Особенности восприятия детей с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть способы формирования пространственных представлений у детей 3-4 лет с нарушением зрения.
Задачи:
Охарактеризовать психолого-педагогический аспект в диагностике детей с нарушением зрения;
Дать анализ познавательной деятельности детей с нарушением зрения;
Выявить особенности сенсорной сферы;
Проанализировать причины и виды нарушений зрения у детей;
Провести сравнительную характеристику особенностей пространственного нарушения между детьми с недостатком зрения и детей здоровых;
Рассмотреть формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения;
Проанализировать систему работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения.

Работа содержит 1 файл

полная курсовая работа.rtf

— 244.81 Кб (Скачать)

Можно проводить немало игр на умение выделять признаки предметов по структуре поверхности, например отличать и называть поверхность стены и пола; отличать деревянную поверхность от металлической. 

Тренируя органы зрения мы развиваем в ребенке чувство цвета. С этого начинается не только эстетическое воспитание, дошкольник учится наблюдательности, становится внимательнее. Также тренировки можно проводить и на прогулке, задавая вопросы. Например: какого цвета одежда на прохожих? Назовите оттенки цвета. Привыкнув внимательно присматриваться к окружающему, малыш становится наблюдательным. 

С самого раннего возраста мы стараемся привлечь внимание ребенка к звукам. В возрасте с 3, 4, 5 лет можно уже не просто воспринимать звуки, но и узнавать довольно сложные сочетания, например игра «Чем занят Мишутка» дети угадывают по звукам те или иные действия (двигать стул, закрывается дверь, упали ключи, играем в мяч, листаем книгу и др.). 

Развивая чувство обоняния, можно гораздо быстрее приучить ребенка к аккуратности и опрятности. С нашим удовольствием дошколята нюхают душистые шампуни, мыло, духи. Эти приятные ощущения прочно оседают в голове малыша. Набирая вместе с детьми душистые травы и цветы и лекарственные травы, а затем на занятиях запоминают детали и названия некоторых из них (укроп, липа, душица). 

Польза тоже двойная - развивается обоняние и малыш узнает новое о природе. Например игра «А ну понюхай» На каждую карточку, где картинка того или иного овоща ребенок кидает флакончик внутри которого кусочек фруктов, кофе, овощей (чеснок, лук.). Игра «Угадай по запаху, где ты находишься? (около кухни, прачечной, мед. кабинета). 

Осторожно надо знакомить малышей не только с приятными, но и с «плохими» запахами: газа, химическими веществами, чтобы приучить его к безопасности. Ребенок должен знать, что это опасно для его здоровья. С обонянием тесно связано и воспитание вкусовых ощущений.  Интерес детей - вызывают такие игры как «Вкусная игра», «Узнай по вкусу». Где дети попробовав тот или иной продукт, узнают его. 

Дети с нарушением зрения иногда оказываются беспомощными в самообслуживании, дежурствах по столовой в уголке природы. Поэтому в группе нужно обеспечить условия для преодоления таких недостатков. Например: Заинтересовать детей в дежурстве по столовой поможет «чудо - скатерть», с наклеенными на липучке трафаретами посуды и столовых приборов. 

Для формирования представлений о человеке есть интересная игра «Как устроен человек». Предлагается ребенку лечь на большой лист бумаги. Обводится фломастером контуры его тела. Вместе с детьми выясняется, где находится шея, для чего она нужна; где коленка, плечо и так далее. 

Тренируя чувства ребенка, вместе с родителями мы развиваем его мозг, память, внимание. Помогаем полнее воспринимать окружающий мир и лучше ориентироваться в нем. 
 
 
 
 

2.4 Слуховое восприятие.

Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, ставят перед педагогической наукой и практикой проблему поиска путей способствующих развитию индивидуальных и творческих возможностей ребенка. Поскольку дошкольный возраст является сензитивным периодом, то есть возрастом оптимальных возможностей для его развития, устранения многих нарушений у детей в этом возрасте происходит с наибольшей эффективностью.  
      У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими значительно беднее запас как зрительных, так и слуховых представлений. Это приводит к недоразвитию познавательной деятельности: образного мышления, восприятия, воображения, памяти, внимания. Все это ведет за собой задержку в формировании личности ребенка.      

Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения средствами элементарного музицирования благодатная почва. Ведь элементарная музыка - это игра звуками музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых рождается музыка. Они познают особое качество и красоту стеклянных, металлических, деревянных, шуршащих и др. звуков.     

В творческой работе со звуком, когда в игровой форме дети постигают все то, что происходит со звуком во времени, а именно:

- источник звука;

- понятие "атака" звука;

- эффект "затухания" звука и т. д.     

При этом источником звука может стать расческа с бумагой, стакан и бутылка с водой, пластиковые баночки или металлические крышки.       

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой. Различение звуков, любование ими - все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.       

Общение детей с примарными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость слухового восприятия, ассоциативность. На таких занятиях особое место занимает звукотворчество детей. Любой придуманный и извлеченный ребенком звук заслуживает внимания, принимается и используется  в звуковых композициях.   
     Ритмодекломация - это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации: ее тембру, регистру, артикуляции, темпу акценту и др.  
     Процесс развития вокально-исполнительской культуры у детей с проблемами является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой, средством коррекции различных вторичных отклонений.     

Различные отклонения в строении голосового аппарата, слуха, речи, мышечного тонуса, несовершенство вокально-слуховой координации у детей с различными нарушениями, безусловно, оказывают влияние па качество пения у детей. Но, обучая такого ребенка пению, в общей системе коррекционной работы, можно сгладить вторичные отклонения в развитии: недостатки развития слуха, голосового аппарата, вокально-слуховой координации, речи, слухового внимания, памяти, воображения. Решение этих коррекционных задач осуществляется по нескольким направлениям:   

формирование основ певческой, вокально-хоровой культуры детей, развитие у них художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;   

развитие музыкального слуха и как особого его проявления - вокального слуха.   

накопление вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции; формирование певческих умений детей.     

Для детей с нарушением зрения пение является видом музыкальной деятельности, в котором уже дошкольники могут достигнуть положительных результатов. Именно пение помогает такому ребенку и в преодолении речевого несовершенства. Работа над вокально-хоровыми навыками эффективна, если сочетается с двигательно-мышечными ощущениями ребенка (чтобы научить вести мелодию песни "вверх", ребенку предлагается сопровождать движение мелодии поднятием руки вверх и т. д.). Сначала дети совместно с педагогом, а затем самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него исполняют знакомые и новые песни.     

Сформированная певческая деятельность расширяет творческие возможности малыша с проблемами, обеспечивает его приобщение к вокальному искусству и художественной культуре, тем самым создает условие для его социальной адаптации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5 Вибро-тактильные ощущения. 

Вибро-тактильные ощущения играют важную роль в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих, так как эти ощущения возникают при соприкосновении наружных покровов тела с поверхностью отображаемых объектов. Результатом этого соприкосновения является возникновение в мозгу ощущений, отражающих многообразные свойства и признаки предметов: величину, упругость, плотность, гладкость или шероховатость, тепло, холод и т.д.

Тактильная чувствительность характеризуется абсолютными и пространственными различительными порогами ощущений. Абсолютный порог тактильной чувствительности есть едва заметное ощущение прикосновения при воздействии каким-либо предметом на определенный участок кожи. Абсолютная чувствительность измеряется при помощи набора волосков Фрея, имеющих различный диаметр и позволяющих определить давление на квадратный миллиметр кожи.

Пространственный различительный порог тактильной чувствительности, или острота пассивного осязания, определяется по ощущению раздельного прикосновения двух раздражителей. Пространственный порог измеряется при помощи циркуля Вебера и исчисляется в миллиметрах соответственно расстоянию между одновременно прикасающимися к коже ножками циркуля.

Тактильные, температурные и болевые ощущения крайне редко выступают изолированно. В процессе отражения физико-механических, пространственных и временных параметров объективного мира они объединяются в сложный комплекс, образуя пассивное, а при включении мышечно-суставных ощущений -- активное осязание. 
 
 

3. Особенности пространственного нарушения

у детей с недостатком зрения 

Дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормальных детей в темпах физического развития: рост у них снижен на 3-5%, вес - на 6-10%, жизненная емкость легких - на 3-6%..[3, стр. 69]

Нарушение зрительного анализатора обусловливает вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость.

В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушением зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более вкрадтевое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации.[17, стр.97]

В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.

При получении информации от других людей, обычный ребенок ограничивается конкретными вопросами, потому как в большинстве случаев данные вопросы сопровождаются наглядностью. Слепому ребенку требуется больший объем информации об объекте, с приведением аналогий.

Для любого человека важен факт необходимости формирования знаний, навыков и психологической готовностью выйти за пределы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством. Для ребенка с нарушением зрения этот факт становится смыслом жизни - адаптации к обществу и окружающему пространству. И ему понадобится в - трое больше усилий, чем обычному ребенку. Существует понятие приспособления, которое характеризуется многократным повторением одних и тех же действий при одних и тех же условиях. Человек, привыкая к определенным наборам движений, делает все машинально или, если угодно, на автоматике. К примеру показав однажды безопасный путь выхода из квартиры, слепой ребенок пытается запомнить нахождение стен, перил и др.объектов, пространственное расположение (справа, слева). И при повторном выходе ребенок ищет уже знакомые ему объекты для ориентировки.

В незнакомой обстановке, в отличии от обычного ребенка, слепому всегда доступно лишь информация о примерном расположении объектов в пространстве. Данное обстоятельство требует больших затрат времени для передвижения или совершение каких-либо действий

Проблема пространственной ориентации распространяется и на социальную сферу. Здесь так же необходимо помочь ребенку адаптироваться по средством приведения ему понятных алгоритмов действий. Умение различать денежные купюры, продукты питания, использования телефона, бытовой техники и мн.др. В этом отношении все зависит от родителей, насколько доступно они объяснят ребенку важные характеристики предмета, настолько успешнее будет его применение.

Информация о работе Особенности восприятия детей с нарушением слуха