Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:56, контрольная работа
Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. В международной педагогической практике общепринятыми понятиями являются «специальная педагогика» и «специальное образование», так как сообразуются с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия – special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, её способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.
В
соответствии с принятой в дидактике
и наиболее распространенной классификацией
методов обучения на основе целостного
деятельностного подхода в
Общепедагогические
методы и приемы обучения используются
специальной педагогикой особым
образом, предусматривающим специальный
отбор и композицию методов и
приемов, более других отвечающих особым
образовательным потребностям ученика
и специфике коррекционно-
При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например, формирование определенной группы умений, активизация словаря. Необходимого для освоения нового материала и др.
Таким
образом, в специальном образовании
практически всегда используется сложное
сочетание нескольких методов и
приемов работы в целях достижения
максимального коррекционно-
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. История специального образования приводит многочисленные примеры спорадических попыток индивидуального обучения неслышащих и незрячих детей, преимущественно в домашних условиях или в монастырях. Значительное своеобразие нарушения развития у каждого ученика. Опытно-экспериментальный путь нахождения методических приемов специального обучения для каждого конкретного случая. Немногочисленность прецедентов специального обучения – все это определяло организацию индивидуального обучения применительно к детям с особыми образовательными потребностями. Индивидуальным было ремесленное и художественное обучение. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях: - когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспитании; - когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия; - если ребенок обучается в домашних условиях. Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут.
Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. В основном применяется в работе с детьми, имеющими комбинированное нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. Урок позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников. В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу, и характеризуются широким использованием групповых форм работы. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по свои познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.
К числу дополнительных форм организации педагогического процесса относятся: экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в специальной школе-интернате).
К
числу вспомогательных форм организации
педагогического процесса в специальной
школе-интернате относятся
Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах-интернатах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах учебной и воспитательной работы.
Интегрированное обучение закон трактует как совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.
В ныне действующем Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, в название учреждения в скобках включен термин коррекционный. В законе при определении специального образовательного учреждения этот термин опущен, так как проблемная область педагогики лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальная педагогика) выходит далеко за рамки коррекционной педагогики (см. работы Г.Ф. Кумариной, Н.М. Назаровой и других авторов).
Вводится
дополнительно понятие "специальное
образовательное подразделение"
как структурное подразделение
образовательного учреждения общего назначения,
созданное для обучения лиц с
ограниченными возможностями
Образовательное
учреждение интегрированного обучения
в соответствии с законом определяется
как образовательное учреждение
общего назначения, в котором созданы
специальные условия для
Помимо
образовательных учреждений как
форма обучения названо обучение
на дому. Под этим понимается освоение
общеобразовательных и
Предусматривается также в различных формах обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.
Закон
вводит новое понятие «государственное
именное образовательное
Именное
образовательное обязательство
открывает новые возможности
для развития системы специального
образования в современных
Именно
в этих условиях весьма актуально
понятие «полное
В отличие от Федерального закона «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г., где в ст. 7 и 2 записано, что при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные стандарты, в Федеральном законе о специальном образовании речь идет о специальных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и общего образования, а также об определении «правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств обучения, получения и передачи информации; о единых принципах и нормативах создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципах итоговой аттестации этих лиц».
Введены
понятия "медико-психолого-
Для обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей.
С каждым годом расширяются возможности реабилитации. Научные и технические достижения совершенствуют методы и приемы реабилитации. Новейшие средства обучения и современная аппаратура, применяемые в школах для глухих (например, приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы) и слепых, повышают результативность обучения и компенсируют недостатки развития.
Введены
новые понятия о логопедической
службе, организуемой в образовательных
учреждениях общего назначения для
оказания помощи детям, имеющим различные
недостатки речи; о помощнике, услугами
которого вправе пользоваться во время
занятий лицо с ограниченными
возможностями здоровья, обучающееся
в образовательном учреждении общего
назначения, при наличии соответствующей
рекомендации в заключении психолого-медико-
Все
изложенное позволяет ввести в оборот
как новые, так и по-новому осмысленные
понятия, обеспечивая тем самым
дальнейшее развитие понятийного аппарата
специальной педагогики и специального
образования.
Использованная литература:
Информация о работе Особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями