Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:35, реферат

Описание работы

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами должны руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды в старшей группе ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Особенности построения предметно.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе

Окружающий  дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой  интерес, желание преобразовать  и усовершенствовать. Не менее важны  условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. Именно этими принципами должны руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды в старшей группе ДОУ.

Автор материала О.П. Пуларгина,  старший воспитатель МДОУ  
"Центр развития ребенка – детский сад № 173", МДОУ "Детский сад № 186" г. Самары  
– финалист Всероссийского конкурса "Методист-новатор – 2010", 
 организованного журналом "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".

  • Особенности построения предметно-развивающей среды в группе
  • Деятельность педагогов и детей в созданной предметной среде
  • План методической работы с педагогами по повышению профессиональной компетенции в вопросе создания развивающей среды ДОУ

При организации предметной среды  в групповом помещении педагогам  необходимо учитывать все, что будет  способствовать становлению базовых  характеристик личности каждого  ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что  предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

При формировании предметно-развивающей  среды в старшей группе педагогический коллектив ДОУ поставил цель выполнить проект с минимальными экономическими затратами, поскольку далеко не каждое дошкольное учреждение может рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Таким образом, старшая группа "Подсолнухи" была оборудована силами педагогов по собственным эскизам с использованием подручного и бросового материалов.

Развивающее пространство, учитывающее  возрастные особенности дошкольников, было организовано на основе следующих  принципов.

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, панно "Подсолнухи", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

В соответствии с принципом эстетичности и красотыв оформлении помещения  группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для  глаз светло-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые  стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: искусственное дерево цветущей сакуры, яркое панно на стене, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Важным при организации предметно-развивающей  среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

Педагоги стремятся создать  в группе условия как для совместной деятельности воспитанников, так и  для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника. 

 

Проект предметно-развивающей среды  в старшей группе ДОУ был отмечен  в 2010 г. дипломом Московского конкурса "Развивающая среда группы" по программе "Развитие" Л.А. Венгера.  

 

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

При построении среды необходимо соблюдать  принцип зонирования. Благодаря  организации различных игровых  зон и уголков с помощью  легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Предметно-развивающая среда в  старшей группе должна отвечать принципам  активности, самостоятельности, творчества,а  также динамичности.

Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Данный проект не предполагает чрезмерного количества материалов и игрушек, поэтому среда не выглядит перенасыщенной и калейдоскопичной. Например, в игровых уголках представлены традиционная мозаика и современные пазлы. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации  определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.

В соответствии с принципом индивидуального  подхода в группе предусмотрены  зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.

Принцип гендерного подхода  к развитию среды позволяет учитывать  интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

наверх

Особенности  
построения предметно-развивающей среды в группе

В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОУ была создана  следующая предметно-развивающая  среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются  ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый  и настольный виды театра. Педагог  вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.  
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель  может проводить в природном  уголке наблюдения, простые опыты  и занятия природоведческого  характера.  
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Для центра искусства "Юный художник"отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Детские работы (рисунки, поделки  и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный  доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или  иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного  пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Неизменной популярностью у  дошкольников пользуется центр науки  или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

В группе также выделены зоны для  сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Складные кровати позволяют освободить значительную площадь и перенести  часть игрового оборудования в спальную комнату. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.

Атрибуты к играм подбираются  так, чтобы создать условия для  реализации интересов детей в  разных видах игр. Эстетичность и  изысканность оформления, современность  материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Яркий, веселый, с нестандартным  дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты  обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия,как литературный центр (уголок уединения), которыйрасполагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит дерево-книжка на стене. Его страницы, выполненные в пластике, можно листать, как настоящую книгу. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы.

Уголок безопасности дорожного  движения интересен в первую очередь  мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (прялкой, лаптями, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т. д.).

Информация о работе Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе