Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:20, реферат
В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественные процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей.
2.
Внешнее приспособительное
сходство видов живых
существ, проживающих
в одинаковых условиях,
но не находящихся в
генетическом родстве.
Это закономерное явление, повсеместно
существующее в природе, называется
конвергенцией. Н. Ф. Реймерс даёт такое
определение конвергенции: « Возникновение
у различных по происхождению видов и
биотических сообществ сходных внешних
признаков в результате аналогичного
образа жизни и приспособления к близким
условиям среды (например, форма тела у
акулы и дельфина, облик лиственных лесов
северной части Евразии и Северной Америки)».
Эта закономерность целиком отвечает
познавательным возможностям дошкольников,
так как опирается на внешнее сходство
явлений, доступное наблюдению. И наглядно-образному
мышлению детей. С помощью
этой закономерности у них можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности отдельных живых существ к среде обитания, но и обобщённые представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.
Например, в группу летающих (или наземно-воздушных) животных, которых не могут наблюдать дети, входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы перемещаться в воздушной среде, и ноги для передвижения по твёрдому субстрату; кроме того, они могут одновременно попасть в поле зрения ребёнка. Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых или сходных признаков: вытянутое, малорасчленённое тело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и пр. Следовательно, в одну группу можно объединить рыб, лягушек, уток, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда или озера.
Познание детьми конвергентного сходства
разных живых существ, живущих в одинаковой
среде, позволяет упорядочить их знания
и представления о многообразии растений
и животных ещё до того, как они приступают
к изучению научных основ экологии в школе.
3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития. В дошкольном учреждении воспитатель вместе с детьми выращивает самые разные растения (цветы, комнатные растения, овощные культуры); нередко у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содержат в уголках природы, появляется потомство. Поэтому дошкольникам можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания. Например, на первоначальной стадии развития зародыша птицы происходит за счёт питательных веществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое даёт сидящая на яйцах самка или инкубатор. После того, как птенец появился на свет (т. е. на следующей стадии онтогенетического развития птицы), основную средообразующую функцию выполняют его родители: они обогревают, кормят, защищают его - являются главным фактором, обеспечивающим его выживание.
Итак, целый ряд понятий биоэкологи и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.
Помимо обозначенных явлений методику
можно ввести факторы, отражающие связь
человека (как представителя вида, живого
существа) со средой обитания, зависимость
его жизни и здоровья от внешних факторов
(воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот материал
имеет прямое отношение к экологии
человека, социальной
экологии. Предметом внимания дошкольников
можно сделать тему сохранения здоровья,
его поддержания путём создания благоприятных
условий жизни в детском саду и семье,
здоровым образом жизни.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Николаева, Марковская,
Мазурика «Как знакомить детей с природой».
2.С. Н. Николаева
«Методика экологического