Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей,
особенностей работы практического психолога с ними.
Задачи нашего исследования:
1. Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и
адаптации талантливых детей в социальной среде;
2. Диагностировать уровень творческой одаренности подростков , выявить
наиболее талантливых из них.
3. Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные
характеристики.

Содержание

Введение................................с.3


Глава 1. Психология одаренности......................с.5
1. Из
истории исследования проблем одаренности........с.5 2.
Творческая одаренность в развитии познавательных
структур..............................с.6
2.1. Общая
характеристика одаренности..........с.6
2.2. Концепция
психологической структуры одаренности Матюшкина
А.М......................с.8
2.3. Возрастные особенности
одаренности........с.10
2.4. Проблемы диагностики и
развития высоко одаренных и талантливых детей..................с.13
Глава 2. Изучение интеллектуальных и психологических особенностей
одаренности подростков ......................с.16 1.
Особенности развития творческого мышления
подростков............................с.16
2. Соотношение вербального и невербального компонентов в
структуре мышления подростка..............с.19

3. Изучение личностных особенностей учащихся......с.20

4. Исследование тревожности по методике Нюттена......с.21
5. Исследование познавательной активности одаренных детей по
методике СОНА ....................с.21
Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными
детьми учителями в условиях инновационного образовательного учреждения
..........................с.24
1. Программа работы практического психолога с одаренной
молодежью (по Матюшкину А.М.)............с.24
2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных
детей»...........................с.26
3. Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными
детьми.......................с.36
Заключение............................с.36
Литература.............................с.38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с

привлечением обширного  вспомогательного материала и оборудования. Детям

предоставлена возможность  диктовать, иллюстрировать, оформлять  в виде книг

свои собственные сочинения.

Учебный процесс в свободном  классе представляет из себя некую  комбинацию

свободной деятельности ребенка  и занятий чтением, математикой,

естествознанием, музыкой  и т.д.

     2. Модель «Три  вида обогащения учебной программы»  Рензулли отвергает

тезис о том, что потенциальные  возможности одаренных детей  могут быть

реализованы путем простой  интенсификации усвоения того же самого материала,

который рассчитан на детей  со средними способностями. Программа  ориентирована

на достижение 2 основных целей:

учебная программа позволяет  учащимся посвящать большую часть  времени тем

видам деятельности, которые  представляют для них наибольший интерес.

Основная задача учителя  состоит в том, чтобы помочь каждому  учащемуся ставить

перед собой посильные  задачи, отвечающие его интересам, и  овладевать методами

и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

Рензулли охарактеризовал  занятия по «обогащенной методике обучения»  как

«выходящие за рамки установленной  учебной программы и опережающие  ее».

     3.Модель «Таксономия  целей обучения» Блума. Таксономия  целей обучения

ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей.

Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально  возможными

результатами, учителя могут  определить типы заданий и дополнительные цели для

включения в свой учебный  план.

Таксономия является эффективным  инструментом для анализа влияния  обучения на

развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению  задач.

     Рекомендации  учителям, работающим с одаренными  детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с

высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его

самостоятельную работу с  материалом. Учителю-предметнику  в  работе

необходимо:

1.       Составить  план занятий с ребенком, учитывая  тематику его

самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно -

научные, музыкальные и  т.д.), психические особенности ребенка .

2.       Определить  темы консультаций по наиболее  сложным и запутанным вопросам.

3.       Выбрать  форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за

определенные промежутки времени.

4.       Ребенку  предоставить: 1. название темы.

2.       план  изучения темы

3.       основные  вопросы

4.       понятия  и термины, которые он должен  усвоить

5.       практические  работы

6.       список  необходимой литературы

7.       формы  контроля

8.       задания  для самопроверки

5.       Для  анализа результатов работы оформить  таблицу:

1.       предмет

2.       дата  и время консультаций

3.       главные  рассматриваемые вопросы

4.       время  работы с темой по программе

5.       фактическое  затраченное время

6.       дополнительные  вопросы, не предусмотренные программой

7.       невыясненные  вопросы

8.       причины  отклонений от сроков.

6.  Учителю необходимо  быть доброжелательным и чутким, учитывать

психологические особенности  ребенка, поощрять его творческое и  продуктивное

мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

    

Заключение.

 

В современном мире очень  актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза,

формирования, обучения и  развития одаренных и талантливых  детей. Правильное

построение взаимоотношений  одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему

наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в

этом возрасте формируется  самосознание, нравственные убеждения,

мировоззрение, интересы. Очень  важно создать благоприятную  психологическую

обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению  разрыва между

интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может

вестись в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка,

формирования адекватного  самовосприятия, помощь в адаптации  ребенка в

окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками

и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку  правильно

организовать учебную  деятельность:

Сегодня  создаются  специальные  программы  для  работы  с  одаренными

детьми,  школы  во  многих  странах  перестраиваются  в  сторону

дифференцированного  обучения. Наиболее известные программы работы с

одаренными детьми :методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа

С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, «Свободный класс» Гилфорда,

«Три вида обогащения учебной  программы» Рензулли и «Таксономия  целей

обучения» Блума.

Нами в изучении одаренности  подростков были опробованы тесты

психодиагностики творческого  мышления Туник Е.Е. (модифицированные тесты

Гилфорда и Торренса), тест структуры интеллекта Р.Амтхауера, методика СОНА

(спонтанное описание нерегламентированной  активности) для исследования

познавательной активности одаренных детей, а также для  изучения личностных

особенностей и эмоционального состояния подростков использовалась методика

Нюттена «Незаконченные предложения» и психогеометрический тест.

В целом показатели креативности мышления в изучаемой группе подростков

оказались достаточно высоки: более 280 баллов по тестам набрали 6 детей,

более 250 – 2 человека, более 200 – 6 подростков.

Результаты  исследования  творческого  мышления  по  тестам  Туник  Е.Е.

хорошо  кореллируют  с  выявленными  психогеометрическими  типами

подростков:  учащиеся,  выбравшие  основной  формой  зигзаг  (символ

креативности),  показали  высокие  результаты  в  тестах  Туник  Е.Е

Тест структуры интеллекта Р.Амтхауера использовался для  исследования уровня

умственного  развития  индивидуальной  структуры  интеллекта особо одаренных

учащихся. Изучаемые подростки  набрали общий балл по тесту более 105 и попали

в категорию с высоким  умственным развитием.

Кроме того, для изучения познавательных процессов одаренных  детей

использовалась методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной

активности). Уже одно перечисление занятий дает достаточное представление  о

широте интересов подростков. Эти результаты являются типичными  для одаренного

ребенка в том случае, когда  прогноз развития достаточно благоприятен. Тот

факт,  что  в  перечне  нет  общения  с  друзьями,  вполне  отражает

реальную  жизнь одаренных  детей.

Изучение тревожности  подростков показало, что высокой  тревожностью  обладают

дети  с  нестандартным  креативным  мышлением . Особенно  ярко  проявляются

межличностная  и  учебная  тревожность.  У  некоторых  детей  это  выражается

в  трудностях  в  общении  со  сверстниками  и  неуспешном  школьном

обучении.

Итак, мы провели только первый этап работы практического психолога  – это

выявление одаренных детей, их слабых и сильных сторон как  в структуре

интеллектуальной деятельности, так и в личной, эмоционально-волевой  сфере и

сфере общения.

Проблема изучения одаренности  требует дальнейшей разработки.

    

Литература:

 

1.        Азарова  Л.Н. Как  развивать  творческую  индивидуальность  младших

школьников. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №4.- с.83.

2.        Алексеев  А.А., Громов Л.А. Психогеометрия  для менеджеров.Ленинград,

1991.

3.        Амтхауер  Р. Тест  структуры  интеллекта. Обнинск, изд-во «Принтер»,

1993.

4.        Богоявленская  Д.Б. Интеллектуальная активность  как проблема

творчества.  Ростов н/Д., 1983.

5.        Богоявленская  Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая  работа – просто

устойчивое  словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

6.        Брушлинский  А.В. Мышление и прогнозирование.  М., 1979.

7.        Брюно   Ж. и др. Одаренные  дети:  психолого-педагогические

исследования  и  практика. // Психологический  журнал. – 1995.- №4.- с.73.

8.        Варламова  Е.П. Принцип  рефлексивных  контрастов  в  развитии

творческой  уникальности  человека. // Журнал  практического  психолога.-

1998.- №3.- с.48.

9.        Гончаров  В.С. Сборник  раздаточного  дидактического  материала  по

педагогической  психологии. Курган, 1998.- 40 с.

10.     Грязева   В.Г., Петровский  В.А. Одаренные   дети:  экология

творчества. – Москва-Челябябинск:  ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

11.     Гурова Л.Л.  Психологический анализ решения  задач. Воронеж, 1976.

12.     Лосева А.А.  Работа  практического  психолога   с  одаренными  детьми

подросткового  возраста. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №3.-

с84.

13.     Матюшкин  А.М. Концепция  творческой  одаренности. // Вопр.

психологии. -  1989. - №6. –  с.29-33.

14.     Матюшкин  А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

15.     Матюшкин  А.М. Проблемные ситуации в  мышлении и обучении. М., 1972.

16.     Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями  не  рождаются:  Общество  и

способности  человека:  Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.-

160 с.

17.     Одаренные  дети. Пер. с англ./ Под общ. ред.  Бурменской Г.В., Слуцкого

В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

18.     Пономарев  Я.А. Психология творчества. М., 1976.

19.     Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

20.     Степанов  С.С. Диагностика  интеллекта  методом  рисуночного

теста.М.,1997.

21.     Теплов Б.М.  Избранные  труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

22.     Туник Е.Е.  Психодиагностика  творческого   мышления.  Креативные

тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

23.     Чистякова  Г.Д. Развитие саморегуляции понимания  в школьном возрасте.

// Вопр. психологии. - 1988. - №4.

24.     Чистякова  Г.Д. Творческая  одаренность   в  развитии  познавательных

структур. // Вопр.  психологии. – 1991.- №6.- с.103.

25.     Шумакова  Н.Б. и др. Исследование  творческой  одаренности  с

использованием  тестов  П.Торренса  у  младших  школьников. // Вопр.

психологии. – 1991.- №1.- с.27.

26.     Шумакова  Н.Б. Междисциплинарный  подход  к  обучению  одаренных

детей. // Вопр.  психологии. - 1996.- №3.- с.34.

27.     Щебланова  Е.И. и др. Идентификация  одаренных   учащихся  как  первый

этап  лонгитюдного  исследования  развития  одаренности. // Вопр.

психологии. - 1996.- №1.- с.97.

28.     Юркевич В.С.  Проблема диагноза  и  прогноза  одаренности  в  работе

практического  психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.


Информация о работе Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения