Отчет по практике в МОУ гимназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:11, отчет по практике

Описание работы

Цель педагогической практики: определить особенности работы педагога с «семьей риска».
Место прохождения практики: г.
Начало прохождения практики: 19 апреля 2010г.
Продолжительность практики: 160 часов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Основная часть…………………………………………………………………...4
Заключение………………………………………………………………………...9
Глоссарий………………………………………………………………………...11
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

педагогическая практика особенности работы педагога с семьей риска.docx

— 39.11 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………….……..3

Основная  часть…………………………………………………………………...4

Заключение………………………………………………………………………...9

Глоссарий………………………………………………………………………...11

Список  используемой литературы………………………………………….....13

Приложения………………………………………………………..……………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Введение 

     Цель  педагогической практики: определить особенности работы педагога с «семьей  риска».

     Место прохождения практики: г.

     Начало  прохождения практики: 19 апреля 2010г.

     Продолжительность практики: 160 часов.

Перечень  основных работ выполненных в  процессе практики:

     1.Вводная консультация руководителя практики социального педагога МОУ гимназии

     2.Изучение специфики деятельности педагога по работе с семьей риска.

     3.Работа с методическими пособиями с целью формирования представлений о педагогическом сотрудничестве и взаимодействии педагога с родителями и педагогами.

     Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть 

     Подготовительным  этапом моей педагогической практики стала вводная консультация руководителя практики, социального педагога…...

В беседе с практикующим педагогом были определены основные аспекты последующих этапов практической работы, начиная с организации  практики и заканчивая конкретными  методиками, применяемыми с детьми, родителями и педагогами, и наиболее распространенными в МОУ гимназии …

     Работа  педагога с семьями -  важная составляющая учебно – воспитательного процесса в школе. В настоящее время большая часть российских семей развивается в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, когда с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, а с другой – отмечается кризисная ситуация состояния многих семей и, как следствие этого, отчужденность ребенка от родителей. В таких сложных современных условиях российской действительности семье требуется помощь со стороны школы, направленная, прежде всего на формирование активной педагогической позиции родителей и вооружение их необходимыми знаниями и умениями.

Для того чтобы решить общую задачу школы -  воспитать гражданина, деятельность педагога должна быть разнообразной, включающей различные направления:

- изучение  семей учащихся,

- педагогическое  просвещение,

- обеспечение  участия родителей в подготовке  и проведении коллективных дел  в классе,

- педагогическое  руководство деятельностью родительского  совета класса,

- индивидуальная  работа с родителями.

-  информирование  родителей о результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

     Рассмотрим  основные направления деятельности социального педагога с родителями, представим возможные формы и  методы работы в каждом из этих направлений.

    Изучение  семей учащихся позволяет педагогу ближе узнать детей. Познакомиться  с условиями их жизни и быта, определить уровень педагогической культуры родителей. Наряду с традиционными формами и методами работы, социальный педагог может оказать методическую помощь в организации педагогических мастерских, анкетирования, при составлении индивидуальных карт.

     Индивидуальная  работа с родителями строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования  их нравственного потенциала для  воспитания детей.

     1 тип: семьи с высоким уровнем  нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для  развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

     2 тип: семьи, характеризующиеся  нормальными отношениями между  родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

     3 тип: конфликтные семьи. В таких  условиях родителям не до детей.  Нужно активное педагогическое  воздействие, чтобы изменить микроклимат  в семье.

     4 тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

     5 тип: неблагополучные семьи, для  которых характерны грубость, аморальное  поведение. Такие семьи требуют  постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного  вмешательства, чтобы защитить  интересы детей.

    Исследование  неблагополучных семей позволяет  определить основные причины педагогической запущенности подростка:

- грубое, неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей и взрослых членов семьи,

- отсутствие  требований к детям со стороны  родителей,

- нарушение  меры в поощрении,

- нарушение  меры в наказании,

-нездоровая  нравственная атмосфера в семье,

- злоупотребление  родителями прямыми назойливыми  назиданиями,

- безнадзорность,

- избалованность, изнеженность детей,

-нездоровый  образ жизни родителей,

- дурной  пример родителей.

       Независимо от того, к какому  типу принадлежит семья, она  выполняет различные функции:

- воспитательная,

-хозяйственно  – бытовая,

- эмоциональная,

-духовного  (культурного) общения,

- первичного  социального контроля,

- сексуально  – эротическая.

     Нарушение функций семьи – это такие  особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнение семьей ее обязанностей.

     Работа  педагога с  трудными семьями заключается в следующем:

- индивидуальная  беседа (дома и в школе),

- изучение социального положения ребенка в семье,

- выступление  учителей на родительских собраниях,

- посещение  семей с целью проведения бесед  по вопросам профилактики преступлений  и правонарушений,

- индивидуальные  консультации для родителей, организация  службы доверия,

- привлечение  специалистов для индивидуальных  консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов и др.),

-оперативное  решение вопроса о лишении  родительских прав (изоляция ребенка  от вредного влияния родителей),

- вызов  на комиссию по делам несовершеннолетних,

-письмо  по месту работы,

- установление  связи с юристом на производстве  для совместной работы.

     Перед посещение семьи составляется схема – план посещения семьи:

    1.Состав семьи.

    2. Где и в качестве кого работают родители и другие члены семьи?

    3. Материальное  обеспечение семьи.

     4. Квартирные условия и обстановка.

     5. Имеет ли ученик место для занятий?

    6.Культурный  уровень семьи (образование, какие выписываются газеты, журналы, есть ли домашняя библиотека, радио, телевизор).

    7. Режим дня школьника, кто и как осуществляет контроль за его соблюдением.

    8. Трудовое воспитание в семье: когда и сколько времени затрачивает школьник на выполнение домашних заданий, какую работу выполняет по домашнему хозяйству и сколько затрачивает времени на нее, каким техническим трудом занимается, каково участие в сельскохозяйственном труде, какие виды художественных занятий есть в семье (музыка, рисование, выпиливание, фотографирование и др.)

    9. Есть ли у ребенка рабочий уголок, как он оборудован?

    10. Как знакомят родители детей со своим трудом?

    11. Какие меры поощрения и наказания применяют к детям?

    12. Как организован досуг школьника?

      13. Осуществляется ли в семье единые требования к детям?

    14. Связь родителей  со школой.

    15. Есть ли  в семье педагогическая литература  и что читают родители о  воспитании?

     Работа  педагога с семьей риска долга  и кропотлива, требует особого  внимания и выдержки, ведется много  документации:

    - представление  на постановку на внутришкольный учет семьи (приложение А),

    -учетная карточка  семьи, находящейся в социально  – опасном положении (приложение  Б),

    -индивидуальная  карта семьи (приложение В),

    - характеристика  на учащегося, 

    - план проведения  реабилитационных мероприятий,

    - акты посещения  семьи,

    - протоколы бесед с родителями.

     При работе с семьи риска социальному педагогу следует учитывать уровень, к которому принадлежит семья. Все семьи, с уровнем кроме ,высокого, нуждаются в  педагогической помощи. 

    Социально педагогическая помощь

    Семьи, принадлежащие к среднему уровню Семьи, имеющие  уровень ниже среднего Семьи, имеющие  низкий уровень
    Педагогическая  помощь с учетом индивидуальности семьи. Консультации, рекомендации. Консультации, рекомендации. Корректирующее влияние  со стороны социального педагога, дошкольного учреждения, психолога. Постоянная  педагогическая помощь, педагогическое вмешательство, направленное на изменение  условий жизни семьи; коррекция  межличностных отношений и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

Во время  педагогической практики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 176» я ознакомилась с особенностями педагога с семьей риска и сделала для себя следующие выводы о практической значимости проведенного вида практики.

     Во–первых, я должна уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск  и анализ необходимой научной, учебной  и профессиональной информации, и  постоянно развивать в себе профессионально  важные качества.

     Во-вторых, общение с  семьями, детьми требует  доброжелательности, внимательности и  наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти  качества должны сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом. В работе с детьми особую роль играют организационные, коммуникативные, психодиагностические, психокоррекционные  умения.

Информация о работе Отчет по практике в МОУ гимназии