Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:39, отчет по практике
Продолжительность практики с 29 октября по 11 ноября 2012 года, за это время я:
Ознакомилась с нормативными документами.
Присутствовала на занятиях трех разных групп развития.
Подобрала ряд методик коррекционно-развивающие упражнения.
Посетила два родительских собрания.
По методике "Удовлетворенность взаимоотношениями в семье" также выявился низкий уровень удовлетворенности семейными отношениями испытуемого. Евгений не хочет, чтобы его родители ходили вместе с ним на школьные праздники и мероприятия, так как они не участвуют в жизни класса и не помогают организовать эти мероприятия.
Низкие результаты испытуемого по всем из методик говорит о его полной дезадаптации.
Я подобрал ряд упражнений для поднятия уровня самооценки испытуемого, развития в нем навыков самоанализа. Для развития у испытуемого уверенности в себе.
1. Методика "Твое имя"
Цель: Сформировать способность к самоанализу. Способствовать к возникновению желания самосовершенствоваться. Развитие способности принимать друг друга.
Материалы: Мячик.
Инструкция: Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других - назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
После психолог делает вывод: Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени. Сразу за данной методикой начинается:
Игра "Ассоциации"
Инструкция: Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встает перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть что он напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени.
После, психолог получает обратную связь: Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?
2. Методика "Моя вселенная"
Цель: Дать понятие о самоценности человеческого "Я". Развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепление навыков групповой работы.
Материалы: Ручки, альбомные листы.
Инструкция: Ученикам предлагается на альбомных листках начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать "Я", а в других кругах - планетах написать окончание предложений:
Мой любимый цвет...
Мое любимое занятие...
Мой лучший друг...
Мое любимое животное...
Мое любимое время года...
Мой любимый сказочный герой...
Моя любимая музыка...
3. Игра "Ярмарка достоинств"
Цель: Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Научить преодолевать барьеры на пути самокритики. Развить уверенность в себе.
Материалы: Листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ (для каждого участника)
Инструкция: Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ.
Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.
Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями "ярмарки". Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать.
Игра продолжается до
тех пор, пока каждый не обойдет и
не прочитает все возможные
Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать?
Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества хотели купить многие? Почему?
Как правило, большинство ребят хотели бы избавится от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.
После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Упражнение "Вверх по радуге"
Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выходе - съезжают с нее, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.
Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.
Остальные испытуемые показали более или менее высокие или средние показатели по всем методикам. Что говорит об их адаптированности к школьной среде.
Приложения
Занятие группы "Стартовая школа'
Я присутствовала на занятии группы "Стартовая школа". Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей. На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения:
Упражнение №1
Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.
Упражнение №2
"Воздух - вода - земля
- огонь". Данное упражнение проводится
также стоя в кругу.
Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например, говорит "Земля", а движение делает соответствующее выражению "Вода". Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.
Упражнение №3
"Пирожки - шанежки". В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в "ладушки", говоря "пирожки - шанежки". По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.
Упражнение №4
Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки - домики и силуэты животных. Пара родитель - ребенок вместе думают, как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.
Упражнение №5
На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т. д. В итоге должна получиться заранее задуманная психологом картинка.
Упражнение №6
В кругу психолог называет какой-либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук.
Упражнение №7
Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит "Саймон сказал сделай так" и показывает какое либо действие (поднять руки и т. д.). Потом ведущий в какой-то момент говорит просто "поднимите руки" или что-то подобное (без слов "Саймон сказал"). Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов "Саймон сказал".
Упражнение №8
Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания.
В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного смущались присутствия родителей других детей и студентов, но к концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтересованы занятием. Особых сложностей в выполнении заданий не было.
Занятие группы "Эрудит - 1"
Также я присутствовал на занятии группы эрудит. Это группа детей, набранных из третьей параллели, с наивысшими показателями по учебной деятельности, отличники. Задания группе давались в основном интеллектуального характера.
Упражнение №1
Детям предлагается список слов:
Карета
Урон
Арап
Мошкара
Лапоть
Соль
Лига
Колун
Из данных слов надо составить другие слова, путем перестановки букв местами. Нельзя убирать и добавлять буквы. Дети справились довольно легко, вопросов почти не было.
Упражнение №2
Задача: Червяк ползет по липе. Ночью он поднимается на 4 м, днем спускается на 2 м. На восьмую ночь он достиг вершины липы. Найти высоту липы.
Упражнение №3
Это задание представляло собой список, состоящий из семи ребусов. Дети сразу поняли задание и довольно быстро его выполнили.
Упражнение №4
Задача: У Светы и Маши столько яблок, сколько у Коли и Толи. У Маши 5 яблок, а у Коли 8 яблок. Сколько яблок у Светы и Толи? Дети задачу решили быстро и без затруднений.
Упражнение №5
Задача: Ира, Таня, Коля и Митя собирали ягоды. Таня собрала ягод больше чем все собирающие (каждый из них). Ира не меньше одного из мальчиков. Верно ли, что девочки собрали ягод больше чем мальчики?
Упражнение №6
Преподаватель произносит звук, и группа по очереди называют слова на этот звук.
Дети работали очень активно, легко решали все задания, но очень торопились и часто друг друга перебивали. Некоторые задания они решали даже быстрее нашей группы студентов.
Занятие группы детей неуспевающих в обучении
Эта группа набрана из детей, неуспевающих в обучении, плохо воспринимающих школьный материал и как следствие с плохим поведением.
Упражнение №1
Этой группе дали решить те же самые ребусы, что и группе "Эрудит - 1" в упражнении номер три. Но в отличии от группы "Эрудит - 1", данная группа решала ребусы очень медленно, допустили много ошибок, некоторые ребусы никто не смог решить. Активность группы намного ниже, чем у группы "Эрудит - 1".
Упражнение №2
Детям выдали специализированные учебные тетради - "Профессия - школьник" и они делали задания по этим тетрадям. Многим не понравилось делать такие задания.
Упражнение №3
Упражнение на внимание. Все встают из за своих мест и психолог командует (например - левая рука на голову, правая на живот и т. п.). Дети очень сильно терялись, слушали не внимательно.
Упражнение №4
Работа в тетрадях.
Упражнение №5
Работа в кругу. Ведущий встает в центр круга и в произвольном порядке кидая мяч кому либо называет какую-нибудь категорию, а тот, кто поймал мяч должен назвать предмет из этой категории (например: время года - лето). Детям очень тяжело было быстро подбирать предметы из определенных категорий.
Упражнение №6
По кругу передается мяч и каждый говорит, с какой геометрической фигурой он себя в данный момент ассоциирует, когда мяч идет на второй круг, все добавляют цвет к своей фигуре. После идет обратная связь.
Данная группа очень сильно отличается от группы "Эрудит - 1". Дети намного сложнее решали задания, им было тяжелее сконцентрироваться, было намного меньше желания участвовать в заданиях.
Заключение
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакомиться с работой психолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой.
Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Канаровой Раисе Николаевне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.
Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.
Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.