Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:20, контрольная работа
В данной работе я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.
Введение. 3 стр.
1. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова. 3-4 стр.
2. “Вопросы жизни”. 5-8 стр.
3. Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова. 8-11 стр.
4. Значение педагогического наследия Н. И. Пирогова. 11-13 стр.
Заключение. 13 стр.
Список использованной литературы 13 стр.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» филиал в г.Зернограде Ростовской области
(Филиал
ЮФУ в г.Зернограде)
Контрольная работа
№110840 зачетной книжки
по курсу «История образования»
на тему:
«Педагогическая деятельность
и работа Н.И.Пирогова
«Вопросы жизни»
Ситько Р.М.
Зерноград
2012
План
Введение.
1. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова.
2. “Вопросы жизни”.
3. Основные положения педагогической
системы Н. И. Пирогова. 8-11 стр.
4. Значение педагогического наследия
Н. И. Пирогова.
11-13 стр.
Заключение.
Список использованной литературы
Введение.
Имя Николая Ивановича Пирогова составляет
гордость и славу Отечественной педагогической
науки, народного образования. Своей выдающейся
деятельностью как в области медицины,
так и народного образования Н.И.Пирогов
заслужил признательность широких масс
и педагогической общественности. Его
педагогические идеи являются источником
научного творчества и практической деятельности.
Они близки нам и сегодня актуальностью
поставленных проблем, таких, как единство
школы и жизни, педагогической науки и
практики; воспитывающее обучение, «гармоническое
развитие всех врожденных сил народа»,
воспитание человека -
гражданина, полезного своей стране.
В данной работе я постараюсь по возможности
подробно раскрыть смысл педагогической
деятельности замечательного русского
педагога, просветителя и организатора
народного образования Н. И. Пирогова,
творческое наследие которого вошло в
сокровищницу отечественной педагогики.
Жизнь
и деятельность Н.
И. Пирогова.
Николай
Иванович Пирогов (1810-1881) родился в
Москве , в семье казначейского
чиновника. По окончании Московского
университета (медицинский факультет)
он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту)
к профессуре и после защиты диссертации
на степень доктора медицинских наук в
течении двух лет занимался в Германии
усовершенствованием своих знаний. В возрасте
26 лет он стал профессором хирургии сначала
в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической
академии в Петербурге.
В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов
по его личной просьбе был направлен на
фронт во главе с организованной им общиной
“сестер милосердия”.
В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы
жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания.
Она обратила на себя внимание общественности
передовыми идеями об общечеловеческом
воспитании, сделала имя автора широко
известным.
В 1856 году Пирогов был назначен попечителем
Одесского учебного округа. Александр
II отрицательно относился к Пирогову,
считая
его “красным” (хотя он был только либералом),
но, назначая его на этот пост, хотел создать
видимость заботы царского правительства
о народном образовании. В течении двухлетнего
управления Одесским учебным округом
Пирогов стремился поднять значение педагогических
советов гимназии, внушал директорам и
учителям учебных заведений мысль о необходимости
гуманного отношения к детям, подготовил
открытие университета в Одессе. Либеральная
деятельность его в качестве попечителя
учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора
подозрение в свободомыслии и подрыве
авторитета властей. Пирогов был переведен
в Киев на должность попечителя Киевского
учебного округа . Здесь продолжал улучшать
работу школ, рекомендовал учителям посещать
уроки друг друга, поощрял методические
искания учителей ввел в практику гимназий
внеклассные литературные беседы,способствовал
открытию в Киеве одной из первых в России
воскресных школ для
взрослых. Когда в 1861 году Порогов был
уволен с должности попечителя, прогрессивная
общественность Киева устроила ему торжественные
проводы.
Правительство сделало вид, что оно намерено
использовать опыт Пирогова как
педагога, и назначило его руководителем
молодых людей, подготовлявшихся за границей
к профессуре, но в 1866 году лишило его и
этой должности. Великий хирург, крупнейший
ученый, видный общественный деятель и
педагог, Пирогов должен был удалиться,
еще полный сил, в свое небольшое имение
на
Украине, где скончался в 1881 году.[2,C.200-201].
«Вопросы
жизни»
Рассмотрение
педагогических взглядов Н. И. Пирогова
следует начать со
статьи “Вопросы жизни” опубликованной
им в 1856 году. Это была первая педагогическая
работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова
стало широко известным и обратило на
себя внимание общественности передовыми
идеями об общечеловеческом воспитании.
В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как
и
в других своих педагогических сочинениях
) Н. И. Пирогов резко выступил
против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной
выучки, которую стремилось ввести царское
правительство за счет снижения уровня
общего образования молодежи. Он противопоставил
официальному курсу образования идею
общечеловеческого воспитания,которое
должно подготовить к общественной жизни
высоконравственного человека с широким
умственным кругозором. [2,С. 201].
Свою статью Пирогов начинает с исторической
справки о поисках выдающимися мыслителями
древней Греции ответов на вопросы о назначении
человека в общественной жизни, о смысле
человеческой жизни. Из этой справки выясняется,
что речь идет о вопросах общественной
жизни, о жизни человека в обществе, об
его взаимоотношениях с другими людьми,
о неизбежности для каждого из нас разрешения
вопроса о нашем личном отношении к общественным
потребностям и обязанностям.
«В чем состоит цель нашей жизни? каково
наше значение? к чему
мы призваны? чего должны искать мы?».[4,C.
37-72]. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые
Пироговым в его статье. В самостоятельном
решении этих вопросов заинтересованы
и общество с его господствующим направлением,
и каждая отдельная личность. С этим трудно
не согласиться. Я считаю, что
для своего времени в преддверии серьезной
реформы феодально- крепостнического
государства, такая постановка вопроса
была более чем уместна. Более того, я думаю,
что она уместна и по сей день, когда страну
охватил жесткий экономический кризис.
Казалось бы, рассуждает далее Пирогов,
что на поставленные вопросы о цели и назначении
нашей жизни члены христианского общества
получат ответы в процессе воспитания
в семье и в школе , и таким образом подготовлены
к осуществлению христианской морали
в общественной и личной жизни. Но в действительности
такого господства христианской морали
не наблюдается. В противоположность христианским
основам воспитания , полученным в школе,
во всех проявлениях общественной жизни
господствует «резко выраженное материальное,
почти торговое стремление».[3,C. 33-34].
Что же остается делать при таких обстоятельствах?
- вот естественно
возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть
в существо окружающей
жизни. С исключительным мастерством излагает
Пирогов «философию» восьми мелких общественных
групп.
«Взглядов, которым следуют эти толпы,
наберется до десяти, а может быть, и более.Вот,
например, первый взгляд - очень простой
и привлекательный. Не размышляйте, не
толкуйте о том, что необъяснимо. Это по
малой мере лишь потеря одного времени.
Можно, думая, потерять и аппетит, и сон.
Время же нужно для трудов и наслаждений.
Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон
- опять для трудов и наслаждений. Труды
и наслаждение - для счастья.»[4].
Далее в своей статье Пирогов продолжает
«...вот второй взгляд - высокий.
Учитесь, читайте , размышляйте и извлекайте
из всего самое полезное. Когда
ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы
и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым
для черни. Поумнев, поверьте, вы будете
действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте
только выбор вашему уму, и вы никогда
не сделаете
промаха. Вот третий взгляд - старообрядческий
. Соблюдайте самым точным образом все
обряды и поверья. Читайте только благочестивые
книги, но в смысл не вникайте. Это главное
для спокойствия души. Затем, не размышляя,
живите так, как живется. Вот четвертый
взгляд - практический. Трудясь,
исполняйте ваши служебные обязанности,
собирая копейку на черный
день. В сомнительных случаях, если одна
обязанность противоречит другой, избирайте
то , что вам выгоднее или по крайней мере
что для вас менее вредно. Впрочем , предоставляйте
каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях,
точно так же как и о вкусах, не спорьте
и не хлопочите. С полным карманом можно
жить и без убеждений. И прочее, и
прочее, и прочее.[4,C. 32-34].
Своим изложением «философии» жизни восьми
мелких общественных групп Пирогов сформулировал
господствовавшие в русском так называемом
образованном обществе язвы и пороки,
служившие предметом изображения и в нашей
могучей, исключительной по своим моральным
тенденциям художественной литературе
XIX в. Разоблачая пошлость, господствующую
в привилегированном обществе, Пирогов
вместе с тем показал бессилие школы и
воспитания его времени в делее преобразования
общества на каких бы то ни было разумных
началах. А если так, то возникал следующий
серьезный вопрос о смысле и назначении
всей системы воспитания и образования.
Очевидно, школа и воспитание ни в какой
мере не вели к усовершенствованию общественной
жизни на нравственных основах.
«Существует, -пишет Пирогов, - только
три возможности вывести
человечество из ложного и опасного положения:
или согласить
нравственно-религиозные основы воспитания
с настоящим направлением общества, или
переменить направление общества, или,
наконец, приготовить нас воспитанием
к внутренней борьбе, неминуемой и роковой,
доставив нам все способы и всю энергию
выдерживать неравный бой». «Пойти первым
путем,- рассуждает далее Пирогов, -
это значило бы искажать
то, что нам осталось на земле Святого,
Чистого и Великого...», «изменить
направление общества есть дело промысла
и времени». Остается третий путь, т . е
«приготовить нас воспитанием к внутренней
борьбе.., доставив нам все способы и всю
энергию выдерживать неравный бой» . Приготовить
нас с юных лет к этой борьбе, значит именно
«сделать нас людьми, т. е. тем, чего не
достигнет ни одна ваша реальная школа
в мире, заботясь сделать из нас, с
самого нашего детства, негоциантов, солдат,
моряков, духовных пастырей или юристов».[4,С.
37-38]. В этом рассуждении выясняется основная
общественно-педагогическая позиция Пирогова.
Подводя итог под вышесказанным, можно
сказать, что наивысшая
общественно-историческая заслуга Пирогова
заключалась уже в том,что он раскрыл и
назвал своим именем «торговое» направление
жизни,
показал его противоречие со всем, что
еще осталось в жизни «святого» , раскрыл
разлагающее влияние «меркантильного
направления» на подрастающее поколение
и поставил на очередь дня вопрос о том,
что же можно сделать путем воспитания,
чтобы преодолеть развращающее влияние
«торгового направления» в общественной
жизни. Еще раз позволю себе заметить,
что данные высказывания Пирогова (в частности
о
дурном влиянии торгового направления
в обществе) крайне точно характеризуют
сегодняшнее положение общества, особенно
положение молодежи.
Основные положения
педагогической системы
Н. И. Пирогова
Изучение педагогических сочинений, биографических
и автобиографических данных, оставленных
нам Пироговым , показывает, что на протяжении
всей своей жизни он непреклонно осуществлял
одну основную идею: боролся с сословно-крепостническим
строем в системе образования и стремился
к тому, чтобы поставить образование и
воспитание подрастающих поколений на
службу назревавшим потребностям нашей
страны во всех областях культуры в пореформенное
время. Пирогов вел борьбу с сословными
и национальными привилегиями прежде
всего в деле народного образования и
распространения культуры и науки в нашей
стране. Таким образом, педагогические
позиции Пирогова теснейшим образом сплетались
с политическими стремлениями демократического
либерализма, отличавшего его и от представителей
бюрократов-реакционеров и консерваторов,
и от представителей революционной демократии
( в политическом смысле
Пирогов не был революционером).[3, 92-93].
В
чем же заключается ценность педагогической
системы Пирогова? Я считаю, что
наибольший интерес и ценность представляет
система образования
в каждой ступени. В качестве первой ступени
образования идет элементарная начальная
двухгодичная школа. Программа занятий
в этой школе рассчитана на развитие у
учащихся первоначальных основ мышления
и наблюдательности путем обучения родному
языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности
путем наглядного обучения в духе Песталоцци.
Кстати, Пирогов придавал огромное значение
наглядному обучению и считал, наиболее
важно применять принцип наглядности
в как можно раннем возрасте. Приведу по
этому поводу цитату из статьи Пирогова
«О наглядном обучении». В этой
статье Пирогов говорит о способе преподавания
естественных наук так: «Вообще, главная
обязанность педагога заключается преимущественно
в том , что бы науку излагать не столько
для самой науки, сколько для развития,посредством
науки той или другой умственной или
душевной способности. Естественное и
должно именно служить к развитию наблюдательной
способности у ребенка, начинающего знакомиться
с окружающей его природой. Надобно приучить
с ранних лет и его глаз, и его осязание
к отчетливому отыскиванию различных
признаков, характеризующих естественные
тела; дайте ему в руки минерал,растение,
животное и спрашивайте его, что он видит
и что он находит особенного; заставьте
его найти и описать различие между тем
и другим телом, и задача ваша будет
разрешена, цель будет вполне достигнута.»[4,
C. 143-144].
По традициям того времени, в программу
начальной школы , как и
в программу следующих за ней высших ступеней,
Пирогов вносит и основания
так называемого закона божия, т. е. изучения
священной истории ветхого и нового завета.
Пирогимназии составляют в системе образования,
защищаемого Пироговым, вторую ступень
образования, опять-таки предназначенную
для всех сословий и классов. Пирогимназии
, по плану Пирогова, разделяются на два
типа - реальная и классическая, каждая
с 4-летним курсом обучения.
Классическая пирогимназия в проекте
Пирогова имеет в учебном плане почти
те же предметы, что и реальная. Но за счет
количества часов, отводимых на предметы
реальных знаний, в классической пирогимназии
отводится внимание основательному изучению
латинского и греческого языков и одного,
а не двух новых языков. В классические
пирогимназии
открыт доступ опять-таки для всех желающих,
имеющих образование в
объеме элементарной начальной школы.
А кроме того, и окончившие реальную пирогимназию
могли поступать без экзамена в III класс
классической пирогимназии. Над двумя
типами пирогимназий организуется гимназия
опять-таки двух типов - реальная и классическая.
Образование в реальных гимназиях Пирогов
предназначает для удовлетворения практических
потребностей производственно-технической
жизни. Окончившие такие реальные гимназии,
по плану Пирогова , получат выход либо
непосредственно на поприще практической
деятельности, либо в высшие, но
специальные учебные заведения, а не в
университет. [3,С. 115-117].
Придавая исключительное значение в воспитании
учащихся науке и научному образованию,
Пирогов учитывал роль и других специально
воспитательных воздействий на учащихся.
И почти в каждой статье его мы находим
глубокие,
оригинальные мысли, советы и практические
указания в этом направлении.
Главное в воспитательной работе, чему
Пирогов придает решающее значение, это
намерения, жизненные цели и задачи, какие
ставят себе воспитатели в семье и в школе,
согласованность семьи ,школы, общества
и государства в этих целеустремлениях.
Пирогов дал ряд ценнейших соображений
по методике воспитательной работы. Избранные
им вопросы и характер их разрешения вводят
учителей в наиболее важные и решающие
стороны воспитательной работы в школе.
