Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем и показать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.
Задачи исследования:
Изучение теоретического материала по проблеме исследования;
Определить особенности и функции детского оздоровительного лагеря;
Раскрыть сущность понятия «воспитательная система» и выделить основные этапы развития воспитательных систем;
Охарактеризовать некоторые воспитательные системы детского оздоровительного лагеря;
Выявить структуру воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции……………………………7
2. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития…………………………………………………………………..
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация,
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Литература……………

Работа содержит 1 файл

Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Детский оздоровительный лагерь и его функции……………………………7

2. Воспитательная система: характеристика  основных компонентов и  этапов развития…………………………………………………………………..

3. Разнообразие воспитательных  систем детских оздоровительных лагерей….

4. Воспитательная система детского  оздоровительного лагеря: организация, 

    общение, содержание, управление……………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        В условиях динамики современных  экономических и социальных процессов  постоянно увеличивается нагрузка  на школьников, которым необходим  полноценный отдых. Проблему оздоровления  и полноценного отдыха детей  эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитания в детских оздоровительных лагерях сегодня становится всё более актуальной.

        Подписав «Конвенцию о правах  ребенка», государство законодательно  дало право ребёнку на образование  и отдых детей в специальных  учреждениях. Также государство взяло под свою опеку непривилегированные категории детей, которые получают защиту и помощь, предоставление возможности летнего отдыха.

        Детские оздоровительные лагеря  сегодня являются учреждениями  дополнительного образования. В  «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:

  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Также в этом положении  изложены организационные основы деятельности учреждения.

        Устройство и организация жизнедеятельности  в детских оздоровительных лагерях  регламентируются положением «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».

        Для раскрытия этой темы необходимо  использовать потенциал таких  наук как философия, педагогика, психология. Философия, как высший  уровень методологии является  базой для осмысления концепций воспитательных систем, а также возникающих в детских лагерях педагогических проблем. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного и др. способствуют развитию исследовательского мышления. Так же философия поможет определить мировоззренческие подходы к исследуемому вопросу.

        Общая педагогика рассматривает  основные закономерности воспитания, принципы организации воспитательного  процесса. История педагогики, в  свою очередь, даст возможность проследить развитие воспитательной системы, и выделить основные подходы к разработке проблемы воспитательной системы.

        Для раскрытия этой темы данные  психологии не менее важны.  Социальная психология изучает  закономерности социального взаимодействия, поможет проанализировать факты и события. Возрастная психология изучает особенности возраста, что не менее важно для понимания данной проблемы.

        Говоря о предыстории воспитательных  систем детского оздоровительного  лагеря, можно выделить несколько периодов в его развитии. Сначала это было скаутское движение и воспитательная система лагеря основанная на скаутизме. Скаутское движение зародилось в России в начале XX столетия. Его родоначальником был А.С. Захарченко, преподаватель Александровского юнкерского училища в Москве и В.Г. Янчевский, преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии. Следующим этапом было пионерское движение, которое возникло в 1922г. в Москве. Его первым теоретиком была Н.К. Крупская. Основой воспитательной системы детского оздоровительного лагеря в этот период была деятельность пионерской организации, а сами детские оздоровительные лагеря назывались пионерскими[7].

        В начале 90-х гг. начинает создаваться  новая гуманистическая концепция  воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности. Именно эти идеи лежат в основе деятельности современных детских оздоровительных лагерей.

       На  протяжении этих периодов в  России разрабатывались различные  воспитательные системы. В.А. Сухомлинский разработал воспитательную систему на основе гуманистической концепции, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свободу, Честь, Достоинство, Долг, Справедливость, Истинность, Добро, Красоту, Творчество.

        В.А. Караковский разрабатывал и реализовывал свою концепцию через творчество, взаимодействие с наукой. Он также выделял общечеловеческие ценности: Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

        Сам термин «воспитательная система»  был придуман Л.И. Новиковой.  Она представляла эту систему в виде целостного социального организма, функционирующего при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [6].         

        В современной педагогической науке, теории и практике «воспитательных систем» уделяется огромное внимание. Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.   

   Проблема исследования: каковы  особенности содержания воспитания, общения, управлении и организации воспитания как компонентов воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Объект исследования: детский оздоровительный лагерь и особенности его деятельности.

Предмет исследования: организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем и показать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.

Задачи исследования:

  • Изучение теоретического материала по проблеме исследования;
  • Определить особенности и функции детского оздоровительного лагеря;
  • Раскрыть сущность понятия «воспитательная система» и выделить основные этапы развития воспитательных систем;
  • Охарактеризовать некоторые воспитательные системы детского оздоровительного лагеря;
  • Выявить структуру воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Гипотеза исследования: гипотетически, мы предполагаем, что: 

  • По проблеме деятельности «воспитательных систем» имеется большой багаж научных исследований следующих авторов: В.А. Караковский, Л.И. Новикова;
  • Основными функциями детского оздоровительного лагеря являются: воспитание, обучение, оздоровление, отдых;
  • Воспитательная система детского оздоровительного лагеря предполагает наличие определенных этапов развития;
  • Существуют воспитательные системы в следующих типах детского оздоровительного лагеря: скаутский лагерь, пионерский лагерь, православный лагерь, лагерь актива, профильный лагерь;
  • Структура воспитательной системы детского оздоровительного лагеря предполагает наличие: определенной цели и субъектов, обеспечивающих реализацию этой цели, системообразующей деятельности, управления, общения.  

Методологическая  основа исследования: неопрагматизм;

Методологические  подходы исследования: системный, философско-антропологический, личностный, личностно-ориентированный;

Теоретическая основа исследования: теоретические концепции

В.А. Караковского и Л.И. Новиковой;

Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, изучение педагогических документов, анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение;

Источники: «Конвенция о правах ребёнка», «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».

     1.Детский оздоровительный лагерь и его функции

 

        Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские  оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. [8, с. 5-6]. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

  На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и  по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального  и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все  больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей  приоритетны следующие положения:

  • детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
  • в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;
  • детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.

При правильно организованной деятельности  детский оздоровительный  лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.) [8]. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.

Информация о работе Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря