Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

Содержание

Введение

Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

1.1 Определение понятия «задержка психического развития» и психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

1.2 Внимание как психологический процесс

1.3 Развитие внимания в онтогенезе

1.4 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет

Им. В.П. Астафьева 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

Психология  детей с ЗПР  

     " Особенности развития внимания

       у детей ЗПР" 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Студентка II курса ИСП

                  Специальность:: «Олигофренопедагогика»

                  Афанасьева  Е.А. 

                  Проверила: Весельева  И.П. 
                   
                   
                   
                   
                   

Красноярск 2011 г.  

     Содержание 

Введение

 Анализ  общей и специальной литературы  по проблеме исследования у  детей с задержкой психического  развития дошкольного возраста

1.1 Определение  понятия «задержка психического развития» и психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

1.2 Внимание  как психологический процесс

1.3 Развитие  внимания в онтогенезе

1.4 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Заключение

Список  использованной литературы 

 

      Введение 

     Актуальность исследования

     В последние годы заметно увеличилось  число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной  психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

     Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

     Особенности познавательной сферы детей с  ЗПР освещены в психологической  литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

 

       Анализ теоретико-методологической литературы по данной проблеме изучения 

      
    1. Определение понятия «задержка  психического развития»  и психолого-педагогическая характеристика детей
 

     Большую часть контингента детей с  трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.

       Под термином «задержка психического развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.

     В рамках психолого–педагогического  подхода накоплен достаточно большой  материал, свидетельствующий о специфических  особенностях детей с задержкой  психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых.

     Развитие  психики ребенка в отечественной  и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, подчиненный  взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого–педагогических факторов.

     Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

     Явное отставание детей с ЗПР от нормально  развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется  недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.

     Психологи отмечают характерные для этих детей  слабость волевых процессов, эмоциональную  неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.

     У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер).

     Измененная  динамика формирования самосознания проявляется  у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми  и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в  деятельности и поведении (Г.В. Грибанова).

     В качестве других возможных причин ЗПР  детей может выступать педагогическая запущенность. Категория педагогически  запущенных детей также неоднородна. Запущенность может быть обусловлена  разными конкретными причинами  и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную работу отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, работу Л.С. Славиной и др.

     В связи с появлением в системе  общеобразовательных и специальных  школ средних и старших классов  для детей с ЗПР возникает  необходимость изучения особенностей подросткового возраста. Так, на основании проведенных исследований (К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова) выделяют две группы подростков с ЗПР, каждая из которых имеет свою специфику: подростки с ЗПР без отклонений в поведении; подростки с ЗПР с отклонениями в поведении.

       В социально-психологических исследованиях (B.C. Шаумаров, Л.В. Шибаева) проводилось кросс-культурное изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.

     Рассмотренные направления изучения ЗПР исследуют  проблему с различных точек зрения. Тем не менее интеграция подходов в значительной степени обогатила бы содержание системного исследования проблемы, а значит и определила бы перспективы ее решения для теории и практики специальной психологии и педагогики. К тому же в рамках интегральной оценки ЗПР нашла бы свое воплощение идея о распределении приоритетов (биологических и социальных) в формировании ЗПР.

     Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и для последующей  оценки психологической адаптации  и динамики интеллектуального развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого статуса.

     Меньше  исследовался в науке феномен  ЗПР как особый тип психического развития, с характерной незрелостью  отдельных психических и психомоторных  функций или психики в целом, формирующийся под влиянием биологических и социально-психологических факторов.

     Важной  задачей в разработке проблемы ЗПР  является познание ее причинно-следственных связей. Понятия «фактор» и «причина»  неоднозначны. Никакой изолированный  фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору (Г.Е. Сухарева). Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.

     После анализа множественности подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма  ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

     1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

     2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

     3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

     4) социальная депривация, препятствующая  своевременному психическому развитию.

     Из  приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.

     Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.

     В рамках традиционного медицинского подхода к изучению детей с  ЗПР приоритет отдается обычно биологическим  факторам, формирующим названное состояние (Г.К. Ушаков, М.И. Буянов, Г.Е. Сухарева и др.). Вместе с тем роль социальных условий также отражена в описании отдельных форм ЗПР (В.В. Ковалев).

     Информация, полученная на основе анализа биологической  предрасположенности к ЗПР, может  лишь на одном уровне объяснить природу  и определить динамику изучаемого явления. Возникают вполне определенные требования к анализу социально-психологических причин ЗПР. Недопустимо арифметическое, механическое сложение имеющейся информации о ЗПР на уровне социальных и биологических факторов. Необходим комплексный анализ действия психологических и социальных факторов. Известно, что соотношение социальных Н биологических факторов в формировании ЗПР меняется в зависимости от возраста ребенка. В благоприятных условиях развитие ребенка, обусловленное неблагоприятным воздействием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное еще и социальными факторами, регрессирует. Можно выделить следующие группы социально-психологических факторов:

Информация о работе Особенности внимания у детей с задержкой психического развития