Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 06:45, реферат
Целью нашей работы исследование значения памяти в учебной деятельности.
Для того, чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:
Проследить исторические корни понятия «память»;
Выявить основные виды памяти;
Проанализировать особенности индивидуальной памяти;
Выяснить и проанализировать надежность памяти учащихся;
Определить ведущие виды памяти у учащихся;
Дать рекомендации учащимся улучшения работы памяти.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные представления о памяти……………………………………………4
1.1.Виды памяти………………………………………………………………………….5
Глава 2. Память в учебной деятельности……………………………………………….8
Глава 3.Основные принципы хорошей работы памяти…………………………...……9
Заключение…………………………………………………………………………..……10
Список литературы……………………………………………………………………….11
Приложение……………………………………………………………………...………..12
По характеру целевой деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память заключается в запоминании, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.
Произвольная память ставит специальную задачу запомнить и воспроизвести тот или иной материал, а процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.
Все
виды памяти не существуют изолированно
друг от друга. Они выступают всегда
совместно и неотделимы друг от друга.
Глава. 2 Память в учебной деятельности.
Во время обучения в школе учащиеся часто сталкиваются с трудностью запоминания необходимого объема материала. С этой проблемой встречаются школьники всех классов независимо от ступени обучения.
Целью нашей работы рассмотреть роль памяти в учебной деятельности.
Так для учащихся 6 «А», 9 «А», 10 «А» нашей школы был предложен тест на определение надежности их памяти (Приложение 1.).
Как показали результаты теста (Приложение 2) количество учащихся с великолепной памятью не столь высоко. В то же время учеников со средней памятью не зависимо от ступени обучения практически не изменяются. Ухудшение памяти в старших классах связано с увеличением необходимой для запоминания информации.
Кроме того, учащиеся в основной своей массе не знакомы и не владеют приемами и способами, способствующие лучшему запоминанию материала. Школьники, как правило, сами вырабатывают свои приемы при подготовке к урокам, зачетам и экзаменам.
Как показывают результаты опроса, проведенного в исследуемых классах, чаще всего школьники используют мало эффективные способы для запоминания. А более эффективный – комбинированный, где сочетаются разные виды памяти, используются реже. (Приложение
№ 3).Результаты опроса
Для того чтобы начать работу по улучшению работы памяти необходимо измерить объем кратковременной памяти и ведущий вид памяти.
Исследуемой группе учащихся предложен тест на определение объема своей кратковременной памяти (Приложение № 4).
.Как
показывают результаты
Как показывают результаты теста (Приложение 7), чистые виды встречаются редко. Чаще сего комбинированные виды памяти: зрительно-слуховые, зрительно-двигательные.
В зависимости от полученных результатов каждый школьник, принявший участие в эксперименте, смог скорректировать свою работу по лучшему запоминанию материала.
Учащимся
принимавшим участие в
Глава 3. Основные принципы хорошей работы памяти.
Обзор и обобщение прочитанного материала по данному вопросу позволили выделить основные принципы качественной работы памяти. Пользуясь ими в повседневной жизни, каждый школьник может улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации своей деятельности.
Если каждый учащийся будет руководствоваться этими принципами в разных сферах своей жизни, то он никогда не будет жаловаться на свою память.
Заключение.
Единственной
страховкой от забывания служит активное
участие сознания как в момент запоминания,
так и при воспоминании чего-либо. Вот
главные средства, которые помогут улучшить
работу памяти:
Постоянно нужно помнить, что для хорошей работы памяти очень важна умственная активность. Если человек проявит желание активизировать процессы в своей голове, то обязательно добьется успеха и этот успех отразиться на всей его жизни.
Кроме
того, установление контроля над памятью
освобождает человека от тягостного
ощущения беспомощности. При этом открывается
путь к умению лучше чувствовать, ценить
и понимать мир вокруг себя благодаря
пробуждению от дремоты заложенных в человеке
способностей. Лучше фиксируя в памяти
события и впечатления, человек тем самым
повышает свой жизненный тонус.
Список
литературы.
1. Аткинсон
Сила мысли. – М.: Мир, 1998.
2. Блонский
П.Н. Память и мышление. – М.:
Наука, 1996.
3. Иванов
Е.П. Лабиринт Мнемозины. –
М.: Просвещение, 1993.
4. Йейтс
Искусство памяти. – М.: Вега, 2000.
5.Как улучшить
свою память. – М.: Мир,1995.
6. Лапп
Д. Улучшаем память – в любом
возрасте. – М.: Мир,1993.
7. Никонов
А.С. Загадка тысячелетия. –
М.: Олма-Пресс,2001.
8. Познай
себя: развитие памяти. – М.: Мир,1993.
Приложение 1.
Тест
на определение надежности
памяти. *
Подсчитайте очки: каждый положительный ответ – одно очко. Только в вопросе №10 ответ «нет» означает одно очко.
Результаты.
11 очков и более – у вас великолепная память.
От 6 до 10 – у вас хорошая память. Многие вещи вы хорошо помните, хотя иногда ошибаетесь.
5
очков и меньше – у вас средняя
память. Вы часто забываете о запланированных
делах, хотя здесь есть свои преимущества
– вы быстро забываете свои оплошности.
*Лапп Д. Улучшаем
память – в любом возрасте. – М.: Мир,1993,
с. 235.
Приложение 2.
Результаты теста на определение надежности памяти.
Параметры | 6 «А» класс | 9 «А» класс | 10 «А» класс | Всего |
Количество учащихся | 15 | 15 | 15 | 45 |
Великолепная память (%) | 16,6 | 16 | 12 | 14,8 |
Хорошая память (%) | 50 | 48 | 44 | 47 |
Средняя память (%) | 33,4 | 36 | 44 | 38,2 |
Приложение 3.
Приемы
учащихся по лучшему
запоминанию материала.
Приемы работы | Количество учащихся (%) |
1.Чтение перед сном | 12 |
2.Многократное повторение | 20 |
3.Переписывание материала | 8 |
4.Составление плана | 13 |
5.Пересказ материала | 9 |
6.Многократное прочтение | 28 |
7.Комбинирование (сочетание нескольких приемов) | 10 |
Приложение
4.
Определение
объема кратковременной
памяти.*
Перед
вами текст с разными словами.
Ваша задача в течение 30 секунд внимательно
посмотреть на слова и попытаться
запомнить их. Затем 10 секундный
перерыв. После чего в течение
одной минуты попытаться воспроизвести
на рабочих листах.