Особенности разработки сценария литературно- музыкальной композиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Композитор, написав ноты, создает само музыкальное произведение, даже ни разу не сыграв его, так и режиссер, написав детальный «нотный» сценарий, может и не ставить его, не запечатлевать на фотографической пленке, между тем как само художественное произведение уже будет создано. Придут другие исполнители, они поставят задуманное, воплощенное на бумаге художественное произведение, как и музыкант, воспроизводящий композиции Бетховена или Моцарта.

Содержание

Введение………………………………………………………...3
2. Сценарий………………………………………………………… 4
3. Разработка сценарного плана…………………………………...7
4. Литературно-музыкальная композиция…………………...........8
5.Заключение………………………………………………………...13
6. Список используемой литературы……………………………...14

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.45 Кб (Скачать)

     Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное 

                  Учреждение Высшего Профессионального Образования                                            

          «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»

   Факультет социально-культурной и информационной деятельности

                     Кафедра социально-культурной деятельности                            

 

             Реферат

 

                По дисциплине  сценарно- режиссерские основы

 

         На тему: Особенности разработки сценария литературно-  

 

                               музыкальной композиции.

 

                                                                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                           Титова Вероника

                                                                                                     Студентка группы 221

                                                                             Проверила: Шереметьева                              Марина Анатольевна

 

 

 

 

Хабаровск

 

 

                                                  

                                                 План:

  1. Введение………………………………………………………...3

     2. Сценарий…………………………………………………………  4

     3. Разработка  сценарного плана…………………………………...7

     4. Литературно-музыкальная  композиция…………………...........8

     5.Заключение………………………………………………………...13

     6. Список используемой литературы……………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Композитор, написав ноты, создает само музыкальное произведение, даже ни разу не сыграв его, так и режиссер, написав детальный «нотный» сценарий, может и не ставить его, не запечатлевать на фотографической пленке, между тем как само художественное произведение уже будет создано. Придут другие исполнители, они поставят задуманное, воплощенное на бумаге художественное произведение, как и музыкант, воспроизводящий композиции Бетховена или Моцарта.

Сценарий любого представления (праздника) - это его литературная основа (пьеса). В основе зрелищного искусства лежит действие. Любое действие имеет свою логику развития, начало и конец. Следовательно, сценарий - это драматургическая основа будущего представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сценарий.

 

Написание сценария - один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Сценарий - литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Сценарий - итог сложных, напряженных  поисков автора, в которых тесно  взаимодействуют два момента: изучение журналистом действительности и  мысленное воплощение ее в будущее  экранное произведение.

Сценарий - это предварительный  этап творческой обработки  изученного публицистом жизненного материала, предусматривающий возможность  воссоздания замысла с помощью  драматургических, пластических, монтажных  и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий - это литературное произведение особого рода, это описание будущего экранного произведения.

Понятие «сценарий» существует с давних времен. Сценарием называли план, конспект драматического произведения, который представлял собой краткое  описание действия и порядок следования сцен. И само слово «сценарий» возникло от театрального понятия «сценариус» - так называли человека за сценой, указывающего актерам, когда им выходить на сцену  и с какой стороны кулис, а  также следящего за своевременным  вступлением в действие всевозможных сценических эффектов.

Драматургические особенности  сценария:

Завязка - часть произведения, в которой дается описание событий, обозначается конфликт.

Экспозиция - развивается  конфликт и происходит основное действие, раскрывается характеристика персонажей.

Кульминация - конфликт доходит  до наивысшей точки, сходятся все  сюжетные линии.

Развязка - разрешается конфликт, окончательно раскрываются характеристики персонажей, обеспечивается финал произведения

 

 

 

Виды сценариев:

Условно сценарии можно разделить  на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные. Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой:

-логическую последовательность  материла,

-организационные моменты  подготовки мероприятия,

-предполагаемый отбор  выразительных средств.

Сценарные планы пишутся  к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые  формы.

В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал с искусством. Тема является основным стержнем.

Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство.

Залогом успеха театрализованного  представления является удачно найденный  драматургический ход - единый образный прием, на который «нанизываются» все эпизоды сценария.

Работа над сценарием  может происходить следующим  образом.

1. В коллективе подмечен  и обсуждается реальный жизненный  факт или событие, которое волнует  многих и может стать основой  для разработки темы сценария.

2. Выясняется причина  данного события.

3. Ведется сбор фактов, свидетельствующих о значимости  события для зрителей.

4. Определяются тема, идея  и сверхзадача сценария.

Идея представляет собой  главную авторскую мысль; вывод, который следует из изображаемого  круга явлений. При достаточной  авторской убедительности он должен быть сделан зрителями после просмотра  представления.

Сверхзадача - это конечная художественно-педагогическая цель театрализованного представления.

5. Решается жанровая принадлежность  сценария, определяющая художественно-творческий  поиск авторов (сатира, юмор, фарс, фантастика и т.д.).

6. Разрабатывается конфликт (содержание противодействия, формы  его выражения, противоборствующие  силы).

7. Определяется содержание  отдельных эпизодов.

8. Происходит синтез фактического  и художественного материалов, ведется  поиск средств художественной  выразительности (слово, пластика, музыка, техника и др.).

9. Осуществляется расстановка  эпизодов в соответствии с  законами композиции, с учетом  нарастания зрительского интереса  к развитию конфликта (завязка,  развитие действия, кульминация  и т.д.).

10. Ведется литературная  обработка текста сценария.

11. Проводится проверка  сценария «на первого зрителя»  и осуществляется его корректировка.

Любое массовое зрелище или  камерная программа, эстрадное представление  или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором  в образной художественной форме  находят отражение глубоко осмысленные  автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые  явления социальной и частной  жизни человека и общества.

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий  смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его  отдельные структурные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного  построения.

Зачастую замысел понимается в двух смыслах: во-первых, «как задуманный план действий или деятельности, намерение» и, во-вторых, как «идея, основная мысль  художественного произведения». Если в первом случае понятие «замысел» трактуется широко, применительно к социально-бытовым процессам, к примеру, «хранить свои замыслы в тайне - старинная полководческая традиция», «Он понял ее замыслы» и т.п., то во втором случае понятие «замысел» тесно связано с творческим процессом работы над каким-либо произведением художника, поэта, писателя, музыканта, драматурга, сценариста.

В другом источнике замысел  определяется, как «нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности»  и как «задуманное автором  построение произведения художественного  или научного».

Таким образом, замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.

Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы  как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в  замысле найдут отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция.

 

 

2. Разработка сценарного  плана.

Для того чтобы верно построить  композицию сценария, необходимо соблюдать  некоторые обязательные требования.

В сценарии нужна экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии программы, обычно перерастает в  завязку, они неотделимы друг от друга. Экспозиции должны быть предельно четкими  и лаконичными. Они несут большую  психологическую нагрузку, так как  собирают внимание зрителя, готовят  его к восприятию действия, настраивают  на определенный лад.  Своеобразной экспозицией служат реклама и  выставки, организованные по программе. Поэтому нельзя пренебрегать такими мелочами, как форма и содержание афиш и пригласительных билетов. Сообщение в них фамилий выступающих, раскрытие темы их выступлений - все  это подготавливает восприятие зрителя, является своеобразной экспозицией, так  как вводит зрителя в тему программы. Экспозициями-завязками могут стать  стихотворения, сцены из пьес, кинофрагменты, песни, театрализованные шествия, выходы ведущих, выставки и т. д.

Следующая часть композиции -основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых разрешается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим основным закономерностям.

1. Строгая логичность  построения и. развития темы. Каждый  эпизод сценария должен быть  логически обусловлен, связан смысловыми  мостиками с предыдущим и последующим.

2, Нарастание действия. Заданное  экспозицией-завязкой действие развивается  по нарастающей линии к кульминации  и развязке. Нельзя идти от  эмоционально более сильных к более слабым эпизодам. Едва ли стоит, например, вначале стремиться привлечь сидящих, в зале к массовому активному пению, каким-то коллективным действиям, потому что соучастие - это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно подвести, психологически подготовить зрителей, после подобного приема трудно найти нечто более сильное. Самое главное здесь - показ борьбы, развивающейся с переменным успехом для борющихся сторон.

3. Законченность каждого  эпизода, Сценарий всегда состоит  из отдельных эпизодов. Каждый  из них обладает внутренней  логикой построения и должен  быть обязательно закончен, прежде  чем начинается другой. В миниатюре  каждый эпизод должен повторить  весь сценарий, иметь все составные  моменты (начало, середину и конец), законченную композицию.

Развитие действия подводит к кульминации, т. е. к его наивысшей  точке, переломному моменту в  драматической борьбе, сильнейшему  эмоциональному воздействию.

 

 

 

3.Литературно-музыкальная  композиция.

Литературно-музыкальная  композиция рассчитана не на одного, а  на многих и разного плана актеров  и исполнителей, а часто в ней  принимает участие и несколько  художественных коллективов. В современной  литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности  современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную  композицию как сложившийся вид  театрализованного представления  можно лишь при сравнении, сопоставлении  с другими видами и разновидностями  явлений данного рода.

Есть принципиальная разница  между агитационно-художественными  представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества.

Информация о работе Особенности разработки сценария литературно- музыкальной композиции