Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:59, реферат
В данной работе речь идёт об особенностях воспитания детей в условиях неполной семьи, представлены стили воспитания, и пути оказания социальной помощи и поддержки.
1. Характеристика неполной семьи. Стили воспитания.
2 Особенности характера детей из неполных семей
3. Организация социально-педагогической помощи неполной семье по воспитанию детей
Список литературы
Крайним
выражением эгоизма является эгоцентризм.
Он заключается в том, что в центр всей
жизни ребенок ставит свое индивидуальное
"Я". Так, его важной жизненной потребностью
является нахождение в центре внимания,
постоянные похвалы в его адрес, восхищение
его необыкновенными способностями. Ребенок
требует, чтобы родитель думал и заботился
только о нем, жил только для него. Такой
ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось
ему. "Семейный" (групповой) эгоизм
возникает при направленности всех помыслов
взрослых членов неполной семьи на материальное
и карьерное благополучие этой семьи при
равнодушии к интересам окружающих.
Матери
(отцу) необходимо не только увидеть
и устранить недостатки характера,
связанные с эгоизмом ребенка, но
и способствовать формированию у
него таких качеств, как альтруизм, товарищество,
забота о слабом. Потому что эти качества
препятствуют формированию эгоизма во
всех его проявлениях.
Существуют
в неполных семьях и такие недостатки
характера у детей, как недисциплинированность,
грубость, лживость, педантичность. В частности,
недисциплинированные дети - это дети,
которые постоянно привлекают к себе внимание
окружающих и доставляют им наибольшее
беспокойство. Прежде всего, надо выяснить
причины подобного нежелательного поведения.
Наиболее распространенной причиной недисциплинированности
у детей и, особенно, у подростков является
избыток энергии и неумение рационально
проявить свою инициативу. Важно сформировать
у них интерес к общественно полезной
деятельности, разумно направить проявления
их активности.
Грубые
дети - одни из тех, кто часто вызывают
конфликтную ситуацию или попадают
в нее. Часто грубость, резкость,
дерзость в достаточно сильно выраженном
виде вызываются подавлением личности
ребенка взрослым (диктаторскими
формами обращения с ребенком,
мелочной опекой, чрезмерным и неуместным
выражением нежности и т. д.). В этих случаях
грубость ребенка устраняет уважение
его достоинства, предоставление ему определенной
самостоятельности, разумная организация
его активности. Грубое поведение может
быть ответом на несправедливые действия
взрослых. В таком случае конфликт устраняется
исправлением взрослыми своей ошибки.
Ребенок может проявить грубость в состоянии
переутомления. Предохраняет от этого
явления правильно организованный режим
труда и отдыха.
Лживость
детей вызвана разными
Педантичные
дети - чрезвычайно добросовестны. Они
стараются делать все очень тщательно,
аккуратно и точно. Чувство излишне
повышенной ответственности, стремление
выполнить все поручения предельно правильно
нередко вызывают у этих людей неуверенность
в себе. Особенности личности педантов
в неблагоприятных для них условиях могут
приводить к трудностям в общении. Для
ликвидации подобного состояния надо
приучать педантов к дисциплине, воспитать
у них силу воли, позволяющую не погружаться
бесконечно в свои сомнения, а переходить
своевременно к следующим действиям или
мыслям.
На
наш взгляд, важно затронуть
Психологи
особое внимание обращают на повышенную
уязвимость мальчиков в неполной семье
и наличие у них дополнительных причин
для тревожности. В связи с отсутствием
мужского эталона (если мальчик остался
с матерью) идентификации одинокая мать
пытается компенсировать сыну этот недостаток
изменением своей роли. Однако эта смена
стратегии отношений с сыном приводит
к драматическим результатам: женщина
не в состоянии совмещать материнскую
любовь, терпимость и теплоту с отцовской
функцией, основанной на мужской строгости,
требовательности и авторитарности. В
результате мальчик лишается не только
отца, но и частично матери. Эмоциональное
состояние мальчиков более низкое, чем
девочек и связанно с ощущением личностной
изоляции. Мальчики чаще испытывают чувство
одиночества и трудности в общении. У детей
из неполных семей уход родителей связан
с представлениями о предательстве, отсутствием
любви и собственной значимости.
В
неполных семьях в процессе воспитания,
в характере ребенка могут сформироваться
устойчивые отрицательные формы поведения.
Поэтому воспитывающему родителю, необходимо
иметь представление о недостатках характера,
которые могут возникнуть в результате
использования неправильного стиля воспитания,
для того, чтобы своевременно их заметить
и постараться исправить. Но все же желательно
не допускать их появления, потому что
исправить недостатки очень трудно.
3.
Организация социально-педагогической
помощи неполной семье
по воспитанию детей
В
процессе изучения теоретического аспекта
социально-педагогической помощи неполной
семье в воспитании ребенка, мы выяснили,
что целью данного вида поддержки "является
оказание помощи ребенку в процессе его
социализации и создание условий для его
самореализации в обществе". Для достижения
поставленной цели специалисту, осуществляемому
социально-педагогическую работу с неполными
семьями необходимо:
-
осуществлять деятельность по
изучению личности ребенка и
окружающих его людей,
-
прогнозировать развитие
-
организовывать взаимодействие
всех членов неполной семьи
на основе диалога;
-
помочь исправить ошибки
-
помочь матери и ребенку из
неполной семьи найти и реализовать себя;
-
информировать о возможных
-
оказать помощь в сфере
-
формировать нравственно-
Таким
образом, специалист, работающий с неполными
семьями, информирует ее о важности и возможных
способах взаимодействия родителей и
детей, рассказывает о развитии ребенка,
дает педагогические советы по воспитанию
детей; консультирует по вопросам семейного
законодательства, по вопросам межличностного
взаимодействия в неполной семье, информирует
о существующих методах воспитания; разъясняет
матери (отцу) способы создания условий,
необходимых для нормального развития
и воспитания ребенка в неполной семье;
защищает права ребенка в случае, когда
приходится сталкиваться с полной деградацией
личности матери (отца) и вытекающими из
этого проблемами неустроенности быта,
отсутствия внимания, человеческого отношения
к ребенку.
Объектом
воздействия в неполной семье
может быть ребенок, взрослые члены
семьи и сама неполная семья, в целом, как
коллектив. Деятельность специалиста,
осуществляющего социально-педагогическую
работу с неполной семьей, как и с полной,
включает три основных составляющих социально-педагогической
помощи: образовательную, психологическую,
посредническую. Последовательно рассмотрим
каждую из составляющих.
Образовательная
составляющая включает в себя два
направления деятельности социального
педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение
возникающих семейных проблем и формирование
педагогической культуры родителей. Помощь
в воспитании проводится социальным педагогом,
в первую очередь, с родителями - путем
их консультирования, а также с ребенком
посредством создания специальных воспитательных
ситуаций для решения задачи своевременной
помощи семье в целях ее укрепления.
Психологическая
составляющая социально-педагогической
помощи включает в себя также два
компонента: социально-психологическую
поддержку и коррекцию. Поддержка
направлена на создание благоприятного
климата в семье чаще всего в период кратковременного
кризиса. Коррекция межличностных отношений
происходит, в основном, когда в семье
существует психическое насилие над ребенком,
приводящее к нарушению его нервно-психического
и физического состояния. К такому виду
насилия относится запугивание, оскорбление
ребенка, унижение его чести и достоинства,
нарушение доверия.
В
процессе реализации образовательного
и компонентов социально-педагогической
помощи специалист, осуществляющий работу
с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные
формы работы. Среди краткосрочных форм
выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную
модели взаимодействия. Кризисинтервентная
модель работы с неполной семьей предполагает
оказание помощи непосредственно в кризисной
ситуации, которые могут быть обусловлены
изменениями в естественном жизненном
цикле неполной семьи или случайными травмирующими
обстоятельствами.
Например,
такие неблагоприятные периоды
сопряжены с возрастными
При
кризисинтервентной модели работы используется
непосредственная эмоциональная поддержка
семьи, для того, чтобы смягчить воздействие
стрессового события и мобилизовать усилия
семьи на преодоление кризиса; образовательная
помощь, заключающаяся в предоставлении
информации по этапам выхода из кризиса
и перспектив неполной семьи, подкрепляется
документальными фактами. Эффект психологической
поддержки достигается в индивидуальных
беседах. Кроме того, неполная семья может
быть вовлечена в программу семейной терапии
и обучающих тренингов, целью которых
является улучшение общения между членами
неполной семьи и решение скрытых проблем
которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Проблемно-
Долгосрочные
формы работы требуют продолжительного
общения с клиентом (от 4 месяцев
и более) и обычно основаны на психосоциальном
подходе. Основные задачи психосоциального
подхода состоят в том, чтобы либо изменить
данную семейную систему, адаптируя ее
к выполнению своей специфической функции,
либо изменить ситуацию - другие общественные
системы, либо воздействовать на то и другое
одновременно.
В
условиях низкой мотивации обращения
неполных семей за социально-педагогической,
психологической помощью необходимо применение
такой формы работы как патронаж. Патронаж
- одна из форм работы, специалиста работающего
с семьей, представляющая собой посещение
неполной семьи на дому с диагностическими,
контрольными, адаптационно-реабилитационными
целями, позволяющая установить и поддержать
длительные связи с неполной семьей, своевременно
выявлять ее проблемные ситуации, оказывая
незамедлительную помощь. Патронаж дает
возможность наблюдать неполную семью
в ее естественных условиях, что позволить
получить больше информации.
Проведение
патронажа требует соблюдение ряда
этических принципов: принципа самоопределения
неполной семьи, добровольности принятия
помощи, конфиденциальность, поэтому следует
информировать неполную семью о предстоящем
визите и его целях. Патронажи могут быть
единичными или регулярными в зависимости
от выбранной стратегии работы с данной
неполной семьей. Например, неоднократно
посещаются неполные семьи, воспитывающие
детей-инвалидов первого года жизни, с
целью помочь преодолеть психотравмирующую
ситуацию рождения больного ребенка, своевременно
разрешить ряд социально-правовых вопросов
(оформление инвалидности), освоить необходимые
навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные
патронажи необходимы в отношении асоциальных
неполных семей, что позволяет своевременно
выявлять и противодействовать возникающим
кризисным ситуациям [20].
Наряду
с патронажем следует выделить консультационные
беседы как одну из форм работы с неполной
семьей. Работая с неполной семьей, можно
использовать наиболее распространенные
приемы консультирования: эмоциональное
заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги
и пр. При этом консультационная беседа
может быть наполнена различным содержанием
и выполнять различные задачи - образовательные,
психологические, психолого-педагогические.
Если неполная семья не является инициатором
взаимодействия со специалистом, консультирование
может проводиться в завуалированной
форме. Конечная цель консультационной
работы - с помощью специально организованного
процесса общения актуализировать внутренние
ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную
культуру и активность, откорректировать
отношение к ребенку.
Информация о работе Особенности воспитания детей в неполных семьях