Педагогическая деятельность и работа Н.И.Пирогова «Вопросы жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Содержание

Введение. 3 стр.
1. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова. 3-4 стр.
2. “Вопросы жизни”. 5-8 стр.
3. Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова. 8-11 стр.
4. Значение педагогического наследия Н. И. Пирогова. 11-13 стр.

Заключение. 13 стр.
Список использованной литературы 13 стр.

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории образования Пирогов.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» филиал в г.Зернограде Ростовской области 

(Филиал  ЮФУ в г.Зернограде) 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

№110840 зачетной книжки

по курсу  «История образования»

на тему: «Педагогическая деятельность и работа Н.И.Пирогова «Вопросы жизни» 
 
 

                                                               Выполнила: студентка 1 курса

                                                                         Профиль: «Начальное образование»

                                                     Липец Инна Николаевна

                                                                     Руководитель:профессор кафедры

                                                                        педагогики начального образования

                               Ситько Р.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зерноград

2012

 
План  
Введение.                                                                                                        3 стр. 
1. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова.                                                3-4 стр. 
2. “Вопросы жизни”.                                                                                  5-8 стр. 
3. Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова.    8-11 стр. 
4. Значение педагогического наследия Н. И. Пирогова.                     11-13 стр.

Заключение.                                                                                                  13 стр. 
Список использованной литературы                                                          13 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н.И.Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи  являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, «гармоническое 
развитие всех врожденных сил народа», воспитание человека - 
гражданина, полезного своей стране. 
В данной работе  я постараюсь по возможности подробно раскрыть  смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики. 

Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова. 
 

      Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в  Москве , в семье казначейского  чиновника. По окончании Московского  университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии  сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге. 
В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен  на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия”. 
В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности 
передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным. 
 В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая 
его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы,способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для 
взрослых. Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы. 
Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как 
педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на 
Украине, где скончался в 1881 году.[2,C.200-201]. 
 

  «Вопросы жизни» 
 

      Рассмотрение  педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со 
статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании. В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как и 
в других своих педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко выступил 
против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания,которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким 
умственным кругозором. [2,С. 201]. 
Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям. 
«В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему 
мы призваны? чего должны искать мы?».[4,C. 37-72]. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что 
для своего времени в преддверии серьезной реформы феодально- крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда страну охватил жесткий экономический кризис. 
 Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе , и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания , полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует «резко выраженное материальное, почти торговое стремление».[3,C. 33-34]. 
Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот естественно 
возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо окружающей 
жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов «философию» восьми мелких общественных групп. 
«Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более.Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон 
- опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.»[4].  
Далее в своей статье Пирогов продолжает «...вот второй взгляд - высокий. 
Учитесь, читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда 
ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете 
промаха. Вот третий взгляд - старообрядческий . Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется. Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, 
исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный 
день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то , что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем , предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений. И прочее, и 
прочее, и прочее.[4,C. 32-34]. 
Своим изложением «философии» жизни восьми мелких общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском так называемом образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в нашей могучей, исключительной по своим моральным тенденциям художественной литературе XIX в. Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в делее преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах. 
«Существует, -пишет Пирогов, -  только три возможности вывести 
человечество из ложного и опасного положения: или согласить 
нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества, или переменить направление общества, или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и  всю энергию выдерживать неравный бой». «Пойти первым 
путем,-  рассуждает далее Пирогов, - это значило бы искажать 
то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...», «изменить 
направление общества есть дело промысла и времени». Остается третий путь, т . е «приготовить  нас воспитанием к внутренней борьбе.., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» . Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно «сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с 
самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов».[4,С. 37-38]. В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова.  
 Подводя итог под вышесказанным, можно сказать, что наивысшая 
общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том,что он раскрыл и назвал своим именем «торговое» направление жизни, 
показал его противоречие со всем, что еще осталось в жизни «святого» , раскрыл разлагающее влияние «меркантильного направления»  на подрастающее поколение и поставил на очередь дня вопрос о том, что же можно сделать путем воспитания, чтобы преодолеть развращающее влияние «торгового направления» в общественной жизни. Еще раз позволю себе заметить, что данные высказывания Пирогова (в частности о 
дурном влиянии торгового направления в обществе) крайне точно характеризуют  сегодняшнее положение общества, особенно положение молодежи. 
 Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова 
 Изучение педагогических сочинений, биографических и автобиографических данных, оставленных нам Пироговым , показывает, что на протяжении всей своей жизни он непреклонно осуществлял одну основную идею: боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в пореформенное время. Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране. Таким образом, педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии ( в политическом смысле 
Пирогов  не был революционером).[3, 92-93].

      В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова? Я считаю, что  наибольший интерес и ценность представляет система образования выдвинутая  им.  Принцип этой системы заключается  в переходе из одной ступени в следующую, высшую и в то же время в законченности образования 
в каждой ступени. В качестве первой ступени образования идет элементарная начальная двухгодичная школа. Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности путем обучения родному языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци. Кстати, Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал, наиболее важно применять  принцип наглядности в как можно раннем возрасте. Приведу по этому поводу цитату из статьи Пирогова «О наглядном обучении». В этой 
статье Пирогов говорит о  способе преподавания естественных наук так:  «Вообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том , что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития,посредством науки той или другой умственной   или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал,растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет 
разрешена, цель будет вполне достигнута.»[4, C. 143-144]. 
 По традициям того времени, в программу начальной школы , как и 
в программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания 
так называемого закона божия, т. е. изучения священной истории ветхого и нового завета. Пирогимназии составляют в системе образования, защищаемого Пироговым, вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для всех сословий и классов. Пирогимназии , по плану Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения. 
Классическая пирогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний, в классической пирогимназии 
отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классические пирогимназии 
открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих образование в 
объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную пирогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической пирогимназии. Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов - реальная и классическая. 
Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначает для удовлетворения практических потребностей производственно-технической жизни. Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова , получат выход либо 
непосредственно на поприще практической деятельности, либо в высшие, но 
специальные учебные заведения, а не в университет. [3,С. 115-117]. 
Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы находим глубокие, 
оригинальные мысли, советы и практические указания в этом направлении. 
Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи ,школы, общества и государства в этих целеустремлениях. Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе. На место разрозненных, неорганизованных воздействий на учащихся со стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогических  советах средних учебных заведений. Таким образом единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство,но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся. Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет большую силу. «Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического 
совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем 
решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как 
учителя или надзиратели, - или главное, как директор». Пирогов был 
озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к 
учащимся. Он требовал от учителей «при обсуждении каждого 
поступка»  учащегося не формально юридического отношения, а «хорошо 
вникнуть в те обстоятельства», которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п. 
Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания - изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия 
на учащихся.[3, С. 124-131].
 

Значение педагогического наследия Пирогова.

      Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова  В. И. Ленина: «Исторические заслуги  судятся не по тому , чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому , что они дали нового сравнительно с своими предшественниками». Никто 
не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад 
в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова 
как ученого, новатора,трудами которого , начиная с его ранней молодости , пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира. На протяжении всей своей жизни , Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки. 
Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и 
самых угнетенных наций населявших Россию. Наряду с большими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов в своих литературных 
трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа 
постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал 
деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания иобучения.[3,С.175-182]. 
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: 
1. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов 
гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. 
2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность 
обучения, активность и наглядность. 
3.Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся . Он 
отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в них 
значительного элемента случайности и формализма. 
4. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.[2, C.202-203]. 

Информация о работе Педагогическая деятельность и работа Н.И.Пирогова «Вопросы жизни