Педагог: вчера, сегодня, завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одно из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффектно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Содержание

Введение…………………..……………………………………………3
Педагогическая профессия в системе современных профессий…....4
История становления педагогической профессии……………...……5
Современный педагог: его призвание, функции, роль в обществен-ном развитии…………………………………………………………...8
Перспективы развития педагогической профессии…………………9
Выводы………………………………………………..………………10
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

Педагог - вчера, сегодня, завтра.docx

— 36.58 Кб (Скачать)

ОГБОУ СПО Ульяновский  музыкально-педагогический колледж  №2

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Педагог: вчера, сегодня, завтра».

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

Студент 3 заочного курса

Мультюков Николай.

Проверила_________________

 

 

 

Ульяновск 2013г.

Содержание:

 

Введение…………………..……………………………………………3

Педагогическая профессия  в системе современных профессий…....4

История становления педагогической профессии……………...……5

Современный педагог: его призвание, функции, роль в обществен-ном развитии…………………………………………………………...8

Перспективы развития педагогической профессии…………………9

Выводы………………………………………………..………………10

Литература……………………………………………...……………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Российское образование  на современном этапе своего развития вошло в период основательной  качественной трансформации, причем одно из самых приоритетных задач в  этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффектно, творчески и с энтузиазмом  работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности.

Возникнув как наука о  воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более  становятся наукой об общих закономерностях  воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет  два значения. Первое - это область  научного знания, наука, второе - область  практической деятельности, искусство

В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система  педагогических наук.

Педагогика как наука  подразделяется на ряд самостоятельных  педагогических дисциплин:

1. Общая педагогика, исследует  основные закономерности воспитания  человека.

2. Возрастная педагогика (изучающая особенности воспитания  людей на различных этапах  возрастного развития)

3. Специальная педагогика - дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания  аномальных детей. Которая в  свою очередь распадается на  ряд отраслей: вопросами воспитания  и обучения глухонемых и глухих  детей занимается сурдопедагогика,  слепых и слабовидящих - тифлопедагогика,  умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи  при нормальном слухе - логопедия;

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли  педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части  педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских  и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Педагогическая  профессия в системе современных  профессий

По мнению психологов-гуманистов, любая профессиональная деятельность должна выступать сферой для наиболее полного раскрытия человеком  своего личностное потенциала, т.е. для  его самореализации. Однако в различных  словарях «профессия» (от лат. professio - объявляю своим делом) определяется по-разному. Например, в малом энциклопедическом  словаре Брокгауза и Ефрона профессия  определена как «род занятий, специальное  занятие, дающее средства к жизни». В советском энциклопедическом  словаре указывается, что профессия - род трудовой деятельности, требующий  определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Из приведенных определений  видно, что профессия рассматривается  как специфическая, квалифицированная  трудовая деятельность, которая позволяет  человеку обеспечить материальные основы жизни. Однако, как заметил Э.М. Калицкий, «человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы» Ученый приходит к выводу, что «посредством профессиональной деятельности человек стремится удовлетворить три основные потребности:

1. экономически  обеспечивать свое существование;

2. выполнять работу, которая нравится и в благоприятной  среде;

3. удовлетворять  потребности в общественных связях  и отношениях».

При такой трактовке профессия  не просто вынужденное занятие, а  сфера, в которой человек реализует  свои ценности, развивает себя, свой творческий потенциал и вносит личный вклад в социальный прогресс.

Исходя из этого, под профессией мы будем понимать следующее.

Профессия - род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ  и благодаря этому реализовывать  свой личностный потенциал.

Педагогическая профессия  характеризуется направленностью  на передачу подрастающему поколению  социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.

Педагогическая профессия - род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование  и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего  поколения.

Профессия «педагог» классифицируется по нескольким основаниям - по субъекту деятельности, квалификациям и должностям. В качестве субъекта деятельности выступают: учитель, воспитатель, преподаватель  и т.п. Профессиональные квалификации характеризуются уровнем педагогического  образования и уровнем профессионализма субъекта педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность отражает содержание профессионального  стандарта. Это - наблюдаемый, измеримый  образец проявления знаний, умений, навыков, способностей, способов поведения  и других характеристик личности, позволяющих педагогу успешно выполнять  профессиональную деятельность. Успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня профессиональной компетентности, характеризующей его  готовность к эффективному и результативному  решению профессиональных задач.

Профессия «педагог» как  система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, которое  не находится в одном ряду с  другими составляющими системами. Это особое качество задается субъектом  педагогической деятельности.

На зарождение, становление  и развитие профессии «педагог»  влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы обусловлены  влиянием государства (включение в  перечни и классификаторы профессий, тарификация труда педагога, аттестация педагогов, социальные гарантии и награды), рынка педагогического труда (спрос  и предложение на педагогические кадры), общества и социума (имидж  и престиж профессии). Внутренние факторы обусловлены закономерностями развития профессиональной педагогической деятельности, профессиональной позицией ее субъектов и др.

В современных условиях: наблюдается динамика разнообразия и изменчивости мира педагогических профессий, которая выражается в  развитии сферы педагогического  труда; нарастает потребность различных  областей профессиональной педагогической деятельности в межпредметном взаимодействии, обусловленных процессами дифференциации и интеграции профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, профессия  «педагог» представляет собой целостность, которая интегрирует в себе различные  педагогические профессии, связанные  своей целевой направленностью  на содействие становлению человека.

2. История  становления педагогической профессии

Профессия учителя - мать всех профессий на земле. Все люди на земле  делятся на учеников и на учителей, каждый при этом бывает и тем и  другим. Сегодня профессия учителя - одна из самых массовых. Давно замечено, что массовые профессии редко  бывают престижными. Вот и профессия  учителя кажется на первой взгляд обычной, даже банальной. На самом же деле она уникальна. Такова же история  педагогической профессии на разных этапах развития общества.

Возникнув как наука о  воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более  становятся наукой об общих закономерностях  воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны  к жизни растущими потребностями  общества в создании специальных  учебно-воспитательных учреждений, в  теоретическом осмыслении и обобщении  стихийно складывающегося опыта  обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную  потребность общества и стали  важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого  общества и, в частности, в более  поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука  достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные  воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело  место во многих древних странах, но более или менее достоверные  сведения о школах для мальчиков  дошли до нас из Египта, стран  Ближнего Востока и античной Греции.

Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители  хорошо сознавали и указывали  на огромную роль воспитания, как в  развитии общества, так и в жизни  каждого человека.

Из античной Греции ведёт  своё происхождение и термин «педагогика»,

который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В  Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести  учебные принадлежности, а также  совершать с ними прогулки. Греческое  слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые  занимались обучением и воспитанием  детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала  называться - педагогикой.

Надо сказать, что из Древней  Греции ведут своё происхождение  и многие другие педагогические понятия  и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа  физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель  формирует и изменяет человека, тем  не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости  родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который  преобразует природу человека, утверждал  Демокрит. Он полагал, что главное  не количество полученных знаний, а  воспитание интеллекта. Демокрит предлагал  использовать метод принуждения  в процессе воспитания. Идеи Демокрита  оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н.э.)

Софисты «мудрецы» расширили  программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства  спора. Затем были добавлены ещё  четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом  семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей  программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали  своим основным призванием преподавание красноречие - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек  приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение - майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к  истине посредством продуманных  наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис  о том, что главной среди жизненных  целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем  разумного сознания, направленного  на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

Сократ - родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем  постановки наводящих вопросов - так  называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках  истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я  ничего не знаю».

Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и  предрассудков. Он открыл связи между  воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное  заведение - Академия - просуществовало  более 1000 лет.

Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к «истинному бытию - неким  умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным  бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о  бестелесном мире идей, откуда вышел  и куда уйдет каждый человек.

Информация о работе Педагог: вчера, сегодня, завтра