Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:22, отчет по практике
Объектом же нашего исследования станет Институт права Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), организационно созданный в 2001г., являющийся правопреемником учетно-экономического, экономико-правового и юридического факультетов, осуществляет подготовку студентов по специальности «Юриспруденция» более 17-ти лет, начиная с 1992г. Первоначально подготовка осуществлялась только по специализации «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности». С 1992 по 1995 года подготовка юристов осуществлялась в рамках учетно-экономического факультета, 1995 по 1999 года — в рамках экономико-правового. И уже в 1999г. экономико-правовой факультет был преобразован в юридический факультет.
1.1. Специализация предприятия, виды деятельности,
его организационная структура.
В сентябре 1931 года в Самаре был организован Плановый институт. Его создание обусловливалось необходимостью подготовки кадров экономистов по планированию промышленности, сельского хозяйства и народного хозяйства в целом в условиях индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. В первый учебный год в институте работал 51 преподаватель. Институт размещался в здании бывшей женской гимназии на углу улиц Самарской и Рабочей (ныне технический лицей), а в сентябре 1932 г. был переведен в здание на углу улицы Кооперативной (ныне Молодогвардейская) и Студенческого переулка. В этом здании (теперь аэрокосмического университета) он располагался и все предвоенные годы.
Становление нового института проходило успешно: на хорошем уровне были организованы учебный процесс, научная и воспитательная работа. Уже в 1933 г. по итогам Всесоюзного социалистического соревнования вузов институт был награжден Почетной грамотой. Укреплялась материальная база молодого вуза, быстро рос контингент студентов. В учебных планах института с первых же дней его существования прочное место заняли такие учебные дисциплины, как политическая экономия, статистика, экономическая история, экономическая география, планирование народного хозяйства, экономика сельского хозяйства, экономика промышленности, бухгалтерский учет, промышленная технология, дисциплины по технике сельского хозяйства, философия, высшая математика, иностранный язык и физвоспитание.
Основным звеном в
учебной работе вуза становились
кафедры. С первых же дней работы института
стали создаваться кафедры
Объектом же нашего исследования станет Институт права
Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), организационно созданный в 2001г., являющийся правопреемником учетно-экономического, экономико-правового и юридического факультетов, осуществляет подготовку студентов по специальности «Юриспруденция» более 17-ти лет, начиная с 1992г. Первоначально подготовка осуществлялась только по специализации «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности». С 1992 по 1995 года подготовка юристов осуществлялась в рамках учетно-экономического факультета, 1995 по 1999 года — в рамках экономико-правового. И уже в 1999г. экономико-правовой факультет был преобразован в юридический факультет. С 2001г. юридический факультет был преобразован в институт права и организовал подготовку юристов – специалистов по специализациям: «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», «Борьба с правонарушениями в сфере экономики», «Таможенное право» (срок обучения 5 лет). С 2008 года Институт права перешел на 2-х уровневую подготовку юристов, которая включает бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Так же были пересмотрены и профили подготовки: неизменными остались - «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», «Борьба с правонарушениями в сфере экономики», добавились же «Судебная, исполнительная и нотариальная деятельность», «Финансовое, налоговое таможенное право».
Выпускники института права успешно работают в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, таможенных органах, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в прокуратуре, следственном комитете при прокуратуре, органах МВД, ФСБ, федеральном антимонопольной службе России, в различных вузах России и коммерческих организациях.
1.2. Структура ФГБОУ ВПО «СГЭУ»
В целях обеспечения
более продуктивного и
Образовательные программы по юриспруденции организуют так же кафедры: Философии, Экономической теории, Бухгалтерского учета и экономического анализа, Налогообложения и аудита, Безопасности жизнедеятельности населения, Иностранных языков, Теоретической экономики и международных экономических отношений, Экономической информатики, Менеджмента, Физической культуры. (см. приложение I.)
Организационная структура и СГЭУ в целом соответствует образовательным программам по юриспруденции.