На место разрозненных, неорганизованных
воздействий на учащихся со стороны администрации
школ (директора и инспектора) и надзирателей
Пирогов выдвинул в качестве основной
воспитательной силы коллективную работу
учителей или, как он их называет, наставников,
объединенных в педагогических советах
средних учебных заведений. Таким образом
единоличное, часто случайное и произвольное
действие учителей получало не только
единство,но и естественно большую разносторонность
и глубину влияний на учащихся. Постановления
педагогических советов приобретали в
глазах учащихся больший авторитет большую
силу. «Опыт доказывает, - пишет Пирогов,
- что заключения и определения педагогического
совета несравненно более пользуются
доверием между учащимися, чем
решения одного лица, будет ли оно второстепенным
в заведении, как
учителя или надзиратели, - или главное,
как директор». Пирогов был
озабочен развитием у учителей внимательного,
чуткого отношения к
учащимся. Он требовал от учителей «при
обсуждении каждого
поступка» учащегося не формально
юридического отношения, а «хорошо
вникнуть в те обстоятельства», которыми
вызывается поведение ученика. В этих
целях Пирогов предлагал воспитателям
завести у себя карманные журналы, в которых
бы они отмечали, с надлежащей подробностью
и только для себя, все замеченные ими
поступки учеников, их образ мыслей и т.
п.
Требованиями такого рода Пирогов ставил
перед учителями сложнейшую и труднейшую,
но в то же время самую основную задачу
в искусстве воспитания - изучать своих
учеников и индивидуализировать воспитательные
воздействия
на учащихся.[3, С. 124-131].
Значение педагогического наследия Пирогова.
Чтобы
судить об исторических заслугах Пирогова,
нам следует помнить слова
В. И. Ленина: «Исторические заслуги
судятся не по тому , чего не дали исторические
деятели сравнительно с современными
требованиями, а по тому , что они дали
нового сравнительно с своими предшественниками».
Никто
не сомневается в том, что Пирогов оставил
богатейший и значительный вклад
в сокровищницу нашей национальной культуры.
Общепризнан гений Пирогова
как ученого, новатора,трудами которого
, начиная с его ранней молодости , пользовались
не только его ученики, но и его учителя
во всех культурных странах мира. На протяжении
всей своей жизни , Пирогов непрестанно
прилагал все усилия к тому, чтобы создать
для высшей и средней школы такие условия,
которые всемерно воздействовали бы росту
науки и культуры и устраняли бы все, что
мешало развитию самостоятельной русской
науки.
Он искренне стремился к осуществлению
в нашей стране всеобщего обучения, он
защищал право на полноценное образование
не только русских людей, но и
самых угнетенных наций населявших Россию.
Наряду с большими принципиальными педагогическими
вопросами Пирогов в своих литературных
трудах и в практической деятельности
на посту попечителя учебного округа
постоянно ставил и разрешал методические
вопросы, развивал и поддерживал
деятельность учителей и школ по развертыванию
кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных
средств для усовершенствования преподавания
иобучения.[3,С.175-182].
Из всего вышесказанного можно сделать
следующие выводы:
1. Пирогов внес значительные улучшения
в работу педагогических советов
гимназий, расширил содержание обсуждаемых
вопросов, ввел в систему доклады и обмен
мнениями по дидактическим вопросам, всячески
поощрял методические изыскания учителей,
рекомендовал взаимное посещение уроков.
2. Основными дидактическими принципами
Пирогов считал осмысленность
обучения, активность и наглядность.
3.Требуя, чтобы учителя и руководители
прогимназий и гимназий хорошо изучали
учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал
перевод из класса в класс производить
по результатам годовой успеваемости
учащихся . Он
отрицательно относился к переводным
экзаменам , отмечая наличие в них
значительного элемента случайности и
формализма.
4. К преподаванию в высшей школе Пирогов
предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал
усилить беседы профессоров со студентами,
проводить семинары, просеминары и практические
занятия и всячески развивать у студентов
навыки углубленной самостоятельной работы.[2,
C.202-203].
Информация о работе Педагогическая деятельность и работа Н.И.Пирогова «Вопросы жизни