Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.
- Подобрать мониторинг исследования детских страхов.
Введение……………………………………………………………….….…4
Глава I. Теоретический анализ проблемы…………………………….…...6
1.1. Понятие страх в психолого-педагогической литературе…….….…..6
1.2. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста……………15
1.3. Технология профилактики и коррекции детских страхов…………..20
Выводы по первой главе……………………………………………...……25
Глава II. Анализ состояния проблемы в практике………………….........27
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….27
2.2. Педагогические рекомендации……………………………………….37
Выводы по второй главе…………………………………………………...39
Заключение…………………………………………………………….……40
Список литературы…………………………………………………………42
Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Таблица 3
Исследование страхов с помощью рисунков.
Не нарисовали |
Нарисовали |
страх |
страх |
30% |
70% |
Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя.
Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»
Каждому ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.
Таблица 4
Исследование страхов с помощью рисунков
Хорошие, радостные |
Неприятные |
эпизоды |
события |
80% |
20% |
Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в группе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними.
Преобладание в рисунке серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.
Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.
Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию следующего содержания:
1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3.Объект агрессии.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка:
4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».
5.Игра со
старшими детьми. «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого
ребёнка: печальное или
6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7.Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной».
8.Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
9.Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
10.Агрессивное
нападение. «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого
ребёнка: печальное или
11.Собирание
игрушек. «Как ты думаешь,
12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
13.Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».
14.Еда в одиночестве.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка:
Выбор ребёнком
соответствующего лица и высказывания
каждого ребёнка можно
Протокол выявления тревожности у детей.
Имя: Роман Возраст: 6 лет Дата: 15.05.2002.
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
лицо | ||
1.Игра с младшими |
Мальчику надоело играть |
+ |
|
детьми |
|||
2.Ребёнок и мать |
Я люблю гулять с мамой |
+ |
|
с младенцем. |
|||
3.Объект агрессии |
Хочется ударить его стулом |
+ | |
4.Одевание |
Я люблю одеваться на прогулку |
+ |
|
5.Игра со старшими |
Мама играет с ребёнком |
+ |
|
детьми |
|||
6.Укладывание спать |
Когда иду спать, беру игрушку |
+ | |
в одиночестве |
|||
7.Умывание |
Потому что он умывается |
+ |
|
8.Выговор |
Мама его ругает |
+ | |
9.Игнорирование |
Потому что тут малыш |
+ |
|
10.Агрессивность |
Кто-то отбирает игрушку |
+ | |
11.Собирание |
Мама заставляет его собирать |
+ | |
игрушек |
игрушки |
||
12.Изоляция |
Дети не хотят с ним играть |
+ | |
13.Ребёнок |
Родители играют с ним |
+ |
|
с родителями |
|||
14.Еда в одиночестве |
Пьёт чай, я тоже люблю пить чай |
+ |
В тестировании принимали участие 15 человек.
Анализ данных.
Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)
Число эмоционально негативных выборов |
||
ИТ= |
14 |
100% |
Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.
Ф.И |
Вычисление ИТ |
ИТ(%) |
Роман Т. |
ИТ= 6/14*100% |
ИТ=42,8% |
Катя И. |
ИТ= 3/14*100% |
ИТ=21,4% |
Ваня С. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% |
Руслан Г. |
ИТ= 10 /14*100% |
ИТ=71,4% |
Юра В. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% |
Таня М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% |
Айдар Ф. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% |
Андрей А. |
ИТ= 5 /14*100% |
ИТ=35,7% |
Лиля С. |
ИТ= 6 /14*100% |
ИТ=42,8% |
Алия М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% |
Юля Д. |
ИТ= 7/14*100% |
ИТ=50% |
Витя Н. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% |
Саша К. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% |
Света М. |
ИТ= 3 /14*100% |
ИТ=21,4% |
Рамиз Н. |
ИТ= 6 /14*100% |
ИТ=42,8% |
Высокий уровень тревожности
(индекс тревожности выше 50%)
Средний уровень тревожности.
(индекс тревожности от 20 до 50 %)
Низкий уровень тревожности.
(индекс тревожности от 0 до 20%)
Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.
Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках». методика М.А. Панфиловой.)
Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Таблица 4
Страхи, которым подвержен ребёнок.
Ф.И |
Темнота |
Сказочные |
Кровь |
Стихии |
Врач |
транспорт |
Животные |
|
персонажи |
||||||
Таня М. |
+ |
+ |
|||||
Оля П. |
+ |
+ |
|||||
Катя И. |
+ | ||||||
Олег Р. |
+ |
+ |
|||||
Саша К. |
+ |
+ |
|||||
Роман Т. |
+ |
+ |
|||||
Алия М. |
+ |
+ |
+ |
||||
Руслан Г. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Айдар Ф. |
+ |
+ |
|||||
Андрей А. |
+ |
||||||
Рома М. |
+ |
||||||
Саша Л. |
+ |
+ |
+ |
||||
Света М. |
+ |
+ |
+ | ||||
Рамиз Н. |
+ | ||||||
Юра Б. |
+ |
||||||
Таня Б. |
+ |
||||||
Люда К. |
+ |
||||||
Лиля С. |
+ |
||||||
Юля Ч. |
+ |
Информация о работе Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста