Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем и показать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.
Задачи исследования:
Изучение теоретического материала по проблеме исследования;
Определить особенности и функции детского оздоровительного лагеря;
Раскрыть сущность понятия «воспитательная система» и выделить основные этапы развития воспитательных систем;
Охарактеризовать некоторые воспитательные системы детского оздоровительного лагеря;
Выявить структуру воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции……………………………7
2. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития…………………………………………………………………..
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря: организация,
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Литература……………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Детский оздоровительный лагерь и его функции……………………………7
2. Воспитательная система:
3. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей….
4. Воспитательная система
общение, содержание, управление……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В условиях динамики
Подписав «Конвенцию о правах
ребенка», государство законодательно
дало право ребёнку на
Детские оздоровительные
Также в этом положении изложены организационные основы деятельности учреждения.
Устройство и организация
Для раскрытия этой темы
Общая педагогика
Для раскрытия этой темы
Говоря о предыстории
В начале 90-х гг. начинает создаваться
новая гуманистическая
На
протяжении этих периодов в
России разрабатывались
В.А. Караковский разрабатывал и реализовывал свою концепцию через творчество, взаимодействие с наукой. Он также выделял общечеловеческие ценности: Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.
Сам термин «воспитательная
В современной педагогической науке, теории и практике «воспитательных систем» уделяется огромное внимание. Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.
Проблема исследования: каковы особенности содержания воспитания, общения, управлении и организации воспитания как компонентов воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.
Объект исследования: детский оздоровительный лагерь и особенности его деятельности.
Предмет исследования: организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем и показать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: гипотетически, мы предполагаем, что:
Методологическая основа исследования: неопрагматизм;
Методологические подходы исследования: системный, философско-антропологический, личностный, личностно-ориентированный;
Теоретическая основа исследования: теоретические концепции
В.А. Караковского и Л.И. Новиковой;
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, изучение педагогических документов, анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение;
Источники: «Конвенция о правах ребёнка», «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».
1.Детский оздоровительный лагерь и его функции
Летние каникулы для
Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. [8, с. 5-6]. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.
На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.
Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организации деятельности
детских оздоровительных
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.) [8]. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.
Информация о работе Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря