Особенности зрительного восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:00, реферат

Описание работы

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического, и психического и нравственного развития.
Предмет исследования - зрительное восприятие у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников.
Развитие зрительного восприятия можно осуществлять с помощью различных средств обучения: наблюдений на прогулке, трудовой деятельности, в бытовой деятельности, на занятиях и т.д. Максимальное влияние на темп формирования зрительного восприятия оказывают морфологическая зрелость организма ребенка и морфофункциональная зрелость головного мозга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Зрительное восприятие как сложная функциональная система……………………..5
2. Особенности зрительного восприятия…………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………….…17
Список литературы…………………………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ккккк.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности зрительного восприятия

С помощью глаз человек  воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму, определяет движение и направление предметов при  движении, ориентируется в пространстве.

Восприятие формы предметов

Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных  учёных по вопросам восприятия позволяют  сделать заключение, что большинство  из них выделяют форму предмета как  наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит  из признаков неодинаковой физиологической  силы. Секрет физиологического механизма  восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны  сильного. Форма относится к числу  физиологически сильных компонентов  предметного раздражителя, она тесно  связана с содержанием. В форме  дети ищут свойства, качества, характеризующие  предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и  др. Геометрическими параметрами  формы являются: размеры, углы между  линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Всё это характеризует  динамичность, статичность и мерность формы. Визуальное восприятие элементов  и геометрических параметров формирует  соответствующий образ о предметах. По своему содержанию изучение формы  предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера. Зрительная система должна быть способна выделять не только границу  между объектом и фоном, но и научиться  следовать по ней. Это осуществляется посредством глаз, которые как  бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное восприятие формы предмета влияют: величина предмета, расстояние до глаз, освещённость, контраст между яркостью объекта и фона и т.п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. (Ермаков В.П., Якунин Г.А. стр. 65).

Восприятие величины предметов.

Важным условием для восприятия величины предметов является возможность  одновременного обозрения их. Способность  охватить взором предмет зависит  от поля зрения ребёнка. Размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается, от уровня развития двигательных функций  глаза. Для этого необходимо создавать  условия, которые позволяли бы детям  целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных  упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.

Восприятие цвета и  контраста.

Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется  визуально и долгое время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребёнка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объёмности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет, как объективное  свойство форы обладает большой эмоциональной  выразительностью. Прежде всего, все  оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, жёлтые цвета ассоциируются с теплом; зелёные, голубые, синие, фиолетовые-с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребёнка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зелёный и голубой успокаивают.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании  предметов и изображений, позволяет  лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Подбор иллюстраций с  помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, применение много красочных  средств наглядности способствуют более правильному опознанию  изобразительных элементов, выделению  в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

Восприятие движения.

Восприятие движения –  это отражение изменения положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии  поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поля зрения, где  и осуществляется различение и опознание  объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический  анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение  и направление. Ребёнок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями:

1. непосредственно воспринимая  акт перемещения;

2. на основе умозаключения  о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов получается двумя  способами: при фиксированном взоре  и с помощью прослеживающих движений глаз.

Для ребенка зрение ведущая  сенсорная система. На биологическом  уровне это подтверждается тем, что  в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного  мозга. Большая часть всей информации из внешнего мира (70-90%) воспринимается человеком при посредстве зрительного  анализатора. Ведущая роль зрительной системы определяется не только, тем, что она является дистантным анализатором, дающим информацию об окружающем мире без непосредственного контакта с его объектами, но и тем, что в образах зрительных ощущений и восприятия находят отражение ведущие признаки объективной реальности – форма, размер. Ни одна анализаторная система не дает такой полной информации об окружающем мире, как зрительная. Нарушение отдельных зрительных функций, например, цветоощущения, невосполнимо с помощью других анализаторных систем. Зрительные представления до известной степени могут заменить представления, получаемые от других анализаторов. Но представления, получаемые с помощью одного из них и даже всех вместе взятых, не могут заменить полностью зрительных представлений. Благодаря зрению человек свободно ориентируется в окружающем мире, зрение помогает быстро реагировать на возникающие для его жизни опасности, зрение дает возможность видеть такие предметы, которые удалены от глаз на миллиарды километров.

В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. Ребенок не может последовательно  осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он «выхватывает»  при восприятии какой-то наиболее яркий  признак и, реагируя на него, узнает предмет. Ответ на вопрос, какой признак  в первую очередь выделяет в предмете ребенок, неоднозначен.

В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и  точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет  ребенок. Поэтому главными линиями  развития восприятия дошкольника выступают  освоение новых по содержанию, структуре  и характеру обследовательских  действий и освоение сенсорных эталонов.

         У дошкольника меняется характер  ориентировочно-исследовательсокй деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания,  в то время как дети раннего возраста очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Но младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит взрослый в ходе выполнения разных видов деятельности. Основной метод обследования предметов определяет последовательность перцептивных действий ребенка (Н.Н.Подьков). Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем в процессе вычленения более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к основным частям предмета. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют перцептивную деятельность ребенка, а затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения.

         В ходе обследовательской деятельности  происходит как бы перевод  свойств воспринимаемого объекта  на знакомый ребенку язык, каковым  являются системы сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это представления  о чувственно воспринимаемых  свойствах объектов. Эти представления  характеризуются обобщенностью,  так как в них закреплены  наиболее существенные, главные  качества. Эталоны не существуют  отдельно друг от друга, а  образуют определенные системы,  например, спектр цветов, система  геометрических форм и пр. Осмысленность  эталонов выражается в соответствующем  названии  - слове. Связь с мышлением  и речью восприятия приводит  к его интеллектуализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Зрительное восприятие —  совокупность процессов построения зрительного образа окружающего  мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

Развитие зрительного  восприятия можно осуществлять с  помощью различных средств обучения: наблюдений на прогулке, трудовой деятельности, в бытовой деятельности, на занятиях и т.д.

          В период возрастного развития  от 6 до 8 лет происходит совершенствование  системы зрительного восприятия, однако темпы его индивидуальны  и зависят от большого количества  внешних и внутренних факторов. Максимальное влияние на темп  формирования зрительного восприятия  оказывают морфологическая зрелость организма ребенка и морфофункциональная зрелость головного мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия / В.А.Барабанщиков. М.: Наука, 1990. - 240 с.
  2. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5,0-7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких, Л.В. Морозова — М.: Новая школа, 1996. — 48 с.
  3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
  4. Глезер В.Д. Зрение и мышление / В.Д. Глезер. — СПб.: Наука, 1993.-284 с.
  5. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. – М.: Педагогика, 1983.
  6. Грэйс Крайг, особенности зрительного восприятия у детей, М., 2000.-992с.
  7.   Дьяченко О.М., Лаврентьева Г.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
  8. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание. 1967 г. – 430 с.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. – М., Академия. 2000. – 456 с.
  10. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общая психология. – М.: Просвещение - Владос, 1994. – 350 с.
  11. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000. – 752 с.

 

 


Информация о работе Особенности зрительного восприятия