1.3. Техническая
оснащенность трудовых
Трудовые процессы в деканате механизированы. Техника, используемая в работе почти всего персонала - персональные компьютеры, ксерокс, сканер, принтер, факс, стационарный телефон с выходом в межгородскую связь. Возраст техники от 1года до 3лет.
1.4. Теоретическое исследование адаптации студентов первокурсников
Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации. Сама же адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя». Наиболее широко известная классификация студентов по уровню адаптации в зависимости от степени сформированности, развитости, устойчивости функционирования когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей обучающихся в образовательной среде вуза:
1.4. Основные направления адаптации студента-первокурсника Института права ФГБОУ ВПО «СГЭУ»
Признавая многофакторную детерминированность
адаптации студентов к
Воспитательная работа в ИП является частью единого учебно-воспитательного процесса. Она реализуется на следующих уровнях: на уровне института, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений, а именно: всех форм студенческого самоуправления - старостата, бюро СНО, профсоюзного бюро, студсовета общежития, научных, спортивных и творческих коллективов. Эта работа ведется на основе плана-программы, которая утверждается ученым советом ИП на каждый учебный год.
Основной целью воспитательной работы со студентами в ИП является формирование личности высокообразованного, профессионально подготовленного специалиста-юриста с развитыми духовными и культурными потребностями, активной гражданской позицией, патриотизмом, широким кругозором, которому присущи гуманизм, толерантное отношение к другим нациям и народностям.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в досуговом периоде.
В воспитательной системе ИП используются три уровня форм организации воспитательной деятельности:
Первый уровень - массовые мероприятия.
В качестве традиционных ежегодно проводятся следующие мероприятия:
К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп и кружков, работа кружков по интересам, деятельность студенческих объединений.
Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:
Для реализации целей и задач воспитательной работы используются следующие направления:
На формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-природа направлены все изучаемые учебные дисциплины и курсы: «Теория государства и права», «Гражданское право», «Уголовное право», «Экологическое право» и т.д. Для того, чтобы этот процесс был эффективным, дирекцией Института права проводится постоянный контроль за посещением занятий студентами и посещение открытых лекций зав.кафедрами и преподавателями.
Созданию условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости гражданско-патриотических ценностей способствуют учебные курсы «Конституционное право РФ», «История политических и правовых учений», «Правовая и политическая культура России», «История Отечества», а также проведение различных творческих конкурсов и олимпиад.
В этом процессе большую роль играет активное сотрудничество студентов и преподавателей ИП и Самарского отделения АЮР, прокуратуры Самарской области, Губернской думы, губернской администрации, Уполномоченного по правам человека в Самарской области. 37 студентов ИП являются кандидатами в члены АЮР, 19 - общественными помощниками прокурора, 2 - вошли в состав Молодежного парламента Самарской области.
Особое значение в воспитательном процессе в ИП в настоящее время придается формированию у студентов установок толерантного сознания и противодействия экстремизму, чему способствуют регулярные встречи с работниками прокуратуры, руководителями Самарского регионального отделения Ассоциации юристов России, а также участие студентов в международных научных конференциях. Включение студентов в активную учебную и научную работу ведет к формированию у них: потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха. В последнее время значительно возросло число студентов - членов СНО. Студенты ИП принимают активное участие в научно-практических конференциях, проводимых в СГЭУ и других вузах России и ближнего зарубежья. Активизировалась кружковая работа со студентами института в институте ежегодно проводятся курсовые научные конференции и олимпиады по отдельным предметам - «Теории государства и права», «Истории правовых и политических учений», «Гражданскому праву», «Конституционному праву России», «Юридической психологии».
Ежегодно проводится международная научно-практическая конференция молодых ученых, специалистов и студентов «Проблемы теории и юридической практики в России», студенческая секция «Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта» в рамках международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика», «Антинаркотические чтения» (со статусом всероссийской конференции).