Особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. В международной педагогической практике общепринятыми понятиями являются «специальная педагогика» и «специальное образование», так как сообразуются с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия – special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, её способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 29.94 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Специальная педагогика и психология»  на тему

«Особенности  обучения и воспитания детей с  особыми образовательными потребностями»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Слушателя ПП

по дополнительной образовательной

 программе  «Педагогика и методика начального  образования»

Денисовой Полины Александровны 

                                                                 Преподаватель:

                                                                                                 Захарова И.М, к.псих. н., доцент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Набережные  Челны 2012

    Актуальность  проблемы обучения и воспитания детей  со специальными образовательными потребностями  определяет необходимость выработки  аргументированной теоретической  и методологической концепции в  этих вопросах.

     Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из её ветвей. Специальная  педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. В международной педагогической практике общепринятыми понятиями являются «специальная педагогика» и «специальное образование», так как сообразуются с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия – special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, её способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека.

     Специальная педагогика стала рассматриваться  как самостоятельная отрасль  педагогического знания, тесно связанная  со смежными науками, в первую очередь, с медициной и со специальной  психологией.

     Совокупность  знаний специальной педагогики формировалась  и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные  физические или психические недостатки.

    Последнее 10-летие развитие специальной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли. На протяжении 70-ти лет в нашей  стране для этого использовался  термин «дефектология» в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования  лиц с отклонениями в развитии. На дефектологических факультетах  педагогических вузов изучалась  дефектология (лат. defectus – недостаток и греч. logos – учение) как наука, которая исследовала психофизиологические особенности развития аномальных детей (от греч. anomalos - неправильный), закономерности их обучения и воспитания, определяла условия, способствовавшие преодолению имеющихся дефектов в умственном и физическом развитии.

     Долгое  время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и  тактичным словарем, соотносится  с терминологией, принятой в международном  научном сообществе. Медицинские  термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому  наиболее продуктивным представляется термин дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями. Также  применяется термин дети (лица) с  ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе. В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

     В настоящее время различают следующие  категории лиц с ограниченными  возможностями (со специальными образовательными потребностями):

  • лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;
  • лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;
  • лица с нарушениями речи;
  • лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • дети с задержкой психического развития;
  • лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
  • лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением);
  • лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).

    Современная специальная педагогика и психология состоят из предметных областей, которые  исторически сформировались в связи  с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти  предметные области только складывались, сегодня они представляют собой  относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы  научного и практического педагогического  знания. К их числу относятся следующие: тифлопедагогика; сурдопедагогика; тифлосурдопедагогика; логопедия; отрасль специальной  педагогики применительно к лицам  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями  эмоционально-волевой сферы; патопсихология; специальная психология (включает разделы  по видам нарушений).

    Как и все остальные люди, человек  с ограниченными возможностями  в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для  этого, значительно отличается от общепринятого  в педагогике: физические и психические  недостатки меняют, отягощают процесс  развития, причем каждое нарушение  по-своему изменяет развитие растущего  человека.

    В зависимости от степени ограничения  возможностей и в первую очередь  от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности  создания специальных образовательных  условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать  разные уровни образования.

    Содержание  специального образования, его воспитательного  и обучающего компонентов зависит  не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного  периода, в котором находится  растущий человек с ограниченными  возможностями. Специальное образование  человека с ограниченными возможностями  – глубоко индивидуальный и специфический  процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными  условиями жизни ребенка и  его семьи; желанием и возможностями  семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями  и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию условий  для специального образования; уровнем  профессиональной компетенции педагогов  и психологов, работающих с ребенком и его семьей.

    Обучение  и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:

  • Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно–развивающих);
  • Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
  • Адекватную сферу жизнедеятельности;
  • Проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами;
  • Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

    Воспитание основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, рассматриваемая как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных её качеств.

    Воспитание  детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в  рамках единого педагогического  процесса. Важной особенностью воспитания ребенка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность  в преодолении трудностей, надежда  на достижение положительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора  на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.

    Для обучения (воспитания) лиц с ограниченными  возможностями здоровья должны быть созданы соответствующие специальные  условия для получения образования. К их числу, согласно закону, относятся cпециальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

    Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся на 3 основных группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:

  • Информационные (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, экскурсии, встречи и т.п.);
  • Практически-действенные (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия, ипотерапия и т.п.);
  • Побудительно–оценочные (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

    Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии, во-первых, имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях, как между собой, так и с методами обучения, будучи нередко встроенными, в ту или иную специальную образовательную технологию. Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе.

    Обучение  педагогической наукой рассматривается  как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного  взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

    Обучение  в специальной и коррекционной  педагогике носит специфический  характер, определяемый глубиной и  характером дефекта ребенка. Причем общедидактические методы и приемы, организация учебного процесса дифференцируются в зависимости от отраслей специальной  педагогики.

    Обучение  и развитие – два взаимосвязанных  явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в её актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие.

    В современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представление  о становлении, развитии и социализации подрастающего человека как о  процессе его образования, неразделимо  интегрирующего обучение и воспитание.

Информация о работе Особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями