Отношение студентов к процессу обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:11, практическая работа

Описание работы

Научный интерес к такой общественной группе молодёжи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием ( по отношению к другим группам учащейся молодёжи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвёртых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
В современном мире необходимость высшего образования крайне важна. Без высшего образования в наше время невозможно найти достойную работу, чтобы удовлетворить свою потребность, чтобы повысить свой статус в обществе.

Работа содержит 1 файл

prognazirovanie.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

Российский Государственный  Социальный Университет

Филиал г.Красноярска

 

 

 

 

Кафедра социальной работы и социального права.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение студентов  к процессу обучения

(Практическая работа  по дисциплине: Прогнозирование,  проектирование и моделирование  в социальной работе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

                                                                                        Выполнила: Вахмистрова 

Ирина

Олеговна 

 Номоконова Анна 

Николаевна

Гр.СРБ-Д Б 4-09

                                                                                  Научный руководитель :

к.ф.н доцент Сперанский А.В 

 

Красноярск 2012

 

Отношение студентов  к образовательному процессу

 

Научный интерес к  такой общественной группе молодёжи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием ( по отношению к другим группам учащейся молодёжи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвёртых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны. 

В современном мире необходимость  высшего образования крайне важна. Без высшего образования в  наше время невозможно найти достойную  работу, чтобы удовлетворить свою потребность, чтобы повысить свой статус в обществе.

 

    Внешняя ситуация                                       Внутренняя ситуация

     
  1. Демографическая ситуация в обществе
  2. «кадровый голод»

факторы мотивации:

-размер вознаграждения;

-известность и размер компании;

-проектный портфель;

-возможности развития, обучения и приобретения дополнительных навыков, карьерного и профессионального роста;

-социальный пакет;

-коллектив;

-интересность работы

1) Включённость в институт  образования

2) Культура образования

- хроническое недофинансирование;

-износ основных фондов учебных учреждений;

-коррупция.

3) Отношение к качеству  образования.

4)Проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.


 

 

 

 

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Низкая мотивация студентов  к процессу обучения и проблемы трудоустройства  студентов в России.

 

ГИПОТИЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Чем ответственнее студент относится  к образовательному процессу, тем  выше его социальный статус в обществе и тем больше шансов трудоустроиться по выбранной специальности.

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Студенты как социальные группы.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Отношение студентов  к образовательному процессу.

 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выявить факторы, позволяющие  повысить уровень участия студентов  в образовательном процессе.

Изучить потенциальный  уровень студенческого развития, а также разделить студентов по мотивациям к образованию.

 

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1)Выявить потенциальный  уровень студенческого развития.

2)Дифференцировать студентов  по мотивациям к образованию.

3)Изучить факторы социализации  студентов в отношении образования.

 

АНКЕТА

Приглашаем  Вас принять участие в опросе касающегося отношения студентов  к образовательному процессу.

После вопроса  даётся несколько вариантов ответов. Прежде чем ответить на вопрос, внимательно  прочтите все предлагаемые варианты ответов, затем выберите тот, который вам подходит и обведите его кружком.

Анкета анонимная, в ней не будут указаны Ваши фамилия и имя.

 

1) Какое в настоящее  время вы получаете образование?

1.высшее

2.средне-специальное

3.среднее

 

2) Если вы обучаетесь  в Вузе, то в каком?

1.Сибирский Федеральный университет

2.Российский Государственный  социальный университет

3.другой вариант

 

3) Какое по счёту  вы получаете образование?

1.1-ое

2.2-ое

3.другой вариант

 

4) На какой форме  обучения вы обучаетесь?

1.заочная

2.очная

3.сокращёная

 

5) Почему вы поступили именно в этот Вуз?

1.близко к дому

2.престижный

3.низкая оплата

4.затрудняюсь ответить

 

6) нравится ли вам  выбранная специальность?

1. да

2.нет

3.еще не определился

7) Планируете ли вы  трудоустраиваться по своей специальности? 

1. да

2.нет

3. еще не решил

 

 

8) Легко ли вам обучаться в вашем Вузе?

1.да

2.нет

3.затрудняюсь ответить

 

9) Каких оценок в вашей зачётной книжке большее количество?

1.отлично

2.хорошо

3.удовлетворительно

 

10) Сколько раз в неделю вы посещаете занятия?

1.2-3 раза в неделю

2.каждый день

3.не посещаю вовсе

 

11)Устраивает ли вас работа библиотеки в вашем Вузе?

1.нет

2.да

3.затрудняюсь ответить

 

А теперь несколько вопросов о вас лично:

12) Ваш пол?

1.мужской

2.женский

 

13) Ваш возраст?

1.менее 20 лет

2.до 20 включительно

3.от 21 до 24 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Интервью на тему: «Отношение студентов к процессу обучения»

 

  • Чем вы руководствовались когда выбирали учебное заведение?
  • Вы с кем-то советовались при выборе учебного заведения?
  • Либо сами сделали выбор?
  • Какие у вас были шансы поступить на бюджет?
  • Легко ли вам обучатся в вашем Вузе?
  • Вы обучаетесь на гуманитарном или математическом факультете?
  • Какие предметы вам даются проще, гуманитарные, либо математические?
  • У вас возникает такое желание перевестись на другой факультет?
  • Ваше отношение к преподавательскому составу?
  • По окончанию Вуза, собираетесь ли вы работать по своей специальности?   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фокус группа.Тема: «Отношение студентов к процессу обучения»

Опрашиваемыми являются группа студентов 4 курса. Факультета «социальная работа»

Участвуют 20 респондентов, из них все 20 женского пола.

 

 

Для чего нужно образование?

Что бы вы (респонденты) изменили в процессе обучения?

Что вы подразумеваете под  термином: качественное образование?

Какую роль в настоящее  время играет образование?

Можно ли продвинутся  в жизни без высшего образования?

При трудоустройстве  важно качество образования?

В будущем вы планируете работать по своей специальности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Студенчество - это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества - его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.

Студенчество, являясь  составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций.

Социокультурная особенность современного студенчества заключается в больших возможностях биографического планирования, чем у других групп молодежи. Студенты в большей степени могут  выстраивать «жизненные программы», включающие карьерные планы в профессиональной деятельности, и ориентированные на личностную реализацию в самых разных сферах жизни. Внимание к студенчеству как социальной группе  - это проявление глобальной тенденции к пересмотру традиционного взгляда на высшую школу как на социальный институт массового воспроизводства узких специалистов-исполнителей.

 

Мотивация – общее  название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о  мотивации обучения. С позиции  обучаемого речь идет о мотивации  учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

 

Мотивация обучения - это  общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация)

Психологические факторы включают в себя:

–объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности: (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки); общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессиональной мотивации и профессионального самосознания.

–субъективные: потенциал  личности, в том числе высокие  профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в  самоутверждении, достижении, потребность  в признании; работа над собой: анализ и перспективное построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.

2. Поощрения:

–Материально-социальные вознаграждения по результатам учебы студента и участия в общественной жизни института (повышение стипендии, поощрительные призы, подарки, снижение платы за обучение, оплаченное питание, предоставление бесплатного места в общежитии, культурный отдых, отдых во время каникул).

–Социальное принятие:

–Ощущение своей необходимости  для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны.

–Хорошие отношения  в коллективе студентов, здоровый морально-психологический  климат в институте.

3. Личностный рост:

–Возможности для  расширения своего учебно-профессионального  мировоззрения (факультативы, спецкурсы, участие в научных конференциях, семинарах; практические занятия по выбранной специальности на предприятии, в учреждении; встречи, дискуссии  с интересными людьми профессии).

–Создание перспектив дальнейшего  образования по избранной профессии (аспирантура, факультет повышения квалификации.)

–Рост ответственности  и влияния (участие в студенческих, молодежных движениях, общественных организациях; в мероприятиях по развитию, благоустройству института и т.д.).

–Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения (участие  в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных  проектов; в студенческих клубах по интересам, кружках художественной самодеятельности, ансамблях, театрах и т.д.).

–Приобщенность и личностная значимость:

–Информированность  о делах, планах, перспективах института (газета, информационный бюллетень, периодические  научные издания института; возможности  участия в общих собраниях, совещаниях и т.д.).

–Заинтересованность в  личностном развитии каждого студента института (планирование и организация  администрацией, коллективом преподавателей воспитательной деятельности; создание службы психологического консультирования, медицинского обслуживания).

–Интерес и учет администрацией мнений студентов (общественные опросы студенческого коллектива, возможности  участия студентов в принятии решений и т.д.).

–Интерес и стремление к знаниям:

–Методически верно  организованная, интересная учебная деятельность (использование современных форм и методов обучения, постановка учебных, сложных нестандартных задач и целей).

–Самостоятельная учебная  деятельность студентов, (написание  рефератов, курсовых, творческих работ).

–Соревнование в учебной деятельности (аттестация, сессия, конкурсы лучший проект, лучший студент).

Главная задача мотивации  учения - такая организация учебной  деятельности, которая максимально  способствовала бы раскрытию внутреннего  мотивационного потенциала личности ученика.

Условия для внутреннего  мотивирования процесса учения:

1. Предоставление свободы  выбора. Студент, а также его  родители должны иметь возможность  выбора ВУЗа, учителя, программы  обучения, видов занятий, форм  контроля. Свобода выбора дает  ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. выбрав действие , человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

Информация о работе Отношение студентов к процессу обучения