Особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. В международной педагогической практике общепринятыми понятиями являются «специальная педагогика» и «специальное образование», так как сообразуются с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия – special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, её способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 29.94 Кб (Скачать)

    В соответствии с принятой в дидактике  и наиболее распространенной классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями в  развитии выделяют: методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и  мотивации; методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом  методов и приемов обучения, так  и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми  образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии.

    Общепедагогические  методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный  отбор и композицию методов и  приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика  и специфике коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается  и особая реализация этого сочетания  методов. Общепедагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется  одним-двумя дополнительными. Так  на начальных этапах обучения при  объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах  обучения ведущее место могут  занимать словесные методы с дополнением  наглядных и практических методов.

    При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные  задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например, формирование определенной группы умений, активизация  словаря. Необходимого для освоения нового материала и др.

    Таким образом, в специальном образовании  практически всегда используется сложное  сочетание нескольких методов и  приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического  эффекта.

    Обучение  детей и взрослых с особыми  образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. История специального образования приводит многочисленные примеры спорадических попыток индивидуального обучения неслышащих и незрячих детей, преимущественно в домашних условиях или в монастырях. Значительное своеобразие нарушения развития у каждого ученика. Опытно-экспериментальный путь нахождения методических приемов специального обучения для каждого конкретного случая. Немногочисленность прецедентов специального обучения – все это определяло организацию индивидуального обучения применительно к детям с особыми образовательными потребностями. Индивидуальным было ремесленное и художественное обучение. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях: - когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспитании; - когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия; - если ребенок обучается в домашних условиях. Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут.

    Индивидуально-групповая  форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. В основном применяется в работе с детьми, имеющими комбинированное нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.

    Классно-урочная  система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. Урок позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников. В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу, и характеризуются широким использованием групповых форм работы. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по свои познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.

    К числу дополнительных форм организации  педагогического процесса относятся: экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные  формы педагогической работы (например, внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в специальной  школе-интернате).

    К числу вспомогательных форм организации  педагогического процесса в специальной  школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной  работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).

    Как и основные, вспомогательные и  дополнительные формы организации  учебного процесса в специальных  школах-интернатах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия  в различных организационных  формах учебной и воспитательной работы.

    Интегрированное обучение закон трактует как совместное обучение лиц с ограниченными  возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством  создания специальных условий для  получения образования лицами с  ограниченными возможностями.

    В ныне действующем Типовом положении  о специальном (коррекционном) образовательном  учреждении для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, в название учреждения в скобках включен термин коррекционный. В законе при определении специального образовательного учреждения этот термин опущен, так как проблемная область педагогики лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальная педагогика) выходит далеко за рамки коррекционной педагогики (см. работы Г.Ф. Кумариной, Н.М. Назаровой и других авторов). 

    Вводится  дополнительно понятие "специальное  образовательное подразделение" как структурное подразделение  образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с  ограниченными возможностями здоровья.

    Образовательное учреждение интегрированного обучения в соответствии с законом определяется как образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы  специальные условия для получения  образования лицами с ограниченными  возможностями здоровья совместно  с лицами, не имеющими таких ограничений.  

    Помимо  образовательных учреждений как  форма обучения названо обучение на дому. Под этим понимается освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или  постоянно не посещающим образовательное  учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими  работниками соответствующих образовательных  учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.

    Предусматривается также в различных формах обучение в условиях стационарного лечебного  учреждения для детей с ограниченными  возможностями здоровья, находящихся  в длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.

    Закон вводит новое понятие «государственное именное образовательное обязательство». Под ним понимается именной документ, устанавливающий обязанность органов  государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от форм освоения образовательных программ.

    Именное образовательное обязательство  открывает новые возможности  для развития системы специального образования в современных социально-экономических  условиях.

    Именно  в этих условиях весьма актуально  понятие «полное государственное  обеспечение» лиц с ограниченными  возможностями здоровья, обучающихся  в государственных, муниципальных  специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных  подразделениях-интернатах государственных, муниципальных образовательных  учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым  оборудованием и индивидуальными  техническими средствами.

    В отличие от Федерального закона «Об  образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г., где в ст. 7 и 2 записано, что при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные стандарты, в Федеральном законе о специальном образовании речь идет о специальных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и общего образования, а также об определении «правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств обучения, получения и передачи информации; о единых принципах и нормативах создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципах итоговой аттестации этих лиц».

    Введены понятия "медико-психолого-педагогическая коррекция физического и (или) психического недостатка", "постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия" (в Федеральном законе "Об образовании" в ст. 50 п. 10 ошибочно указаны две  комиссии – психолого-педагогическая и медико-педагогическая), что служит основанием для исправления допущенной ранее технической ошибки. ПМПК осуществляет диагностику физических и (или) психических  недостатков детей, установление их прав на специальное образование  и создание специальных условий  для получения образования, а  также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических  недостатках детей. В целях научно-методического  обслуживания психолого-медико-педагогической комиссии и разрешения конфликтов между  комиссией и родителями создаются  федеральные психолого-медико-педагогические центры.

    Для обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) тяжелыми недостатками создаются  центры реабилитации различных профилей.

    С каждым годом расширяются возможности  реабилитации. Научные и технические  достижения совершенствуют методы и  приемы реабилитации. Новейшие средства обучения и современная аппаратура, применяемые в школах для глухих (например, приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы) и слепых, повышают результативность обучения и  компенсируют недостатки развития.

    Введены новые понятия о логопедической службе, организуемой в образовательных  учреждениях общего назначения для  оказания помощи детям, имеющим различные  недостатки речи; о помощнике, услугами которого вправе пользоваться во время  занятий лицо с ограниченными  возможностями здоровья, обучающееся  в образовательном учреждении общего назначения, при наличии соответствующей  рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической или медико-социальной экспертной комиссий.

    Все изложенное позволяет ввести в оборот как новые, так и по-новому осмысленные  понятия, обеспечивая тем самым  дальнейшее развитие понятийного аппарата специальной педагогики и специального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Использованная  литература:

  1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.
  2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов.- М.: Просвещение, 1991.-143 с.
  3. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

Информация о работе Особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями