Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем и показать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.
Задачи исследования:
Изучение теоретического материала по проблеме исследования;
Определить особенности и функции детского оздоровительного лагеря;
Раскрыть сущность понятия «воспитательная система» и выделить основные этапы развития воспитательных систем;
Охарактеризовать некоторые воспитательные системы детского оздоровительного лагеря;
Выявить структуру воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции……………………………7
2. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития…………………………………………………………………..
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация,
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Литература……………
Содержание деятельности
К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
В 1924 г. после смерти В.И.Ленина
пионерской организации было пр
Последующие этапы развития
Еще одной системой является
воспитательная система
Воспитательная система детского православного лагеря – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди их реализующие, их деятельность и общение, отношение, жизненное пространство и пр.), составляющая целостную социально-педагогическую структуру детского православного лагеря и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания [1].
Воспитательная цель детского православного лагеря является: содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.
Церковноприходская жизнь детского православного лагеря самый важный компонент воспитательной системы. Целью в воспитательном процессе является приобщение детей к тому, что ребенок видит в Церкви: предметы церковного обихода, иконы, и пр.
Системность воспитательного процесса приводит к разрушению стереотипов – везде приходится вести себя одинаково. На этом этапе первостепенной задачей воспитателя является помощь ребенку остаться самим собой, а не начать играть одну определенную роль. Сделать это, возможно опираясь на системность педагогического воздействия.
Мероприятия, проводимые в лагере, подобраны таким образом, что бы не только доставить детям радость, но и воспитать определенное качество. Например, «Веревочный курс» - мероприятие, направленное на сплочение детского коллектива, для того, чтобы пройти тот или иной конкурс, детям необходимо проявить заботу о ближнем, иначе просто ничего не получиться.
Основные компоненты воспитательной системы детского православного лагеря тесно взаимосвязаны друг с другом: взаимодополняя и детерминируя работу друг друга, в динамики представляют собой воспитательный процесс, направленный на достижение единой воспитательной цели – содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.
Таким образом, в основе всех
рассмотренных воспитательных
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация, общение, содержание, управление
В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.
Теоретическая концепция воспит
Управление воспитательной
Функции управления воспитатель
Содержание воспитательной
Организация воспитательной системы предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.
Общение как компонент
Для любой воспитательной
Заключение
Таким образом, современные воспитательные системы детских оздоровительных лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка.
Воспитательные
системы детских
С видоизменением самих воспитательных систем изменяются и задачи, связанные с ними. Можно выделить ряд задач, которые должен ставить перед собой современный летний лагерь:
Создавая условия для творческого развития и саморазвития нельзя не учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому на сегодняшний день гуманистическая педагогика приобретает все больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительных лагерей.
Литература
функционирования
трудов.- Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
2. Байбородова, Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
3.Буданова, Г.С. Летняя
страна детства/ Г.С. Буданова/
4. Лазарева, А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева,
З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская// воспитание школьников.-
1998.- №2.- с. 17-21.
5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
6. Новикова, Л.И. «Воспитательное
пространство» как открытая
Л.И. Новикова, Соколовский М.В.// общественные науки и современность.-
1998.- №1.- с. 132-143.
7. Сысоева, М.Е. Организация
М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с.
8. Сысоева, М.Е. Основы
9. Таран, Ю.В. Социально-
оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование.- 2004.- №3.- с.
89-94.
10. Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого: Учебно-практическое
пособие для организаторов летнего отдыха детей/ Т.А. Юзефавичус.- М.:
Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.
Информация о работе Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря