Память в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 06:45, реферат

Описание работы

Целью нашей работы исследование значения памяти в учебной деятельности.

Для того, чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:

Проследить исторические корни понятия «память»;
Выявить основные виды памяти;
Проанализировать особенности индивидуальной памяти;
Выяснить и проанализировать надежность памяти учащихся;
Определить ведущие виды памяти у учащихся;
Дать рекомендации учащимся улучшения работы памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3


Глава 1. Основные представления о памяти……………………………………………4


1.1.Виды памяти………………………………………………………………………….5


Глава 2. Память в учебной деятельности……………………………………………….8


Глава 3.Основные принципы хорошей работы памяти…………………………...……9


Заключение…………………………………………………………………………..……10


Список литературы……………………………………………………………………….11


Приложение……………………………………………………………………...………..12

Работа содержит 1 файл

память в учебной деятельности.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

    По  характеру целевой деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.

    Непроизвольная память заключается в запоминании, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.

    Произвольная память ставит специальную задачу запомнить и воспроизвести тот или иной материал, а процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.

    Все виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они выступают всегда совместно и неотделимы друг от друга. 
 
 
 

    Глава. 2 Память в учебной  деятельности.

    Во  время обучения в школе учащиеся часто сталкиваются с трудностью запоминания необходимого объема материала. С этой проблемой встречаются школьники всех классов независимо от ступени обучения.

    Целью нашей работы рассмотреть роль памяти в учебной деятельности.

    Так  для учащихся 6 «А», 9 «А», 10 «А» нашей  школы был предложен тест на определение надежности их памяти (Приложение 1.).

    Как показали результаты теста (Приложение 2) количество учащихся с великолепной памятью не столь высоко.  В  то же время учеников со средней  памятью не зависимо от ступени обучения практически не изменяются. Ухудшение памяти в старших классах связано с увеличением необходимой для запоминания информации.

    Кроме того, учащиеся в основной своей  массе не знакомы  и не владеют  приемами и способами, способствующие лучшему запоминанию материала. Школьники, как правило, сами вырабатывают свои приемы при подготовке к урокам, зачетам и экзаменам.

    Как показывают результаты опроса, проведенного в исследуемых классах, чаще всего  школьники используют мало эффективные  способы для запоминания.  А  более эффективный – комбинированный, где сочетаются разные виды памяти, используются реже. (Приложение

      № 3).Результаты опроса показали, что при работе учащиеся забывают, что в первую очередь работа  памяти зависит от потребности  в ней. Поэтому, постоянно используя  свою память можно избежать ее ухудшения.

    Для того чтобы начать работу по улучшению  работы памяти необходимо измерить объем  кратковременной памяти и ведущий  вид памяти.

    Исследуемой группе учащихся предложен тест на определение объема своей кратковременной  памяти (Приложение № 4).

    .Как  показывают результаты эксперимента  (Приложение 5)объем кратковременной  памяти у большинства учащихся  довольно высок. Но затруднения  у школьников возникают при  переводе информации из кратковременной  в долговременную память. А для  этого необходимо определить ведущий тип своей памяти. Исследуемой группе учащихся был предложен тест на определение своего типа памяти. (Приложение № 6).

    Как показывают результаты теста (Приложение 7), чистые виды встречаются редко. Чаще сего комбинированные виды памяти: зрительно-слуховые, зрительно-двигательные.

    В зависимости от полученных результатов  каждый школьник, принявший участие  в эксперименте, смог скорректировать  свою работу по лучшему запоминанию  материала.

    Учащимся  принимавшим участие в исследовании, были предложены различные методы и способы по улучшению работы «западающего» вида памяти. 

    Глава 3. Основные принципы хорошей работы памяти.

    Обзор и обобщение прочитанного материала  по данному вопросу позволили  выделить основные принципы качественной работы памяти.  Пользуясь ими в повседневной жизни, каждый школьник может улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации своей деятельности.

  1. Пауза. Ничего не делайте в спешке. Пауза поможет противостоять отвлекающим моментам и помехам.
  2. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация запомнится более точно и извлечется  без усилий.
  3. Осознание – это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Без него нельзя гарантировать последующего извлечения информации. Задерживая мысленный взор на наиболее значимых элементах информации и различных подсказках, человек будет лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела. Любую информацию необходимо выбирать, концентрировать и анализировать.
  4. Ассоциация образов – это принцип, который необходимо использовать тем, кто не помнит местонахождение различных предметов. Прибегая к образной ассоциации во многих местах текста, ученик значительно увеличивает количество информации, подлежащей извлечению из памяти.
  5. Личные комментарии способствуют эмоциональному интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.
  6. Использование информации, хранящейся в памяти. Чем чаще использовать информацию, хранящуюся в памяти, тем легче извлекается информация.
 
 

    Если  каждый учащийся будет руководствоваться  этими принципами в разных сферах своей жизни, то он никогда не будет  жаловаться на свою память.

      
 
 
 
 

    Заключение. 

    Единственной страховкой от забывания служит активное участие сознания как в момент запоминания, так и при воспоминании чего-либо. Вот главные средства, которые помогут улучшить  работу памяти: 

    
  • пауза для  сосредоточенности;
 
    
  • расслабление;
 
    
  • активность  чувств при запоминании;
 
    
  • концентрация  внимания;
 
    
  • мысленные образы;
 
    
  • комментарии с личными вопросами;
 
    
  • поиск вопросов, относящихся к запоминаемому  материалу;
 
    
  • систематизация  материала;
 
    
  • проверка  и пересмотр материала.
 

    Постоянно нужно помнить, что для хорошей  работы памяти очень важна умственная активность. Если человек проявит желание активизировать процессы в своей голове, то обязательно добьется успеха и этот успех отразиться на всей его жизни.

    Кроме того, установление контроля над памятью  освобождает человека от тягостного ощущения беспомощности. При этом открывается путь к умению лучше чувствовать, ценить и понимать мир вокруг себя благодаря пробуждению от дремоты заложенных в человеке способностей. Лучше фиксируя в памяти события и впечатления, человек тем самым повышает свой жизненный тонус.  
 
 

    Список  литературы. 
     

1. Аткинсон  Сила мысли. – М.: Мир, 1998. 

2. Блонский  П.Н. Память и мышление. – М.: Наука, 1996. 

3. Иванов  Е.П. Лабиринт Мнемозины. –  М.: Просвещение, 1993. 

4. Йейтс  Искусство памяти. – М.: Вега, 2000. 

5.Как улучшить свою память. – М.: Мир,1995. 

6. Лапп  Д. Улучшаем память – в любом  возрасте. – М.: Мир,1993. 

7. Никонов  А.С. Загадка тысячелетия. –  М.: Олма-Пресс,2001. 

8. Познай  себя: развитие памяти. – М.: Мир,1993.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Тест  на определение надежности памяти. * 

  1. Легко ли вам запомнить пять различных  телефонных номеров?
  2. Случалось ли вам забывать о назначенной встрече?
  3. Можете ли вы вспомнить, что вы ели на завтрак три дня назад?
  4. Помните ли вы свою первую оценку, полученную в школе?
  5. Можете ли вы вспомнить своего первого соседа по парте?
  6. Можете ли вы вспомнить свой первый день в школе?
  7. Можете ли вы вспомнить что-нибудь из одежды, которую вы носили три года назад?
  8. Сумеете ли вы прочитать стихотворение, которое вы учили в детском саду?
  9. Перед тем как позвонить вы ищете номер в телефонной книжке?
  10. Помните ли вы как были одеты когда  пришли первый раз в школу?
  11. Можете ли вспомнить имя первого своего друга?
  12. Некоторые запахи напоминают вам знакомые места?
  13. Можете ли вы вспомнить дорогу, по которой вы ходили в детский сад?
  14. Помните ли вы о днях рождения своих друзей?

    Подсчитайте очки: каждый положительный ответ  – одно очко. Только в вопросе  №10 ответ «нет» означает одно очко.

    Результаты. 

   11 очков и более – у вас великолепная память.

   От 6 до 10 – у вас хорошая память. Многие вещи вы хорошо помните, хотя иногда ошибаетесь.

    5 очков и меньше – у вас средняя память. Вы часто забываете о запланированных делах, хотя здесь есть свои преимущества – вы быстро забываете свои оплошности.    
     
     
     
     
     

*Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.: Мир,1993, с. 235. 
 

Приложение 2.

    Результаты  теста  на определение надежности памяти.

Параметры 6 «А» класс 9 «А» класс 10 «А» класс Всего
Количество  учащихся 15 15 15 45
Великолепная память  (%) 16,6 16 12 14,8
Хорошая память (%) 50 48 44 47
Средняя память (%) 33,4 36 44 38,2

 
 
 
 
 
 

Приложение 3.

Приемы  учащихся по лучшему  запоминанию материала. 

Приемы  работы Количество учащихся (%)
1.Чтение  перед сном 12
2.Многократное  повторение 20
3.Переписывание  материала 8
4.Составление  плана 13
5.Пересказ  материала 9
6.Многократное  прочтение 28
7.Комбинирование (сочетание нескольких приемов) 10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Приложение 4. 

Определение объема кратковременной  памяти.* 

 Перед вами текст с разными словами. Ваша задача в течение 30 секунд внимательно  посмотреть на слова и попытаться запомнить их. Затем 10 секундный  перерыв. После чего  в течение  одной минуты попытаться воспроизвести на рабочих листах. 

Информация о работе Память в учебной деятельности