Отношение сотрудничества в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.

Работа содержит 1 файл

Соколова.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Федеральное Государственное

Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Ставропольский Государственный Университет» 

Кафедра коррекционной педагогики и психологии 
 
 

Реферат на тему:

«Отношение сотрудничества в педагогическом процессе» 
 
 

                                                                      
 
 
 

                                                                       Выполнила: студентка  4 курса

                                                                            Специальности «Педагогика и  

                                                                            психология»                     

Соколова  Л.В. 
 

                                                                     Проверила: Артеменко О.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ставрополь, 2011

          Актуальность данной темы обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и  ученика в   имеющейся   системе   образования.   На   современном   этапе   развития педагогической теории и практики возникла  противоречие  между  объективными потребностями гуманизации педагогического образования на  основе  осмысления его  сущности  как  субъект-субъектного   взаимодействия   и   существующими подходами в организации этого процесса. Это  отражает  потребность  в  новом типе связей  и  отношений  между  людьми,  характеризуется  не  господством, подчинением,   не   подавлением,   не   враждой,   не   соперничеством,    а сотрудничеством, открытостью, доверием.

       Необходимость развития умения учиться в корне меняет  характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть  на оптимизацию  учебного   процесса   и   переосмыслить   существующие   методы преподавания дисциплин.  

     Педагогика  сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.  

     Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного  инструментария; ее идеи вошли почти  во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции  среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую", являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.  

     Педагогика  сотрудничества имеет следующие  классификационные характеристики:

  • по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • по философской основе - гуманистическая;
  • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.
 

  В "Концепции  среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.  

     В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).   

     В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
 

  Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

    • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
    • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
    • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
    • новую трактовку индивидуального подхода;
    • формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
  1. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.   

     Совершенствование методов и форм учебного процес о  раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

  1. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
    • превращение школы Знания в школу Воспитания;
    • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
    • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
    • развитие творческих способностей ребенка;
    • возрождение русских национальных и культурных традиций;
    • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
    • постановка трудной цели.
 

  Идеология и  технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

  1. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

     Сотрудничество  не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются:

     - осознание общей цели, которое  мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;

     - высокая организация совместного  учебного труда участников учебного  процесса, их общие усилия; взаимная  ответственность за результаты  деятельности;

     - активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей - у детей (школьников);

     - методика обучения, стимулирующая  интерес учащихся, их cамостоятель-ность,  практическую и интеллектуальную  инициативу, творчество. Она исключает  принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;

     - взаимодействие учащихся друг  с другом, их деловое общение  и коллективная ответственность за результат общего труда. 

     Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЛИТЕРАТУРА: 

1. Кан-Колин  В.А.,  Учителю о педагогическом  общении. – М.,2007г.

2. Редакция  Ляудиса В.Я.,  Инновационная стратегия обучения.

3. Дьяченко  В.И.,  Сотрудничество в обучении  – М., Просвещение, 2003г.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,  Педагогика.2002г

Информация о работе Отношение сотрудничества в педагогическом процессе