Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:17, доклад
Как наука педагогика представляет собой систему педагогических знаний о воспитании, образовании, обучении, развитии и самосовершенствовании подрастающих поколений людей, о педагогических способах повышения жизненного и созидательного потенциала взрослых, обеспечения этим решения ими и обществом актуальных проблем жизни в настоящем и будущем.
Педагогическая действительность
Как наука педагогика представляет собой систему педагогических знаний о воспитании, образовании, обучении, развитии и самосовершенствовании подрастающих поколений людей, о педагогических способах повышения жизненного и созидательного потенциала взрослых, обеспечения этим решения ими и обществом актуальных проблем жизни в настоящем и будущем.
Предметом педагогики как науки являются любые педагогические и педагогически значимые реальности в государстве и обществе, существующие в виде педагогических фактов, факторов, условий, закономерностей, механизмов и оказытающие влияние на воспитание, образование, обучение и развития людей и каждого человека.
Педагогическая действительность — это реально, объективно существующие (независимо от признания, понимания или желания кого-то) в жизни и деятельности каждого человека и человеческих сообществ разнообразные педагогические явления. Понимание ее и самих явлений позволяет уяснить специфику предмета педагогической науки, понять особость ее подхода к объектам своих исследований.
Есть две основные группы педагогических явлений:
1) по особенностям природной сущности они представлены педагогическими фактами, педагогическими закономерностями и педагогическими механизмами;
2) по основному содержательному признаку выделяются четыре главных вида их — воспитание, образование, обучение, развитие людей.
Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.
При всем уважении к науке нельзя считать, что она может все. Опрометчиво было бы утверждать, что научная или какая-либо другая форма отражения лучше или "выше" другой. Требовать, чтобы Шекспир выражался формулами, а Эйнштейн сочинял драмы и сонеты, одинаково нелепо. Существуют различия в характере использования места и роли опыта, в науке, с одной стороны, и в художественном творчестве, с другой. Ученый исходит из информации, уже накопленной в данной науке, из общечеловеческого опыта. В художественном творчестве в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет опыт личный. Описание личного опыта соединено с его художественно-образным осмыслением в "Педагогической поэме" А.С. Макаренко. Эта линия продолжена в публицистических произведениях других авторов-педагогов. Различие между двумя жанрами состоит в том, что если основная форма художественного обобщения — типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.
Другая форма духовного освоения действительности — стихийно-эмпирическое познание. Нередко в педагогике эти два вида познания — научное и стихийно-эмпирическое (обыденное) не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя. Высказывается или подразумевается мысль, что научное знание можно получить в процессе практической педагогической деятельности, не утруждая себя научными размышлениями, что педагогическая теория чуть ли не "вырастает" сама собой из практики. Это далеко не так. Процесс научного познания — процесс особый. Он складывается из познавательной деятельности людей, средств познания, его объектов и знаний. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отличия следующие.
Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно нацелено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.
Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении — это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решить ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: проблема формирования у учащихся познавательной самостоятельности, или проблема формирования у них учебных умений и навыков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. С другой стороны, решение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.
Великие педагоги
Первым из них хотелось бы выделить Яна Амоса Коменского (1592 - 1670). Выдающий чешский педагог стал фактически «отцом» педагогической науки. Это он более трехсот лет тому назад разработал современную классно-урочную систему обучения и многие правила работы учителя с детьми. И ученые и учителя – практики до сих пор используют в своей работе его выдающийся труд «Великая дидактика», положивший начало становлению педагогики как наука. В тяжелый период потери чешским народом национальной независимости Коменский хотел помочь своей родине путем улучшения дела воспитания и обучения молодежи, сохранить культурное наследие, оставленное предками. Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, проявляющим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью. Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.15 ноября 1670 года Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.
Вслед за Я.А.Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Ж.-Ж.Руссо во Франции, Г.Песталоцци в Швецарии, И.Гкербарт и А.Дистервег в Германии.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)— знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха. Г.Песталоцци утверждал, что цель обучения состоит в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способности человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Г.Песталоцци состоит в том, что он стал одним из основоположников дидактики начального обучения. Его идею развивающего обучения другой, не менее выдающийся педагог К.Д.Ушинский, назвал великим открытием.
Свою жизнь Г.Песталоцци посвятил сиротам, затратив все свои сбережения на создание детских приютов. На его могиле стоит памятник с надписью:
«Все – для других, ничего – для себя». Г.Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропейскую, особенно немецкую педагогику.
Великим педагогом был Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) – отец русских учителей. Его по праву называют основателем научной педагогики России.
Свою преподавательскую деятельность К.Д.Ушинский начал в Ярославле. В Гатчинском сиротском институте он получает место словесности, а затем – инспектора. Созданные К.Д.Ушинским учебники выдержали невиданный тираж.
« Родное слово», например, издалось 167 раз. Им создан капиталистический труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы « Родное слово», «Детский мир», методические пособия для учителей. Наследие К.Д.Ушинского составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В его педагогической системе ведущее место занимают учение о целях, принципах, сущности воспитания. Цель воспитания, по К.Д.Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Оригинальные педагогические идеи выдвигает известный писатель , мыслитель и педагог Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910), который в своем имении Ясная Поляна Тульской губернии организовал начальную школу для детей крестьян и реализовал там свои идеи об обучении и воспитании.
Большое внимание он обратил на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука». Стержнем всего педагогического творчества Л. Н. Толстого стала проблема духовного - нравственных основ развития личности. Отстаиваемая писателем идея свободного развития ребенка, предполагала формирование нового типа общения учителя с учеником, что определяло стиль работы в целом. Л. Н. Толстой был учителем, педагогом- человеком, для которого образование народа стало частью его жизни.
В послереволюционной России строительство системы школьного образования и становления новой педагогики шло в течение почти десятилетия. Одним из выдающих советских педагогов этого периода был Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939).
Имя А.С.Макаренко известно каждому в нашей стране и за рубежом. Его главная заслуга состоит в разработке теории воспитания в коллективе, которую он успешно применил в практической воспитательной работе в детской колониях в 20 – 30-е гг.
Одним из центральных принципов педагогической системы А. С. Макаренко был принцип гуманизма, который заключался в формуле «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Свой педагогический опыт А. С. Макаренко описал в литературных произведениях, наиболее известными из которых являются «Педагогическая поэма», «Флаги на башне».
Опыт творческого развития личности в коллективе по методике А. С. Макаренко важен и для современной педагогической науки. Элементы этой методики используются сейчас не только в нашей стране, но и в Японии, Германии, Англии и других странах. В России проводятся Международный конкурс им. А.С.Макаренко и Международный Макаренковские чтения.
История педагогики
Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.
В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (746-1841 ),Ф.Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.
В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы -- педагогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики: общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Педагогика содержит разделы:
общие основы педагогики,
дидактика (теория обучения),
теория воспитания,
школоведение.
история педагогики,
социальная педагогика,
профессиональная педагогика,
креативная педагогика,
нейропедагогика
педагогика сотрудничества,
сравнительная педагогика,
педагогическая инноватика,
военная педагогика,
специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).
К собственно педагогики примыкают методики преподавания отдельных учебных дисциплин, изучаемых в учебных заведениях различного типа; дефектология, исследующая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и слабослышащих детей - сурдопедагогика; слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, с недостатками умственного развития - олигофренопедагогика, с нарушениями речи - логопедия); история педагогики, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи.
Структура педагогической науки
История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).