приемами педагогической деятельности.
Для педагога важны следующие способности:
устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные);
воспринимать и понимать
психологические состояния
формировать определенный тип и вид деятельности (академические);
передавать ребенку необходимую информацию (дидактические);
профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своей деятельности (оценочно-рефлексивные);
предвидеть последствия своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическим оптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные черты ребенка (педагогическое воображение).
Более подробное описание см.
В Концепции дошкольного воспитания в разделе «Воспитатель детского сада», где дается портрет педагога, работающего с детьми, отмечается важность воздействия его личности на личность детей. Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор, интеллигентность, целеустремленность и т.д. Большое значение также имеют тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка.
Определение профессионально важных качеств как необходимых условий для успешной организации педагогической деятельности базируются на анализе деятельности и трудовых (профессиональных) функций. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которая определяется как «научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков».
В психолого-педагогических исследованиях профессиограмма учителя (воспитателя) рассматривается как описательная модель его деятельности, которая включает в себя: основные функции специалиста; основные требования к личности воспитателя и его профессиональной подготовке; противопоказания к педагогической деятельности.
Подфункциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей:
создание педагогических
условий для успешного
обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми;
участие в педагогическом просвещении родителей;
регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения;
самообразование педагога;
участие в научно-исследовательской работе.
По классификации Е.А.
Панько, педагог в своей деятельности
осуществляет следующие функции: материнскую
(охрана и укрепление здоровья детей);
развивающую (воспитывающую и обучающую);
коммуникативную; диагностическую и коррекционную;
конструкторско-
Таким образом, деятельность педагога ДОУ многогранна и предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен в работе А. К. Марковой:
умения, связанные с постановкой педагогических задач и предвидением результатов их решения;
умение работать с содержанием материала;
владение психолого-
знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;
владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения);
реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной «Я-концепции»;
осознание перспективы своего профессионального роста;
определение обучаемости детей;
оценка воспитанности детей;
интегральная оценка своего труда и профессионализма.
Также педагогические умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные. Содержательную характеристику педагогических умений см.
Основная проблема педагогической деятельности совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалог двух культур мира взрослых и мира детей — предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть. Условиями диалогичности педагогической деятельности являются:
уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
создание условий для развития его индивидуальности, творческой самобытности;
учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.
В литературе описаны три модели педагогической деятельности:
педагогика принуждения (авторитарная);
полной свободы;
сотрудничества.
Педагогика принуждения
характеризуется подчинением
Педагогика полной свободы, как правило, предполагает либерально-попустительский стиль отношения к детям. Воспитатели не пытаются ограничить поведение детей, не сдерживают их ни в каких проявлениях и действиях. Дети импульсивны, любой запрет со стороны других взрослых может вызвать агрессивность.
Педагогика сотрудничества
предполагает демократический (помогающий)
стиль отношений с детьми. Педагоги
больше внимания уделяют организационно-
но и на воспитание
нравственно-волевых качеств
Педагогика сотрудничества базируется на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению детей, сущность которого определена в Концепции дошкольного воспитания. Однако лишь каждый пятый педагог придерживается этой модели, треть современных воспитателей ДОУ осуществляют учебно-дисциплинарный дидактический подход, у остальных отчетливой ориентации на определенную модель не наблюдается.
Многие исследователи личностно-ориентированной модели педагогической деятельности пытаются рассматривать ее в контексте и логике субъект-субъектных отношений, считая, что педагогу надо признать детей в качестве субъектов образования. Однако другие ученые подчеркивают необходимость постепенно вести ребенка от объектной позиции к субъектной.
Характеристикой педагога, обеспечивающего диалог культур (взаимодействие сотрудничества и содружества), является рефлексивное отношение к собственным личностным качествам, способностям, мотивам, способам и средствам деятельности.
Другой подход к изменению позиции педагога, переориентация его с негативных мотивационно-ценностных установок предлагается в работе Н.Е. Латышевой.
Опираясь на трансакционную теорию Э. Берна, согласно которой в каждом человеке живут трое — «родитель», «взрослый» и «дитя» — автор доказывает, что нужно использовать ситуации, в которых ребенок оказывается компетентнее взрослого. В результате растет его самоутверждение. Выстраивая позицию «воспитатель—дитя», педагог должен не забывать о правиле трех «П» (понимание, приятие, признание), т.е. признании успешности ребенка, его индивидуальности.
Уникальность, своеобразие ребенка ярко проявляются в его субкультуре. Изучение портрета дошкольника показывает, что культура дошкольного детства наиболее открыта и содержит феноменальное количество возможностей гармоничного развития ребенка.
Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее целое. Это особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Она находит свое выражение в различных детских играх, ритуалах, словесном творчестве и т.п.
Детская субкультура складывается под влиянием жизни общества, его традиций, отношения к детям, внимания взрослого мира к миру детства. Например, детское слово-творчество является «своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом, но им же и ограничено». В субкультурной форме мир детства провозглашает свое отличие от мира взрослых. Но ребенок — изначально общественное существо, он нуждается как в сверстниках, так и во взрослых. Поэтому в субкультуре детства следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и самоутверждения в ней. Диалог культур предполагает изучение субкультуры взрослыми, ее развитие с позиций сотрудничества. Основными линиями диалогичности деятельности педагога должны стать: развитие способностей, творческой индивидуальности, интересов, склонностей, самостоятельности, инициативности детей.
Информация о работе Педагогическая деятельность как диалог двух культур - ребенка и педагога