Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.
- Подобрать мониторинг исследования детских страхов.
Введение……………………………………………………………….….…4
Глава I. Теоретический анализ проблемы…………………………….…...6
1.1. Понятие страх в психолого-педагогической литературе…….….…..6
1.2. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста……………15
1.3. Технология профилактики и коррекции детских страхов…………..20
Выводы по первой главе……………………………………………...……25
Глава II. Анализ состояния проблемы в практике………………….........27
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….27
2.2. Педагогические рекомендации……………………………………….37
Выводы по второй главе…………………………………………………...39
Заключение…………………………………………………………….……40
Список литературы…………………………………………………………42
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы…………………………….…...6
1.1. Понятие страх в психолого-педагогической литературе…….….…..6
1.2. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста……………15
1.3. Технология профилактики и коррекции детских страхов…………..20
Выводы по первой главе……………………………………………...……25
Глава II. Анализ состояния проблемы в практике………………….........27
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….27
2.2. Педагогические рекомендации……………………………………….37
Выводы по второй главе…………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Психологическое
здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических,
культурных, психологических и многих
других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв,
В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок
как самая чувствительная часть социума
подвержен разнообразным отрицательным
воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют
специальные экспериментальные исследования,
наиболее распространёнными явлениями
являются тревожность и страхи у детей
(И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров,
Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Таким образом, тема моей работы «Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста» выбрана не случайно.
Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.
- Подобрать мониторинг исследования детских страхов.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн.
Методы исследования:
1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент.
3.Количественная
и качественная обработка
Глава I. Теоретический анализ проблемы.
1.1. Понятие
страх в психолого-
Понятие страха
разрабатывалось многими исслед
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1, с.71].
Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13, с.218].
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [5, с.305].
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, c.165].
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17, c.570].
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [15, c.102].
Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В.В.Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение.
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно – оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [21, c. 245].
Известный физиолог И.П.Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [16, c. 564].
Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [3, c. 139].
Понимание опасности,
её осознание формируется в
Всё это даёт основание говорить об условнорефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [там же].
Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [10, c. 43 ].
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л.Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [22, с. 352]:
Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх невротический – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов[18, c.312]:
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.
Некоторые дети
панически бояться сделать
Информация о работе Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста