Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем и показать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.
Задачи исследования:
Изучение теоретического материала по проблеме исследования;
Определить особенности и функции детского оздоровительного лагеря;
Раскрыть сущность понятия «воспитательная система» и выделить основные этапы развития воспитательных систем;
Охарактеризовать некоторые воспитательные системы детского оздоровительного лагеря;
Выявить структуру воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции……………………………7
2. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития…………………………………………………………………..
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация,
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Литература……………

Работа содержит 1 файл

Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

        Содержание деятельности пионерской  организации определялось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.

        К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).

        В 1924 г. после смерти В.И.Ленина  пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пионеров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Положения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).

        Последующие этапы развития воспитательной  системы пионерской организации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим [5].

        Еще одной системой является  воспитательная система детского  православного лагеря. В ней ребенок на какое-то время становится недоступен для многих институтов воспитания, которые окружают его в повседневном мире. Его привычный распорядок дня заполняется определенными мероприятиями, занятиями в уделах, беседами, общению со своими православными сверстниками и пр.

        Воспитательная система детского православного лагеря – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди их реализующие, их деятельность и общение, отношение, жизненное пространство и пр.), составляющая целостную социально-педагогическую структуру детского православного лагеря и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания [1].

        Воспитательная цель детского православного лагеря является: содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.

        Церковноприходская жизнь детского православного лагеря самый важный компонент воспитательной системы. Целью в воспитательном процессе  является приобщение детей к тому, что ребенок видит в Церкви: предметы церковного обихода, иконы, и пр.

        Системность воспитательного процесса приводит к разрушению стереотипов – везде приходится вести себя одинаково. На этом этапе первостепенной задачей воспитателя является помощь ребенку остаться самим собой, а не начать играть одну определенную роль. Сделать это, возможно опираясь на системность педагогического воздействия.

       Мероприятия, проводимые в лагере, подобраны таким образом, что бы не только доставить детям радость, но и воспитать определенное качество. Например, «Веревочный курс» - мероприятие, направленное на сплочение детского коллектива, для того, чтобы пройти тот или иной конкурс, детям необходимо проявить заботу о ближнем, иначе просто ничего не получиться.

       Основные компоненты воспитательной системы детского православного лагеря тесно взаимосвязаны друг с другом: взаимодополняя и детерминируя работу друг друга, в динамики представляют собой воспитательный процесс, направленный на достижение единой воспитательной цели – содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.

        Таким образом, в основе всех  рассмотренных воспитательных систем  лежат различные философские,  психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация, общение, содержание, управление

 

        В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

        Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание.

        Управление воспитательной системы рассматривается как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела, контроль и оценка результативности.

        Функции управления воспитательной системы разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.

        Содержание воспитательной системы  – это  совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

        Организация воспитательной системы предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

        Общение как компонент воспитательной  системы представляет единство  трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффективность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха) [5].

        Для любой воспитательной системы  характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Таким образом,  современные воспитательные системы детских оздоровительных лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка.

       Воспитательные  системы детских оздоровительных  лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них.  На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития. 

      С видоизменением самих воспитательных систем изменяются и задачи, связанные с ними. Можно выделить ряд задач, которые должен ставить перед собой современный летний лагерь:

  • максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей, удовлетворению интересов;
  • широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
  • лагерь обязан укреплять здоровье, работать на закаливание организма детей;
  • воспитывать детей с учетом национальных традиций проживавших на данной территории народов.

        Создавая условия для творческого развития и саморазвития нельзя не учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому на сегодняшний день гуманистическая педагогика приобретает все  больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительных лагерей.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Алехина, Е.В. Организационно-деятельностные особенности

функционирования православного  детского лагеря/ Е.В. Алехина// человек  и общество: история и современность: межвузовский сборник научных

трудов.- Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147

2. Байбородова, Л.В.  Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

3.Буданова, Г.С. Летняя  страна детства/ Г.С. Буданова// народное образование. – 2001.- №3.- с. 26-34.

4. Лазарева, А.Г. Организация  жизни детей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева,

З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская//  воспитание школьников.-

1998.- №2.- с. 17-21.

5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.

6. Новикова, Л.И. «Воспитательное  пространство» как открытая система/

Л.И. Новикова, Соколовский  М.В.// общественные науки и современность.-

1998.- №1.- с. 132-143.

7. Сысоева, М.Е. Организация летнего  отдыха детей: учеб.- метод. пособие/

М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1999.- 176 с.

8. Сысоева, М.Е. Основы вожатского  мастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова.– М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.

9. Таран, Ю.В. Социально-педагогическая  деятельность детского

оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование.- 2004.- №3.- с.

89-94.

10. Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого  вожатого: Учебно-практическое

пособие для организаторов летнего  отдыха детей/ Т.А. Юзефавичус.- М.:

Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.


Информация о работе Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря