Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.
- Подобрать мониторинг исследования детских страхов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….…4
Глава I. Теоретический анализ проблемы…………………………….…...6
1.1. Понятие страх в психолого-педагогической литературе…….….…..6
1.2. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста……………15
1.3. Технология профилактики и коррекции детских страхов…………..20
Выводы по первой главе……………………………………………...……25
Глава II. Анализ состояния проблемы в практике………………….........27
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….27
2.2. Педагогические рекомендации……………………………………….37
Выводы по второй главе…………………………………………………...39
Заключение…………………………………………………………….……40
Список литературы…………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

 

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Таблица 3

Исследование  страхов с помощью рисунков.

 

Не нарисовали

Нарисовали

страх

страх

30%

70%


 

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов  детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В  рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны,  не говоря уж об одобрении самого воспитателя. 

 

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»

Каждому ребёнку  была предоставлена возможность  выбора событий, происходивших с  ним.

Таблица 4

Исследование  страхов с помощью рисунков

 

Хорошие, радостные

Неприятные

эпизоды

события

80%

20%


                            

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в группе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними.

Преобладание в рисунке серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной  сфере. Выявил скрытые детские страхи.

Методика  выявления страхов с помощью  специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.

Каждый рисунок  выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и  для мальчика (на рисунке изображён  мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном  порядке один за другим. Предъявив  ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию следующего содержания:

1.Игра с младшими  детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у ребёнка: весёлое  или печальное? Он (она) играет  с малышами».

2.Ребёнок и  мать с младенцем. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

4.Одевание. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) одевается».

5.Игра со  старшими детьми. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) играет со старшими  детьми».

6.Укладывание  спать в одиночестве. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7.Умывание. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) в ванной».

8.Выговор. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

9.Игнорирование.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10.Агрессивное  нападение. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?»

11.Собирание  игрушек. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».

12.Изоляция.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка : печальное  или весёлое ?»

13.Ребёнок с  родителями. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  печальное или весёлое? Он (она)  со своими мамой и папой».

14.Еда в одиночестве.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать  в специальном протоколе.

             Протокол выявления тревожности у детей.

Имя: Роман            Возраст: 6 лет           Дата: 15.05.2002.

Рисунок

Высказывание

       Выбор

   

Весёлое

Печальное

   

лицо

лицо

1.Игра с младшими

Мальчику надоело  играть

+

 

детьми

     

2.Ребёнок и  мать

Я люблю гулять с мамой

+

 

с младенцем.

     

3.Объект агрессии

Хочется ударить  его стулом

 

+

4.Одевание

Я люблю одеваться  на прогулку

+

 

5.Игра со  старшими

Мама играет с ребёнком

+

 

детьми

     

6.Укладывание  спать

Когда иду спать, беру игрушку

 

+

в одиночестве

     

7.Умывание

Потому что он умывается

+

 

8.Выговор

Мама его  ругает

 

+

9.Игнорирование

Потому что  тут малыш

+

 

10.Агрессивность

Кто-то отбирает игрушку

 

+

11.Собирание

Мама заставляет его собирать

 

+

игрушек

игрушки

   

12.Изоляция

Дети не хотят  с ним играть

 

+

13.Ребёнок

Родители играют с ним

+

 

с родителями

     

14.Еда в одиночестве

Пьёт чай, я  тоже люблю пить чай

+

 

   

В тестировании принимали участие 15 человек.

                             Анализ данных.

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

 

Число эмоционально негативных выборов

 

ИТ=

14

100%


Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.

         Ф.И

Вычисление  ИТ

        ИТ(%)

Роман Т.

ИТ= 6/14*100%

ИТ=42,8%

Катя И.

ИТ= 3/14*100%

ИТ=21,4%

Ваня С.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Руслан Г.

ИТ= 10 /14*100%

ИТ=71,4%

Юра В.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Таня М.

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5%

Айдар Ф.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Андрей А.

ИТ= 5 /14*100%

ИТ=35,7%

Лиля С.

ИТ= 6 /14*100%

ИТ=42,8%

Алия М.

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5%

Юля Д.

ИТ= 7/14*100%

ИТ=50%

 Витя Н.

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Саша К.

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Света М.

ИТ= 3 /14*100%

ИТ=21,4%

Рамиз Н.

ИТ= 6 /14*100%

ИТ=42,8%


Высокий уровень  тревожности

(индекс тревожности  выше 50%)

Средний уровень  тревожности.

(индекс тревожности  от 20 до 50 %)

Низкий уровень  тревожности.

(индекс тревожности от 0 до 20%)

Таким образом: из 15 человек, которые принимали  участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.

Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в  домиках». методика М.А. Панфиловой.)

Проводится  индивидуальная беседа, в которой  выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с  выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Таблица 4               

Страхи, которым  подвержен ребёнок.

Ф.И

Темнота

Сказочные

Кровь

Стихии

Врач

транспорт

Животные

 

 

 

персонажи

         

Таня М.

+

 

+

       

Оля П.

 

+

 

+

     

Катя И.

           

+

Олег Р.

+

 

+

       

Саша К.

 

+

 

+

     

Роман Т.

+

     

+

   

Алия М.

+

   

+

 

+

 

Руслан Г.

+

 

+

 

+

 

+

Айдар Ф.

+

+

         

Андрей А.

+

           

Рома М.

   

+

       

Саша Л.

+

   

+

 

+

 

Света М.

+

 

+

     

+

Рамиз Н.

           

+

Юра Б.

       

+

   

Таня Б.

 

+

         

Люда К.

   

+

       

Лиля С.

+

           

Юля Ч.

   

+

       

Информация о работе Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста