Особенности профессиональной деятельности организатора-методиста ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

Методическая служба занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Методическая работа в ДОУ……………………………..4

Содержание методической работы………………………6


Деятельность организатора-методиста в ДОУ…………13

Заключение……………………………………………………18
Список литературы……………………………………………19

Работа содержит 1 файл

журавлёва.docx

— 44.34 Кб (Скачать)
  • курсовая подготовка;
  • участие в работе творческих групп, клубов;
  • участие в методических объединениях.

Зам. зав. по воспитательной и методической работе организует и  контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Выявление, изучение, обобщение и распространение  передового педагогического опыта.

Передовой опыт представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой  улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов

ПО – результат  творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.

Самообразование.

На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.

На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО комплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пединформации).

Третьим этапом

является распространение  и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формы  работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.

Подготовка методического  обеспечения для осуществления  педагогического процесса.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного  учреждения является методическое обеспечение методического процесса.

Программно-методический комплекс дошкольного  учреждения отбирается с учетом ориентации

на государственные  требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику  педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

Через орган  самоуправления ДОУ - педсовет для осуществления  образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс  во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая  соотносится с социальным заказом  и видом ДОУ.

Методическое  сопровождение программы подбирается  с учетом соответствия Временным  требованиям к содержанию методам  воспитания и обучения детей дошкольного  возраста, основного и дополнительного  образования, осуществляемого в  ДОУ, единства концептуальных основ  комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.

Результативность  воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает и обуславливает следующую направленность методической работы:

1. Организация  развивающей предметной среды  в МДОУ, соответствующей содержанию  программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

  • разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды МДОУ;
  • обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
  • активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;

2. соотнесение  содержания воспитательно-образовательного  процесса с выбранной программой  и Временными (примерными)требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

  • формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
  • анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
  • анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;

3. обновление  содержания методического обеспечения  (технологий, методик) в соответствии  с современными требованиями;

4. разработка  режима дня, сетки занятий,  графики работы кружков для  каждой возрастной группы;

5. отслеживание  баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной  деятельности воспитанников.

Структура, формы и методы методической работы.

Методы  методической работы -

это упорядоченные  способы деятельности по достижению целей.

Форма -

это внутренняя организация содержания, конструкция  отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов  и устойчивых связей.

По  формам

методическая  работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам

относятся: участие  педагогов в методических объединениях района, МДОУ; организация теоретических и научно –практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным

относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Необходимо учиться  искусству беседы, её универсальный  характер основывается на том, что в  любой беседе участники должны искусно  приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы  сделать правильный выбор для  своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

  • целями и задачами ДОУ;
  • количественным и качественным составом коллектива;
  • сравнительной эффективностью форм и методов работы;
  • особенностями образовательного процесса;
  • материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
  • реальными возможностями;
  • передовым опытом и научными рекомендациями.

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

  • педсовет.
  • семинары, семинары-практикумы
  • открытые просмотры эффективны.
  • медико-педагогические совещания.
  • консультации .
  • работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации

происходит:

  • за счет посещения курсов повышения квалификации в НИРО;
  • обучение в учебных заведениях;
  • участие в работе методических объединений района.

Внутреннее  повышение квалификации

происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:

  • участие в работе совета педагогов;
  • обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
  • консультирование и др.

В методической работе особое место отводится  принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами, должна строится на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в  активную профессиональную деятельность.

В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных  форм сотрудничества педагогического  коллектива с родителями.

Планирование  методической работы.

Планирование  осуществляется на аналитической основе:

  • анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
  • анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
  • цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

    3. Деятельность организатора-методиста ДОУ

Организатором методической работы в дошкольном образовательном  учреждении является старший воспитатель.

Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство  дошкольным учреждением.

организатор-методист участвует в:

— подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов; 
— создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников; 
— формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ; 
— стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ; 
— создании имиджа ДОУ среди населения; 
— выборе (разработке) образовательных программ для детей; 
— организации образовательной, воспитательной работы с детьми; 
— организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ; 
— развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ; 
— развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Кроме этого, организатор-методист планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

— предложения  в план работы ДОУ; 
— повышение квалификации воспитателей; 
— помощь воспитателям в самообразовании; 
— аттестацию воспитателей; 
— составление сетки занятий по возрастным группам; 
— методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; 
— обмен опытом работы сотрудников ДОУ; 
— ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; 
— развитие преемственности ДОУ и школы; 
— совершенствование работы с родителями; 
— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками; 
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

— готовит и  регулярно проводит заседания педагогического  совета; 
— проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы; 
— организует работу творческих групп; 
— своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы; 
— ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы; 
— комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.; 
— организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов; 
— проводит совместные мероприятия со школой; 
— готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания; 
— своевременно оформляет педагогическую документацию; 
— формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет  контроль за работой воспитателей:

— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы; 
— по графику посещает занятия в группах; 
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Организатор-методист организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

Информация о работе Особенности профессиональной деятельности организатора-методиста ДОУ