Педагог: вчера, сегодня, завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одно из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффектно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Содержание

Введение…………………..……………………………………………3
Педагогическая профессия в системе современных профессий…....4
История становления педагогической профессии……………...……5
Современный педагог: его призвание, функции, роль в обществен-ном развитии…………………………………………………………...8
Перспективы развития педагогической профессии…………………9
Выводы………………………………………………..………………10
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

Педагог - вчера, сегодня, завтра.docx

— 36.58 Кб (Скачать)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении  кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего  возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного  и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение  ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В  трактате «Государство» Платон выделил  два длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу  включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции  воспитания - «сделать совершенным  гражданином, умеющим справедливо  подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает принцип всеобщего  обязательного (min трехлетнего) образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека). Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Ближайший ученик Платона  Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную  точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым  руководил 12 лет. Ликей - символ всей последующей  деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается  в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды  на воспитание в трактате «Политика».

Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием. Воспитанием  с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали  огромное влияние на педагогику. Его  трактаты служили в течение многих столетий.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны  церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в  трудах мыслителей эпохи Возрождения.

Основной труд Монтеня  «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность  к критическим суждениям. Монтень  осуждал гипертрофированное словесное  обучение.

В своём главном труде  Э. Роттердамский - «О первоначальном воспитании детей» - заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого - духовное и телесное развитие личности.

Коменский - отец современной  педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. - одна из первых научно - педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемо мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

Взгляды Коменского противоречили  догматам Средневековья. Он видел в  каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип  природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание  природного равенства людей. Фундаментальной  идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых  цивилизацией знаний и донесение  этого обобщенного знания через  школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек - «микрокосм»

Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как  основные составляющие педагогического  процесса. Классно - урочная система. Выделение из состава философии.

В трудах Джон Локка - «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» - ярко выражены важные передовые  педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

В основе педагогических воззрений  Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение  мыслителя. Отвергая вероисповедальные  религии, философ предполагал наличие  внешней силы - творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо - естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении  и основаниях неравенства между  людьми» доказывалось, что человек  создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

Главный педагогический труд - «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и  наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три  фактора: природа, люди, общество. Составной  частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Воспитание униженных  и оскорбленных. Песталоцци предлагал  при определении основ образования  опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного  образования. Суть метода заключается  в том, что чтобы пробудить  задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

Гербарт - автор труда  «Общая педагогика». Работал в сфере  гимназического образования. Центральный  тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать  гармонию между волеизъявлением  и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных  метода обучения - описательный, аналитический  и синтетический.

Дистервег работал в сфере  народной массовой школы. Интерпретатор.

Основной педагогический труд - «Руководство к образованию  немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразность  и культуросообразность.

Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе  человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал  организация учебно-воспитательного  процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура - нормы морали, быта, потребления. Внутренняя - духовная жизнь человека. Общественная культура - социальные отношения национальная культура.

Итак педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта  обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это  результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне  и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

3. Современный  педагог: его призвание, функции,  роль в общественном развитии.

педагогический профессия  компетентность призвание

Педагог должен: проявляя активность, взаимодействовать с миром (характер этой активности определяется субъективно  свободным отношением личности). Влияние  педагога должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям. Взаимодействие педагога и  весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной  культуры и в соответствии с целью  воспитания.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит  от личных качеств педагога, а также  от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Новые образовательные  технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог  организует взаимодействие обучаемых  в познавательном процессе, сознательно  создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у  них необходимость действовать  по нормам общественных отношений (каждый имеет право высказывать любую  точку зрения, отстоять её убедительной аргументацией, но обязан выслушать  и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению» извлекать из него рациональное, нести личную ответственность  за доверенную ему часть общего дела). Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого  желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение  к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место  заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

Современный педагог это  не авторитарный учитель, а тот, кто  не подавляет природу ребёнка.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний  учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями  и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм  его педагогической деятельности и  направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности  обычно включают в структуру организационных  и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые  лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что  им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для  того же ученого - руководителя лаборатории  различны.

Задача педагога заключается  в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону «восхождения»  ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством  за многие тысячелетия. «Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением  воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный  Человека.

4. Перспективы развития педагогической профессии.

Экономическая и культурно-историческая ситуация в России потребовала изменения  философии образования и существенных нововведений в педагогической теории и практике. Качество происходящих изменений в системе образования  напрямую зависит от состояния педагогической профессии, ее эффективности и конкурентоспособности  на рынке труда.

В связи со стремительными трансформационными процессами, которые  переживает в последнее время  наша страна, многие социальные группы находятся в кризисном состоянии. Не миновал этот кризис и педагогическую профессию, престиж которой в  последней четверти XX столетия значительно  снизился.

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года обращает внимание на повышение престижа педагогической профессии, качества жизни педагога, его социального самочувствия и  профессиональной компетентности. В  этой связи система образования  в условиях модернизации ориентирована  на поиск и внедрение новых  форм, механизмов, вариантов решения  этого актуального и перспективного направления государственной политики в образовательной и социальной сферах.

Педагогическая профессия  характеризуется как область  приложения сил, деятельность и область  проявления личности педагога, исторически  развивающаяся система, творчески  формируемая реальность. Наиболее разработанным  аспектом в педагогической науке  является представление о педагогической профессии как виде специализированной деятельности в рамках анализа её содержания, технологий, уровней педагогического  образования.

Когда педагогическая профессия  исследуется как деятельность, тогда  изучаются истоки ее зарождения, становления  и развития; рассматриваются особенности  моделирования и осуществления  реального образовательного процесса; анализируются результаты педагогической деятельности; характеризуется комплекс целенаправленных образовательных  услуг, смысл и задачи которых  обусловлены объективными потребностями  общества и возможностями педагогов.

Информация о работе Педагог: вчера, сегодня, завтра