Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:29, реферат
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье
Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В это случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Учителя, классные руководители
проводят групповые консультации, практические
занятия для родителей, например,
по оказанию помощи детям в овладении
навыками мыслительной деятельности,
быстрого чтения. Групповые занятия
могут носить исследовательский
характер. Так, учителя и классный
руководитель приглашает на урок родителей
тех детей, которые испытывают типичные
трудности в учебной
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.
«Роль отца в семейном воспитании»
Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, сплошь и рядом забывая о существовании отца.
Углубленные исследования семейных отношений, процесса воспитания детей в семье начались в XX веке. Научных данных нет о том, как строили свою семейную жизнь наши предки. Из истории известно, что семья на территории Республики Беларусь обладала всеми достоинствами и недостатками патриархальной семьи. Глава семьи обладал огромной властью над домочадцами. Почтение к отцу проявлялось и в мелочах (за общей трапезой никто не мог начать есть, пока не начал глава семьи), и в более серьезных вещах. Именно доминирующее положение отца в семье создавало надежный механизм передачи традиций религиозности, глубокого патриотизма и верности нравственным устоем.
Мощные социальные движения и войны 1914-1921 годов привели к разрыву семейных и социальных связей. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-30 годов, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук. Сиротства при живых родителях стало массовым явлением. Репрессии, затем война, вновь репрессии – все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения. Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой.
В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. Ученые исследовали такую проблему: Как связано участие мужчины в воспитании ребенка с формированием таких качеств как: способности ребенка к учебе и его желание учиться. Для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский. Ученые-исследователи из наблюдений сделали выводы о том, что недостаток общения ребенка с мужчиной сказывается. Так, в одном из исследований мальчиков-подростков разделили на 2 группы в зависимости от того, кто любит и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о учебных и иных проблемах. У первых математические способности оказались выше, чем способности к языку. У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических, то есть они в интеллектуальном отношении развивались «по женскому типу».
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети разведенных матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни. Неврозы, бронхиальная астма, некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков – все это чаще встречается в семьях с властной матерью и забитым, вытесненным с мужских позиций отцом.
Мальчики особенно
чувствительны к падению
Лишь в тех редких случаях, когда сын не только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение к себе может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать другие мужские идеалы. Но так чаще бывает у детей развода. Девочки менее ранимы в этом отношении. Они способны ориентировать даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он ласков и добр с ними. С точки зрения развития личности дочери важнее не то, кто руководит в семье, а насколько конфликтны отношения родителей.
Огромную роль в судьбе девочки играет прежде всего общая оценка отцом ее внешней привлекательности даже в самые юные, дошкольные годы, а тем больше в подростковом возрасте, когда внешность становится столь важным фактором самоуважения девочки. Если дочь не нравится отцу, можно с уверенностью сказать, ее женская судьба будет нелегкой. Нелегко будет и той, которая выросла в атмосфере отцовского обожания, она будет с трудом привыкать к тому, что некоторые молодые люди относятся к ней без восхищения.
В семьях, где отцовское воспитание жестче материнского, вырастают более эмоционально устойчивые, умеющие правильно организовать свою жизнь дети. И наоборот, эмоциональные взрывы, немотивированные поступки часто характеризуют детей, которые воспитывают суровая мать и относительно мягкий отец.
Избыток материнской
авторитарности ставит перед отцом
неразрешимые задачи. Он должен демонстрировать
ребенку свою силу, всячески избегая
формирования у него образа «слабого
отца» и в то же время не пользоваться
наказаниями, дабы не усугубить у
ребенка чувство его
Выставка работ учащихся.
Декоративно-прикладного кружка, плакатов.
Следующей формой работы является индивидуальное консультирование, в процессе которого оказывается непосредственное воздействие на семью в решении конкретных проблем.
Наиболее значимыми
проблемами с которыми обращаются родители,
это:
1. Проблемы
во взаимоотношениях «родители-
2. Проблема поведения и обучения учащихся в ПТУ.
Для определения наиболее качественного диагноза проблемы используются следующие методики, которые позволяют изучить состояние семьи, отношение ребенка к семье, внутрисемейные отношения:
1. Анализ семейного воспитания.
2. Опросник Басса-Дарки или рисунок несуществующего животного (выявления тревожности, агрессивности подростка).
3. Диагностика взаимоотношения родителей и детей по методике Рене Жиля, что позволяет выявить конфликтные зоны семьи. Результаты работы с семьей отражаются в карте семьи, на каждую проблемную семью разработана социально-психологическая характеристика.
Таким образом, в
целях оптимизации
-
индивидуальная форма работы
с каждой конкретной семьей, а
именно оказание помощи и
- гуманизация и демократизация отношений от всех субъектов педагогического воздействия – преподавателей, учащихся, родителей;
-
сотрудничество взрослых и
Способствовать поддержке
и сохранению семьи сегодня –
значит заботиться о дне завтрашнем.
Ведь именно от семьи в первую очередь
зависит, каким вырастет человек, какими
ценностями он будет руководствоваться
в своей жизни и в конечном
итоге – добро или зло он
принесет своей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воднева
А.К. «Основные направления сотрудничества
школы и семьи». Социально-педагогическая
работа, № 1, 2000г.
2. Мицкевич
Ж.И. «Социально-
3. Кузьмичева
С.М. «Социально-
Информация о работе Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества