Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа
Цель работы – изучение личности заикающихся подростков .
Задачи работы :
1.Изучить особенности формирования личности заикающихся подростков
2.Рассмотреть системы воспитание личности заикающихся подростков
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные сведения об истории изучения заикания……………………4
2. Причины заикания ………………………………………………………….10
3. Типы заикания……………………………………………………………….13
4. Динамика формирования личности заикающихся …………………….14
5. Воспитание личности заикающихся………………………………………24
6. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков……27
7. Заключение……………………………………………………………………35
8. Список использованной литературы……………………………………...37
В 9-10 классах
появлялись более устойчивые интересы,
связанные с планами на будущее,
что некоторое время снимало
фиксацию
на заикании. По окончании школы переживания,
связанные с заиканием, нередко вызывали
изменения намеченных планов, предпочтение
отдавалось профессиям, где речевое общение
было минимальным. 93% пациентов поступили
и успешно закончили средние или высшие
учебные заведения, остальным (17%) эта задача
оказалась недоступной. Поступив на первый
курс, они оставляли учёбу из-за опасения
речевых трудностей при сдаче экзаменов
и выступлениях на семинарах. С возрастом
переживание речевого дефекта несколько
снижалось, но чувство неуверенности в
себе, чувство своей “неполноценности”,
“ущемленности”, сформировавшееся в
подростковом возрасте, оставалось.
В целом же, достаточно благоприятные жизненные обстоятельства, относительно сохранная деятельность общения, способствовали достижению определенных успехов как в личной жизни (семья, дети), так и на производстве (должности бригадиров, начальников объединений , врачей и т.п.). Деятельность общения у этой группы лиц, несмотря на некоторую ограниченность, не сводилась к минимуму или полному отказу от нее (как это было в другой группе обследованных пациентов). Пациенты с невротической формой заикания, как правило, добивались поставленных перед собой целей, несмотря наличие у них ранимости и чувства неуверенности в себе. Реальные успехи способствовали поддержанию мотива достижения.
В группе пациентов с НЕВРОЗОПОДОБНОЙ ФОРМОЙ заикания картина история жизни была иной.
В период раннего
детства в психическом и
В дошкольном возрасте активного познавательного интереса к окружающему не было. В поведении отмечались замедленность реакций и нередко стремление к уединению (26%). Пациенты этой группы могли легко обходиться без детского общества. В школу поступали чаще неподготовленными, интереса к книгам и школе не проявляли (68%). Наличие заикания не вызывало никаких переживаний. При выполнении школьных заданий большинство пациентов (71%) отмечали быструю утомляемость, трудности понимания и усвоения школьной программы. Постоянные неуспехи вызывали снижение мотивации познавательных интересов и познавательной активности. На уроках и в общении со сверстниками они были мало активны и малокоммуникабельны. Успеваемость была средней и ниже средней. Заикание постепенно усиливалось, расширяя круг трудных речевых ситуаций. Вместе с тем, тяжелых переживаний по этому поводу пациенты не отмечали. Нередко дефект речи использовался как средство избегания наказания, уход от трудных ситуаций (52%), даже не связанных с речью.
В подростковом возрасте отношения со сверстниками и учителями усложнялись. Более ощутимыми стали для пациентов трудности привыкания к новой обстановке, новым людям. Близких друзей, как правило, не было. Общественная работа не привлекала, интерес к учебным предметам был выборочным в зависимости от успеха. Основным теперь становилось стремление как можно меньше находиться в школе, желание уйти туда, где не требовалось прилагать никаких усилий (71%), возможность избежать ситуаций неуспеха, лишний раз подтверждающих несостоятельность по ряду вопросов. Наличие многопредметности и нового коллектива преподавателей, а иногда и сверстников приводило к тому, что у заикающихся подростков этой группы происходило осознание своего отличия от окружающих, хотя переживание самого речевого дефекта не было столь выраженным, как в первой группе. Можно было говорить появлении чувства ущемленности, несправедливости отношения со стороны сверстников, учителей, родителей (93%). Интерес к школе пропадал либо полностью, либо частично. Многие бросали школу, переходили в вечернюю, где требования и программа были значительно слабее, или уходили в ПТУ. Выбор профессии шёл по принципу: “где меньше нужно говорить туда и пойду”. Заикание начинало восприниматься как единственная или основная причина всех неудач. Все чаще стала появляться мысль: "Вот, если б не заикание, тогда я бы... "
С возрастом направленность переживаний существенно не менялась: по-прежнему у пациентов этой группы оставалась тенденция винить во всех неудачах окружающих. Их жизненный путь сопровождался не только постоянными речевыми трудностями и неудачами в общении, но и отсутствием успехов в личной жизни и на производстве. Все достаточно благополучно сложилось лишь у 17% заикающихся .В 24% случаев трудности обаяния приводили к полному отказу от него.
Отсутствие
четких целей и собственная низкая
активность были
характерны для заикающихся этой группы.
Психологический анализ истории жизни пациентов обеих групп( с невротической и неврозоподобной формами заикания) дает основания считать, что формирование личности и изменения деятельности в общении каждой группы имеют свои особенности.
Общение играет существенную роль для каждого возрастного этапа развития, но в подростковом возрасте его роль особенно четко осознается и имеет ведущее значение в формировании личностной ориентации и познавательной активности. В этом возрасте нарушения общения наиболее тяжело переживаются всеми подростками, а тем более заикающимися.
В группе лиц
с НЕВРОТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ заикания
до подросткового возраста деятельность
общения формировалась в
При НЕВРОЗОПОДОБНОЙ ФОРМЕ заикания общение с самого начала было сопряжено с трудностями как объективного ,так и субъективного характера. Само заикание у пациентов этой группы было более выраженным, по сравнению с первой. С раннего детства они отличались низкой собственной активностью, инертностью, тугоподвижностью интеллектуальной деятельности и эмоциональных проявлений. Пассивность, замкнутость, избегание общения со сверстниками – были результатом не только речевых трудностей, но и психомоторного отставания : неловкость, быстрая утомляемость, трудность ориентировки в игровых ситуациях и т.п. Отсутствие активности в достижении успехов в игровой и учебной деятельности приводило к угасанию интереса к играм и учёбе, что в свою очередь способствовало замедлению общего развития пациентов этой группы.
В подростковом возрасте речевые трудности проявились наиболее ярко, так как именно в этом возрасте деятельность общения становится ведущей. В группе лиц с невротической формой заикания это влекло за собой снижение активности, резко не влияя на правильное развитие личности, однако уровень притязаний, сформировавшийся до подросткового возраста на основе реальных успехов, теперь начал сочетаться со снижением самооценки, так как в этом возрасте существенную роль начинает играть мнение окружающих, особенно сверстников.
В подростковом возрасте успехи в общении и учёбе определяют место личности в группе и коллективе. Хотя объективно для пациентов этой группы место в группе и школьном коллективе существенно не менялось, но снижение собственной активности в ряде случае приводило к изменению роли в коллективе.
В группе пациентов с неврозоподобной формой заикания в учёбе и общении значительных успехов в большинстве случаев не отмечалось. В коллективе сверстников они старались занять место ниже уровня своих притязаний, что являлось одним из условий, препятствующих нормальному развитию личности. Иерархия мотивов опосредовалась осознанием речевого дефекта. В подростковом возрасте эта картина усугублялась еще больше.
Трудности, препятствующие нормальному протеканию общения, приводили порой к отказу от него. Подростки еще больше замыкались в себе, но причину видели лишь в своём заикании и “плохом” отношении к себе со стороны окружающих. Невысокая собственная активность в отношении достижения каких-либо успехов в учебной деятельности не меняла их места в школьном коллективе, группе, они оставались всегда в “тени”.Заикание занимало особое место в системе ценностей у пациентов. Отношение к окружающим, выбор профессии определялся сквозь призму речевого дефекта. Уже с подросткового возраста эта группа пациентов именно заиканием оправдывала свою несостоятельность, не предпринимая никаких попыток к изменению отношения к себе окружающих, стремясь только к избавлению от заикания.
Проводимое исследование истории жизни 2 групп заикающихся дает возможность определить причины и пути формирования таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний, характер активности, а также отношение к своему дефекту речи.
Результат экспериментально-
В группе с невротической формой заикания отмечалось снижение самооценки, зависимость её от степени переживания речевого дефекта. Уровень притязаний был достаточно адекватным. В целом выявлялась тенденция личности к защитным реакциям на “неуспех” виде его избегания и прогнозирования. Несмотря на некторое снижение активности, личности пациентов этой группы характерна определённая самостоятельность. Анализ переживаний и темы основных проблем касались прежде всего недовольства собой, своей личностью, своим характером. Реальные жизненные неудачи чаще связывались с чувством неуверенности в себе со "слабохарактерностью", чем с заиканием. В конфликтных ситуациях более склоны обвинять себя, брать вину на себя. Следует отметить, что “заикание” как основной “конфликт личности”, звучит лишь в теме планов на будущее, при планировании жизненных целей. Основной же “внутренний конфликт”личности касался недовольства собой, своим характером как основной причиной трудностей общения.
В группе
с неврозоподобной формой
значительное снижение самооценки, чем
у предыдущей группы, более сильная зависимость
ее от заикании. Уровень притязаний был
не устойчив. Как самооценка, так и уровень
притязаний характеризовались достаточной
лабильностью и зависимостью от внешних
факторов. Исследование выявило значительное
снижение самостоятельности пациентов
этой группы, трудности понимания сложных
конфликтных ситуаций и, как следствие,
неправильное реагирование на них. Защитные
реакции личности проявились в обвинении
окружающих, оправдании собственной вины,
поиска помощи у окружающих. “Проблемы
личности” касались в основном темы заикания.
Жизненные цели и планы на будущее отражали
единственное стремление - вылечиться
от заикания. Именно заиканием, его наличием
объясняли они свои неудачи.
В результате исследования познавательных процессов выявлено, что в группе с невротической формой заикания особенности памяти, внимания, мышления, умственной работоспособности не имели каких-либо значительных отличий от контрольной группы (лиц без речевой патологии). В тоже время можно подчеркнуть, что имеющая место эмоциональная дезорганизация познавательной деятельности снижает ее продуктивность. Можно отметить также определённую инертность психических процессов и снижение( в 2 раза по сравнению с контрольной группой) контроля за своими ошибками.
В группе с неврозоподобной формой заикания исследование выявило снижение познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, умственной работоспособности). Выявлялась утомляемость, снижение объёма памяти и внимании, инертность запоминания и слабость следов. В мышлении выявилась устойчивая тенденция удалении выявлялась устойчивая тенденция к снижению уровня обобщений, актуализации конкретных связей предметов и явлений. Работоспособность была снижена за счет повышенной утомляемости и трудности переключения. Контроль за собственными ошибками был в 2 раза ниже, чем у предыдущей группы, и в 4 раза, чем у контрольной.
В результате
проведенной работы можно говорить
о правомерности выделения
Воспитание личности заикающихся
Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.
По мнению В.Н. Мясищева (1960), личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.
Система воспитания и коррекции личности у заикающихся детей и заикающихся подростков значительно отличаются друг от друга. Наряду с необходимостью восстановления коммуникативной функции речи при заикании у подростков требуется реконструкция социальной значимости личности.
Информация о работе Особенности личности заикающихся подростков