Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:11, отчет по практике
Цель педагогической практики: определить особенности работы педагога с «семьей риска».
Место прохождения практики: г.
Начало прохождения практики: 19 апреля 2010г.
Продолжительность практики: 160 часов.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Основная часть…………………………………………………………………...4
Заключение………………………………………………………………………...9
Глоссарий………………………………………………………………………...11
Список используемой литературы………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная
часть…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………....
Приложения……………………………………………………
Введение
Цель педагогической практики: определить особенности работы педагога с «семьей риска».
Место прохождения практики: г.
Начало прохождения практики: 19 апреля 2010г.
Продолжительность практики: 160 часов.
Перечень основных работ выполненных в процессе практики:
1.Вводная консультация руководителя практики социального педагога МОУ гимназии
2.Изучение специфики деятельности педагога по работе с семьей риска.
3.Работа с методическими пособиями с целью формирования представлений о педагогическом сотрудничестве и взаимодействии педагога с родителями и педагогами.
Затруднений
и проблем в процессе выполнения
работ не возникло.
Основная
часть
Подготовительным этапом моей педагогической практики стала вводная консультация руководителя практики, социального педагога…...
В беседе с практикующим педагогом были определены основные аспекты последующих этапов практической работы, начиная с организации практики и заканчивая конкретными методиками, применяемыми с детьми, родителями и педагогами, и наиболее распространенными в МОУ гимназии …
Работа педагога с семьями - важная составляющая учебно – воспитательного процесса в школе. В настоящее время большая часть российских семей развивается в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, когда с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, а с другой – отмечается кризисная ситуация состояния многих семей и, как следствие этого, отчужденность ребенка от родителей. В таких сложных современных условиях российской действительности семье требуется помощь со стороны школы, направленная, прежде всего на формирование активной педагогической позиции родителей и вооружение их необходимыми знаниями и умениями.
Для того чтобы решить общую задачу школы - воспитать гражданина, деятельность педагога должна быть разнообразной, включающей различные направления:
- изучение семей учащихся,
- педагогическое просвещение,
- обеспечение
участия родителей в
- педагогическое
руководство деятельностью
- индивидуальная работа с родителями.
- информирование
родителей о результатах
Рассмотрим основные направления деятельности социального педагога с родителями, представим возможные формы и методы работы в каждом из этих направлений.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе узнать детей. Познакомиться с условиями их жизни и быта, определить уровень педагогической культуры родителей. Наряду с традиционными формами и методами работы, социальный педагог может оказать методическую помощь в организации педагогических мастерских, анкетирования, при составлении индивидуальных карт.
Индивидуальная работа с родителями строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания детей.
1 тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2 тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3
тип: конфликтные семьи. В
4 тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5
тип: неблагополучные семьи,
Исследование
неблагополучных семей
- грубое, неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей и взрослых членов семьи,
- отсутствие требований к детям со стороны родителей,
- нарушение меры в поощрении,
- нарушение меры в наказании,
-нездоровая
нравственная атмосфера в
- злоупотребление
родителями прямыми
- безнадзорность,
- избалованность, изнеженность детей,
-нездоровый образ жизни родителей,
- дурной пример родителей.
Независимо от того, к какому типу принадлежит семья, она выполняет различные функции:
- воспитательная,
-хозяйственно – бытовая,
- эмоциональная,
-духовного (культурного) общения,
- первичного социального контроля,
- сексуально – эротическая.
Нарушение функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнение семьей ее обязанностей.
Работа педагога с трудными семьями заключается в следующем:
- индивидуальная беседа (дома и в школе),
- изучение социального положения ребенка в семье,
- выступление
учителей на родительских
- посещение
семей с целью проведения
- индивидуальные
консультации для родителей,
- привлечение
специалистов для
-оперативное
решение вопроса о лишении
родительских прав (изоляция ребенка
от вредного влияния родителей)
- вызов
на комиссию по делам
-письмо по месту работы,
- установление
связи с юристом на
Перед посещение семьи составляется схема – план посещения семьи:
1.Состав семьи.
2. Где и в качестве кого работают родители и другие члены семьи?
3. Материальное обеспечение семьи.
4. Квартирные условия и обстановка.
5. Имеет ли ученик место для занятий?
6.Культурный уровень семьи (образование, какие выписываются газеты, журналы, есть ли домашняя библиотека, радио, телевизор).
7. Режим дня школьника, кто и как осуществляет контроль за его соблюдением.
8. Трудовое воспитание в семье: когда и сколько времени затрачивает школьник на выполнение домашних заданий, какую работу выполняет по домашнему хозяйству и сколько затрачивает времени на нее, каким техническим трудом занимается, каково участие в сельскохозяйственном труде, какие виды художественных занятий есть в семье (музыка, рисование, выпиливание, фотографирование и др.)
9. Есть ли у ребенка рабочий уголок, как он оборудован?
10. Как знакомят родители детей со своим трудом?
11. Какие меры поощрения и наказания применяют к детям?
12. Как организован досуг школьника?
13. Осуществляется ли в семье единые требования к детям?
14. Связь родителей со школой.
15. Есть ли
в семье педагогическая
Работа педагога с семьей риска долга и кропотлива, требует особого внимания и выдержки, ведется много документации:
- представление на постановку на внутришкольный учет семьи (приложение А),
-учетная карточка
семьи, находящейся в
-индивидуальная карта семьи (приложение В),
- характеристика на учащегося,
- план проведения реабилитационных мероприятий,
- акты посещения семьи,
- протоколы бесед с родителями.
При
работе с семьи риска социальному педагогу
следует учитывать уровень, к которому
принадлежит семья. Все семьи, с уровнем
кроме ,высокого, нуждаются в педагогической
помощи.
Социально педагогическая помощь
Семьи, принадлежащие к среднему уровню | Семьи, имеющие уровень ниже среднего | Семьи, имеющие низкий уровень |
Педагогическая помощь с учетом индивидуальности семьи. Консультации, рекомендации. | Консультации, рекомендации. Корректирующее влияние со стороны социального педагога, дошкольного учреждения, психолога. | Постоянная педагогическая помощь, педагогическое вмешательство, направленное на изменение условий жизни семьи; коррекция межличностных отношений и т.д. |
Заключение
Во время педагогической практики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 176» я ознакомилась с особенностями педагога с семьей риска и сделала для себя следующие выводы о практической значимости проведенного вида практики.
Во–первых, я должна уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, учебной и профессиональной информации, и постоянно развивать в себе профессионально важные качества.
Во-вторых, общение с семьями, детьми требует доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти качества должны сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом. В работе с детьми особую роль играют организационные, коммуникативные, психодиагностические, психокоррекционные умения.