Особенности развития и формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта?

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Работа содержит 1 файл

Особенности развития и формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте.docx

— 31.29 Кб (Скачать)

Особенности развития и формирования творческих способностей в младшем  школьном возрасте

оценить статью

  • Currently 5.00/5

 

 

Разделы

Психология школьника 

 

 

 

 

 

 Особенности развития и формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте.

Что же такое одаренность  в младшем школьном возрасте? Как  определить проблески ли это будущего таланта?

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному  выполнению этой важной жизненной функции  благоприятствуют характерные способности  детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое  отношение ко многому из того, с  чем они сталкиваются. У младших  школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей  положительной стороной, и это  неповторимое своеобразие данного  возраста.

Некоторые из особенностей младших  школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость  к окружающим воздействиям, расположенность  к усвоению очень важная сторона  интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить  действительное значение проявляемых  в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть  их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных  успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких  детей, нужно, прежде всего, знать и  учитывать возрастные особенности  детской психики. Стремительный  подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.

Детство - неповторимая по своим  возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно  сказать прежде всего, а именно - о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы.

Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда  даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает  детскую впечатлительность, живость  восприятия. С годами нервная система  крепнет в разной степени у  разных детей - а вместе с тем и  снижается детская непосредственная восприимчивость. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых  ценных особенностей детской психики. .

Но не только свойства нервной  системы - вся душевная организация  у детей во многом иная, чем у  взрослых. Это очень важно.

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад” свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей.

О том, как это проявляется  в ту пору детской жизни, когда  происходит освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до пяти». Но вот  что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству - особое состояние  детской психики, позволяющее успешно  овладевать формами языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок  первые годы жизни находился в  глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом благоприятном  речевом окружении - развитие речи крайне затрудняется.

Казалось бы, ведь ребенок  стал старше, «умнее», так и трудностей в освоении языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и причина в том, что  уже прошел, оказался упущенным тот  период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность  запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах  памяти. Для детей  младшего школьного возраста велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

Потребность поделиться, снова  оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют  многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими  к занятиям по этому предмету (как  известно, не во всех школа в нашей  стране иностранный язык начинают изучать  в начальной школе). Оказалось, что  превосходство подростков в уровне умственного развития и нервной  выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они  гораздо охотнее пробуют применять  новую лексику и не освоенную  еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в  словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических “тормозов” подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку  вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности.

Переход от одного возрастного  периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических  свойств, но и их подлинное преобразование - затухание, прекращение действия одних  особенностей и возникновение новых.

В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают  своеобразные состояния психики, когда  обнаруживаются особые возможности  для проявления и установления тех  или иных сторон интеллекта. Можно  говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом  предпосылки развития.

Каждой ступени детства  присуща своя и для последующих  возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному  росту. С точки зрения предпосылок  развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков «вклад»  тех или иных возрастных свойств  в формирование способностей, следует  иметь в виду, что возрастные особенности  не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При  этом у каждого ребенка - по- своему, в той или другой степени.

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито  из тех свойств, которые выступают  в различные периоды детства,- и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного  развития - неравномерен: наблюдения ряда психологов (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В. В. Клименко, Н. Лейтеса) за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные «взлеты» или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития.

Что касается творческих способностей как неотъемлемого качества одаренного ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям  интеллектуальной инициативы. Например, ребенок выполняет тест словаря. И вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед, молоток, книга. Но если вдобавок к этому  ребенок еще и пытается как-то связать друг с другом объясняемые  слова, хотя это от него и не требуется (например: молоток - вид инструмента, которым наносят удары по разным материалам и деталям; его можно  использовать при ремонте велосипеда; книга - вид учебного пособия; из нее  можно узнать как с помощью молотка отремонтировать велосипед, и т. д.), значит, этот ребенок с неординарным мышлением и воображением.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены  определения творческих видов деятельности.

Познание — образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания. 

Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях. 

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие  «творческая деятельность младших  школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Познавательная мотивация  творчества младшего школьника проявляется  в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто  в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению  к новому, неизвестному, расширяется  и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что  уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого  начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Таблица 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

Психолого-педагогические особенности  младшего школьного возраста

Ведущая деятельность

Новообразования младшего школьного  возраста

►   в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;

►   в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);

►   ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;

►   взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;

►   преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия.

 

Ведущая деятельность — учебная. Она  поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

Новообразования:

1. формирование теоретического  мышления;

2. рефлексия как осознание своих  собственных изменений;

3. способность к планированию. 

Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание  и произвольность. Так, память приобретает  ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов.


Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого  ребенка часто сопровождается проявлением  оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

Информация о работе Особенности развития и формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте