Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:20, реферат
В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественные процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей.
В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественные процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей.
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Ведущий отечественный эколог
Н. Ф. Реймерс выделяет пять
существенно между собой
Биоэкология имеет три раздела, в которых
рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяции разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
3)
сообществ живых организмов со средой
совместного и личностного их проживания
(синэкология);
Учитывая специфику детей дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. У детей дошкольного возраста преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных адаптированных к данному возрасту сведений о природе.
Самым подходящим для восприятия дошкольниками
является раздел аутэкологии - дети
окружены конкретными, отдельно взятыми
живыми организмами. Комнатные растения
и растительность на улице (возле дома,
на участке детского сада), домашние и
декоративные животные, птицы и насекомые,
обитающие повсеместно, могут быть представлены
ребёнку с экологических позиций - в их
непосредственном взаимодействии со средой
обитания. Цель воспитателя - показать дошкольникам, что составляет условия жизни растений и животных и как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены с помощью его внутренних ресурсов. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего, потребности в питательных веществах, воде и кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.
Следующее важное понятие из раздела аутэкологии-морфофункциональна
Морфофункциональную приспособленность конкретизирует понятие среды обитания. Взрослый может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения и животного (субстрат-это почва, камни, дерево и т. д., вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.
Название понятия выражают первую - и главную - экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связана со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определённым условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника.
Рассмотрим пример:
Белка - лесной зверёк, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо она имеет потребности к пище, воздухе, тепле и др., которые она может удовлетворить лишь в своей среде обитания - смешанном или хвойном лесу. Средой обитания белки являются:
- твёрдый
субстрат деревьев и крупных
веток, растущих друг от друга на некотором
расстоянии;
- разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами- летом, голые и в снегу - зимой;
- растения,
служащие кормом зверьку (
- другие животные леса, среди которых есть и хищники - враги белки;
- сезонно
меняющиеся температурные
Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособленным внешним признакам строения и поведения белки, значительным для нашего обсуждения, относятся следующие:
-острые
загнутые когти, позволяющие
-сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность белке делать большие прыжки;
-длинный и пушистый хвост, служащий своего рода парашютом при прыжках и согревающий её в гнезде в холодное врем года;
-острые, самозатачивающиеся зубы, позволяющие грызть твёрдую пищу;
-линька шерсти, которая помогает белке не замёрзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски;
Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать её, спасаться от врагов, устраивать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом, осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.
Из второго раздела биоэкологии - демэкология - в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным. Популяция, по определению Н. Ф. Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определённое пространство. Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространственным и близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. С детьми-дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесных знаний о ней предполагает развитое логическое мышление. Поэтому при построении методики для дошкольников вполне можно обойтись без знаний из области демэкологии.
Третий раздел биоэкологии - синэкология,-
рассматривающий жизнь растений и животных
в обществе, позволяет адаптировать ведущие
понятия до уровня познавательных возможностей
дошкольников. Главное понятие синэкологии-
экосистема –определяется Н. Ф. Реймерсом
как «сообщество живых существ и его среда
обитания, объединённые в единое функциональное
целое, возникающее на основе взаимозависимости
и причинноследственных связей, существующих
между отдельными экологическими компонентами».
Существует 3 вида экосистем:
1. Микроэкосистемы (например, трухлявый пень).
2. Мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг).
3.
Макроэксистемы (например, океан, континент).
Нет сомнений, что, гуляя по лесу или на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста с помощью взрослых могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.
С понятием «экосистема» тесно связано понятие цепи (сети) питания, обозначающие пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе
происходит биологический круговорот (энергии и вещества). Рассмотрим , на примере леса, какие звенья входят в цепь питания. Комплекс факторов неживой природы (особенности климата, почвы и др.) определяет состав деревьев и других растений, которые служат кормом различным растительноядным животным (жукам, гусеницам, птицам, грызунам, копытным). Растительноядные обитатели леса в свою очередь являются пищей для мелких и крупных хищников. Последним звеном, замыкающим цепь, являются организмы (в основном бактерии и грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы погибших животных) в неорганические вещества (минералы), которые поступают в почву и усваиваются растениями.
Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее, нарушение равновесия, его колебания в разные стороны происходят довольно часто. Причиной этого являются погодно-климатические колебания, интродукции (появление и распространение колебания в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значимой является последняя причина - стремительный рост численности населения планеты, интенсивная производственная деятельность людей очень сильно поколебали глобальное равновесие биосферы.
Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие взаимодействие человека с природой, с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков (т. е. сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (чрезмерно разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема.
Поучительная история с кроликами, завезёнными
в Австралию с американского континента
(пример интродукции). При отсутствии хищника,
который регулировал бы их численности,
в благоприятных условиях ушастые зверьки
расплодились в немыслимом количестве
- они стали злом для фермеров и фактически
нарушили экосистему австралийской саванны.
Любая экосистема - это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Воспитатель может показать связь двух, трёх, четырёх звеньев в биогеоценозе, т. е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, а затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома»- сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.
Таким образом, названные понятия биоэкологии, адаптированные уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу новой методики - экологического воспитания дошкольников.
Кроме понятий в построении педагогического
процесса могут быть использованы некоторые
экологические закономерности, или явления
закономерного характера, существующие
в природе. Критериями отбора этих закономерностей,
как и отбора понятий и фактического материала,
являются их доступность детям и возможность
их познания. Можно выделить три области
закономерных явлений:
1.
Закономерность морфофункциональной
приспособленности
растений и животных
к среде обитания.
Эта закономерность проявляется в любых
видах растительного и животного мира
и во всех сферах жизни каждой особи. Задача
педагога- показать её на примере тех живых
существ, которые находятся рядом с дошкольниками
или являются программными. Например,
знакомя детей с белкой, воспитатель рассказывает
детям о её приспособленности в сферах
передвижения, питания, защиты от врагов,
выращивания потомства, демонстрирует
приспособленность образа жизни зверька
в разные сезоны. Воспитатель также показывает
приспособленность древесных и травянистых
растений, произрастающих на участке детского
сада, к сезонно меняющимся условиям жизни.
Обитатели аквариума, зимующие птицы,
комнатные растения-всё это объекты, позволяющие
продемонстрировать обозначенную закономерность,
центром которой является отдельно взятое
существо.