Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:26, реферат
Актуальность данной темы обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
Федеральное Государственное
Бюджетное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Ставропольский
Государственный Университет»
Кафедра
коррекционной педагогики и психологии
Реферат на тему:
«Отношение
сотрудничества в педагогическом
процессе»
Соколова
Л.В.
г. Ставрополь, 2011
Актуальность данной темы обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин.
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.
Как
целостная технология педагогика сотрудничества
пока не воплощена в конкретной модели,
не имеет нормативно-
Педагогика
сотрудничества имеет следующие
классификационные
В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В
рамках коллектива отношения сотрудничества
устанавливаются между
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.
Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются:
- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;
-
высокая организация
-
активно- положительный,
-
методика обучения, стимулирующая
интерес учащихся, их cамостоятель-ность,
практическую и
-
взаимодействие учащихся друг
с другом, их деловое общение
и коллективная ответственность
за результат общего труда.
Таким
образом, сотрудничество в обучении
мыслится не только как помощь ученику
при решении сложных учебных задач, не
только как объединение усилий педагогов
и учащихся, но и как самостоятельный коллективный
труд школьников, выполнения заданий,
требующих постоянных или временных контактов
с внешкольной средой. При таком понимании
сотрудничества речь идёт о взаимодействии,
которое скреплено отношениями взаимного
интереса и доверия. Если ученик хоть на
какой- то момент становится соратником
учителя или одноклассников, если знает,
что от его действий зависит успех общего
дела, позиция его меняется. Волей- неволей
ему приходится проявлять инициативу
и самостоятельность. Поэтому педагогически
ценным является поведение, побуждающее
сотрудничество, которое стимулирует
эти качества ученика в школе и за её пределами.
Категория сотрудничества в педагогическом
сознании соединена с категорией гуманизации
образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кан-Колин В.А., Учителю о педагогическом общении. – М.,2007г.
2. Редакция Ляудиса В.Я., Инновационная стратегия обучения.
3. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М., Просвещение, 2003г.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика.2002г
Информация о работе Отношение сотрудничества в педагогическом процессе