Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:29, реферат

Описание работы

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье

Работа содержит 1 файл

Педагоги.docx

— 28.94 Кб (Скачать)

Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с  учетом возможностей и интересов  родителей. В это случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении  навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия  могут носить исследовательский  характер. Так, учителя и классный руководитель приглашает на урок родителей  тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя  и родителей вместе пытаются выявить  причины неуспеваемости детей, найти  способы оказания им помощи. Ряд  групповых знаний педагогов и  родителей может быть связан с  вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

Особую заботу у  педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов  к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи  с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.

«Роль отца в семейном воспитании»

Ученые, исследующие  проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, сплошь и рядом  забывая о существовании отца.

Углубленные исследования семейных отношений, процесса воспитания детей в семье начались  в XX веке. Научных данных нет о том, как строили свою семейную жизнь  наши предки. Из истории известно, что  семья на территории Республики Беларусь обладала всеми достоинствами и  недостатками патриархальной семьи. Глава  семьи обладал огромной властью  над домочадцами. Почтение к отцу проявлялось и в мелочах (за общей  трапезой никто не мог начать есть, пока не начал глава семьи), и в  более серьезных вещах. Именно доминирующее положение отца в семье создавало  надежный механизм передачи традиций религиозности, глубокого патриотизма  и верности нравственным устоем.

Мощные социальные движения и войны 1914-1921 годов привели  к разрыву семейных и социальных связей. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-30 годов, имел множество  причин и еще больше следствий. Для  ускоренной индустриализации требовались  миллионы женских рабочих рук. Сиротства  при живых родителях стало  массовым явлением. Репрессии, затем  война, вновь репрессии – все  это обрушилось в первую очередь  на мужскую часть населения. Очевидно, что в этих условиях семья без  мужчины стала нормой.

В настоящее время  роль мужчины во многих семьях сведена  если не к нулю, то к минимуму. Ученые исследовали такую проблему: Как  связано участие мужчины в  воспитании ребенка с формированием  таких качеств как: способности  ребенка к учебе и его желание  учиться. Для развития интеллекта ребенка  необходимо, чтобы в его окружении  были оба типа мышления – и мужской, и женский. Ученые-исследователи из наблюдений сделали выводы о том, что недостаток общения ребенка с мужчиной сказывается. Так, в одном из исследований мальчиков-подростков разделили на 2 группы в зависимости от того, кто любит и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о учебных и иных проблемах. У первых математические способности оказались выше, чем способности к языку. У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических, то есть они в интеллектуальном отношении развивались «по женскому типу».

Отсутствие мужчины  в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети разведенных матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни. Неврозы, бронхиальная астма, некоторые  виды отклоняющегося поведения у  подростков – все это чаще встречается  в семьях с властной матерью и  забитым, вытесненным с мужских  позиций отцом.

Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье. В условиях «матриархата»  они усваивают образ мужчины  как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих  себя.

Лишь в тех редких случаях, когда сын не только не уважает  отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное  отношение к себе может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет  искать другие мужские идеалы. Но так чаще бывает у детей развода. Девочки менее ранимы в этом отношении. Они способны ориентировать даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он ласков и добр с ними. С точки зрения развития личности дочери важнее не то, кто руководит в семье, а насколько конфликтны отношения родителей.

Огромную роль в  судьбе девочки играет прежде всего общая оценка отцом ее внешней привлекательности даже в самые юные, дошкольные годы, а тем больше в подростковом возрасте, когда внешность становится столь важным фактором самоуважения девочки. Если дочь не нравится отцу, можно с уверенностью сказать, ее женская судьба будет нелегкой. Нелегко будет и той, которая выросла в атмосфере отцовского обожания, она будет с трудом привыкать к тому, что некоторые молодые люди относятся к ней без восхищения.

В семьях, где отцовское  воспитание жестче материнского, вырастают  более эмоционально устойчивые, умеющие  правильно организовать свою жизнь  дети. И наоборот, эмоциональные  взрывы, немотивированные поступки часто  характеризуют детей, которые воспитывают  суровая мать и относительно мягкий отец.

Избыток материнской  авторитарности ставит перед отцом  неразрешимые задачи. Он должен демонстрировать  ребенку свою силу, всячески избегая  формирования у него образа «слабого отца» и в то же время не пользоваться наказаниями, дабы не усугубить у  ребенка чувство его отверженности. В таких случаях особенно важно  чтобы отец был умелым, пользующимся уважением за пределами семьи, и  чтобы этот уровень был виден  и понятен ребенком. 

Выставка  работ учащихся.

Декоративно-прикладного  кружка, плакатов.

Следующей формой работы является индивидуальное консультирование, в процессе которого оказывается  непосредственное воздействие на семью  в решении конкретных проблем.

Наиболее значимыми  проблемами с которыми обращаются родители, это: 

1.     Проблемы  во взаимоотношениях «родители-  дети»; 

2.     Проблема  поведения и обучения учащихся  в ПТУ.

Для определения  наиболее качественного диагноза проблемы используются следующие методики, которые  позволяют изучить состояние  семьи, отношение ребенка к семье, внутрисемейные отношения:

1.    Анализ  семейного воспитания.

2.    Опросник Басса-Дарки или рисунок несуществующего животного (выявления тревожности, агрессивности подростка).

3.    Диагностика  взаимоотношения родителей и  детей по методике Рене Жиля, что позволяет выявить конфликтные зоны семьи. Результаты работы с семьей отражаются в карте семьи,  на каждую проблемную семью разработана социально-психологическая характеристика.

Таким образом, в  целях оптимизации взаимодействия семьи и учебного заведения необходимо:

-         индивидуальная форма работы  с каждой конкретной семьей, а  именно оказание помощи и поддержки  родителям;

-         гуманизация и демократизация отношений от всех субъектов педагогического воздействия – преподавателей, учащихся, родителей;

-         сотрудничество взрослых и детей  направленное на их совместное  личностное развитие.

Способствовать поддержке  и сохранению семьи сегодня –  значит заботиться о дне завтрашнем. Ведь именно от семьи в первую очередь  зависит, каким вырастет человек, какими ценностями он будет руководствоваться  в своей жизни и в конечном итоге – добро или зло он принесет своей стране. 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1.    Воднева А.К. «Основные направления сотрудничества школы и семьи». Социально-педагогическая работа, № 1, 2000г. 

2.    Мицкевич  Ж.И. «Социально-педагогическая помощь  семье в школе: проблемы, поиск  тенденций». Социально-педагогическая  работа, № 1, 2000г. 

3.    Кузьмичева  С.М. «Социально-педагогическая помощь  семье». Праблемы выхавання, № 3, 2001г.

Информация о работе Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества